СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1959 г. N 1397
О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
(в ред. Постановления Совмина СССР от 03.08.72 N 593; Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.84 N 313)
В соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать :
а) учителям и другим работникам просвещения — при стаже работы по специальности не менее 25 лет;
б) врачам и другим работникам здравоохранения — при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.
Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.64 N 620 установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу.
2. Пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения назначать в размере 40% ставки заработной платы или оклада.
3. Максимальный размер пенсий за выслугу лет установить 120 рублей в месяц, минимальный размер пенсии для неработающих пенсионеров — 30 рублей в месяц .
Размеры пенсий приводятся в масштабе цен, установленном Постановлением Совмина СССР от 04.05.60 N 470 (СП СССР, 1960, N 10, ст. 69).
Пункты 4 и 5 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
6. Установить, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
7. Утвердить прилагаемое Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
8. При назначении, выплате и перерасчете пенсий за выслугу лет соответственно применять пункты 5, 11 — 14, 111, 113, 115, 117 — 120, 129, 140 — 143, 149 — 157, 159 — 168, 172 — 180 и 181 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590. (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 03.08.72 N 593)
Пункт 9 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
10. Пенсии по случаю потери кормильца, получавшего или имевшего право получать пенсию за выслугу лет, установленную для работников просвещения, здравоохранения и работников сельского хозяйства, назначать и выплачивать в порядке, установленном Законом о государственных пенсиях для пенсий по случаю потери кормильца.
Если пенсии по случаю потери кормильца, назначенные до 1 января 1960 года, выше пенсий по случаю потери кормильца, установленных Законом о государственных пенсиях, эти пенсии сохранить в ранее назначенных размерах, но не выше максимальных размеров, установленных Законом для пенсий по случаю потери кормильца.
11. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, назначенные до 1 января 1960 года, выплачивать со дня вступления в действие настоящего Постановления на следующих основаниях:
а) пенсионерам, имеющим по условиям и нормам настоящего Постановления право на более высокую пенсию, пенсии повышаются до размеров, установленных этим Постановлением;
б) остальным пенсионерам пенсии сохраняются в ранее назначенных размерах, но не выше максимальных и не ниже минимальных размеров пенсий за выслугу лет, установленных пунктом 3 настоящего Постановления.
Подпункт "в" пункта 11 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
12. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 января 1960 года.
Пункт 13 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
Приложение
к Постановлению
Совета Министров СССР
от 17 декабря 1959 г. N 1397
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
(в ред. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.84 N 313)
Наименование учреждений и организаций | Наименование должностей |
I. Учителя и другие работники просвещения | |
1. Учебные заведения и детские учреждения | |
1. Начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования. Школы — интернаты и школьные интернаты всех наименований. Школы всех типов для глухонемых, слепых, нервных и других больных детей. Санаторные, санаторно-лесные и лесные школы, школы и учебные группы при детских санаториях. Школы рабочей и сельской молодежи, школы для переростков и взрослых. Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы. Средние музыкальные и художественные школы, музыкальные школы — семилетки, школы музыкантских воспитанников. Суворовские, нахимовские и другие военные специальные средние школы и училища |
Учителя, учителя — логопеды, логопеды, преподаватели, педагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, педагоги — воспитатели, воспитатели — руководители (воспитатели), заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работе, по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью |
Детские трудовые воспитательные колонии преобразованы в специальные школы и специальные профтехучилища. — Постановление Совмина СССР от 31.07.64 N 635.
2. Детские дома, детские трудовые воспитательные колонии, детские приемные и детские приемные пункты, детские приемники — распределители, логопедические пункты и стационары, школы — клиники. Институты трудового воспитания детей |
Директора (заведующие), их заместители по учебно-воспитательной работе (части), учителя, педагоги — воспитатели, воспитатели — руководители (воспитатели), сурдопедагоги |
3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и др.). Учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально-технического образования других систем (кроме высших учебных заведений). Школы фабрично-заводского ученичества |
Преподаватели, педагоги |
4. Детские сады и объединенные ясли — сады | Заведующие, руководители — воспитатели, воспитатели |
2. Библиотеки | |
Библиотеки | Заведующие, библиотекари |
3. Лечебные учреждения | |
Детские клиники, поликлиники, больницы, санатории и диспансеры, ясли и дома ребенка, детские отделения в больницах, санаториях, диспансерах и колониях | Учителя, педагоги — воспитатели, логопеды и сурдопедагоги |
4. Органы народного образования | |
Районные, окружные и городские (в городах, где нет районных отделов народного образования) отделы народного образования | Заведующие, инструкторы и инспекторы, запасные учителя |
II. Врачи и другие медицинские работники | |
1. Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения | |
Больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии. Амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско — акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие). Родильные дома. Детские ясли, детские сады, объединенные ясли — сады. Дома ребенка, дома и комнаты матери и ребенка. Комнаты для кормления детей на предприятиях. Женские, детские и женско — детские консультации. Молочные кухни и пищевые станции. Пункты сбора грудного молока. Детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня. Санитарно-эпидемиологические, противомалярийные, противотуляремийные, противобруцеллезные, противочумные, дезинфекционные, пастеровские, санитарно — контрольные, изоляционно — пропускные, гигиенические, противоэпидемические, прививочные, бактериологические и коревые станции, пункты, отряды и лаборатории, санпропускники и другие санитарно-профилактические учреждения. Санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные звукоприемники, эвакопункты и эвакобазы. Столовые лечебного питания, диетические столовые. Горноспасательные части на шахтах и других предприятиях |
Врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры — все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы |
2. Аптечные учреждения | |
Аптеки, отделения аптек и аптечные пункты (в том числе при больницах, поликлиниках, санаториях и т.д.), галеновые и контрольно-аналитические лаборатории | Заведующие, управляющие и их заместители; фармацевты, занятые изготовлением лекарств; фармацевты, занятые контролем за изготовлением и отпуском лекарств |
3. Учреждения социального обеспечения | |
Дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых, школы для инвалидов, дома для детей инвалидов Медицинские отделы протезных предприятий | Врачи, фельдшеры, медицинские сестры и лаборанты Врачи, фельдшеры, медицинские сестры — все независимо от занимаемой должности |
4. Органы здравоохранения, врачебного контроля и врачебной экспертизы | |
Районные, окружные и городские (в городах, где нет районных отделов здравоохранения) отделы и управления здравоохранения | Заведующие, инспекторы и инструкторы |
Врачебно-трудовые экспертные комиссии, бюро судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы | Врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки, медицинские сестры и лаборанты — все независимо от наименования должности |
1. Учителя и другие работники просвещения заочных средних школ, техникумов и других средних специальных учебных заведений, указанных в настоящем Перечне, относятся к числу лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет.
2. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
3. Работа по найму до установления советской власти по специальности в должностях, соответствующих должностям, указанным в настоящем Перечне, относится к работе, дающей право на получение пенсии за выслугу лет.
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Совета Министров СССР
от 17 декабря 1959 г. N 1397
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:
а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;
б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях;
в) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет;
г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;
д) методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро;
е) педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах;
ж) время обучения на курсах повышения квалификации по специальности;
з) время пребывания на каторге, в тюрьме или крепости, в ссылке или высылке за революционную деятельность при буржуазных правительствах; время отстранения при этих правительствах от работы по специальности по политическим причинам;
и) работа по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения.
2. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах;
работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения;
работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых;
время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность .
Постановлением Совмина СССР от 28.08.70 N 699 установлено, что учителям 1 — 4 классов, имеющим педагогическое образование или обучающимся в педагогических учебных заведениях, в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением включается время работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в сельской местности, а также в культурно-просветительских учреждениях, туристско — экскурсионных организациях, местных органах управления, общественных организациях и на должностях учебно-вспомогательного персонала в учреждениях просвещения в период с 1970 по 1977 год (включительно).
3. В стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.
4. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
5. Если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть — в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.
Дело № 2-170/2012 год
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Становое 17 апреля 2012 года
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего: Комоликовой Е.А.
при секретаре: Самохиной С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Становое гражданское дело № 2-170/12 по исковому заявлению Лаврищевой Г.В. к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Становлянском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью,-
Лаврищева Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Становлянском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указала, что, она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала воспитателем Становлянского детского сада, затем обучалась на очном отделении Елецкого государственного педагогического института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем в Становлянской средней школе. Обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, получила отказ по причине отсутствия у него необходимого специального стажа. Из стажа исключен период очного обучения в Елецком государственном педагогическом институте ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ С решением Пенсионного фонда об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии истец не согласилась. Считает, что при оформлении ей пенсии ответчиком должны применяться нормы Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397. Просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью и обязать ГУ УПФ РФ в Становлянском районе Липецкой области засчитать ей в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Лаврищева Г.В. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в Становлянском районе Липецкой области Фураева Л.Т., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковое заявление не признала, указала, что трудовой льготный стаж Лаврищевой Г.В. составил №. Этот стаж не дает право на досрочное назначение пенсии по старости педагогическим работникам. Период учебы в Елецком государственном педагогическом институте на очном отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включается в специальный стаж, так как не предусмотрен «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и в других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463), «Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067), Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста и на основании «Списка должностей и учреждений (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста». Ссылка истицы на постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 необоснованна, поскольку в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. № 953 с 01.10.1993 года положения постановления Совмина СССР № 1397 не применяются на территории РФ при назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные документы, Суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из решения от отказе Лаврищевой Г.В. в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие в общей сложности № в том числе период работы в должности воспитателя детского сада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности учителя, данный период времени ответчиком засчитан как педагогический стаж.
Данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой истицы серия №.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Лаврищева Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занималась педагогической деятельностью в учреждении, которое является образовательным- работала воспитателем детского сада, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась на очном отделении Елецкого государственного педагогического института в период действия указанных норм права — ДД.ММ.ГГГГ год, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы истицы в детском саду и учебы в институте подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из трудовой книжки Лаврищевой Г.В. усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность воспитателя в Становлянском детском саду, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась по очной форме обучения в Елецком государственном педагогическом институте.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 и пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397, согласно которому время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в постановлении СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» к учителям и другим работникам просвещения, имеющим право на пенсию по выслуге лет относятся воспитатели.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 действовало до 1 октября 1993 года, то есть период обучения истицы в Елецком государственном педагогическом институте и предшествующая педагогическая деятельность в образовательном учреждении- детском саду, имели место именно в период действия указанного постановления, что является основанием для включения в специальный стаж периоды учебы истицы с 14.08.1986 г. по 30.05.1990 г. в педагогиче6ской институте.
Период обучения в высшем учебном заведении относятся к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Довод ответчика о том, что положения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на которые ссылается истица, не могут быть применены при разрешении данного спора как утратившее силу, нельзя признать обоснованными, поскольку в постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, указано на необходимость сохранения за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Иное применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы к нарушению принципа правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения и поставило истца в неравное положение с лицами, имеющими право на включение периодов обучения в высшем учебном заведении в специальный трудовой стаж и обратившихся за пенсией до изменения правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
С учетом изложенного, в соответствии с предусмотренными законом основаниями для включения в специальный трудовой стаж истицы периода обучения в Елецком государственной педагогической институте суд признает законным и обоснованным, а следовательно, исковые требования подлежат удовлетворения в полном объеме
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Признать за Лаврищевой Г.В. право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельность.
Обязать ГУ УПФ РФ в Становлянском районе Липецкой области засчитать Лаврищевой Г.В. в специальный трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (время обучения в Елецком государственном педагогическом институте).
Обязать ГУ УПФ РФ в Становлянском районе Липецкой области назначить Лаврищевой Г.В. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Комоликова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 26 октября 2009 г. по делу N 33-2882
Судья: Карпова О.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейниковой И.Л.,
судей Анисимовой В.И., Глуховой И.Л.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 26 октября 2009 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) (межрайонного) Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15 сентября 2009 года, которым
исковое заявление Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворено.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения)
(межрайонного) Удмуртской Республики N от 16 июля 2009 г. об отказе Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (межрайонное) Удмуртской Республики обязано досрочно назначить Н. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, со дня обращения за ее назначением, а именно с 2 июня 2009 года.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) (межрайонного) Удмуртской Республики взысканы в пользу Н. расходы по оплате госпошлины в размере 100 руб., по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 1500 руб., всего взыскано 2100 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя истца по доверенности С., полагавшей жалобу необоснованной, Судебная коллегия
Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) (межрайонному) Удмуртской Республики (далее — Управление) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования истец мотивирует тем, что решением ответчика N от 16 июля 2009 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с недостаточностью стажа. Ответчик исключил из подсчета стажа период его службы в рядах Вооруженных Сил СССР
с 03.05.1985 г. по 12.11.1986 г. Истец со ссылкой на п.п. 1, 4 Положения от 17.12.1959 года N 1397 указывает на возможность включения данного периода в педагогический стаж, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, у него имелось. Просит признать незаконным указанное решение ответчика, обязать его досрочно назначить трудовую пенсию с момента возникновения права, взыскать судебные расходы.
Суд рассмотрел дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Д. заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ш. исковые требования не признала.
Суд вынес вышеизложенное решение.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Минтруда РФ N 70 издано — 17.10.2003, а не 17.12.2003.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить ввиду неправильного применения и толкования судом норм пенсионного законодательства. Так, по мнению ответчика, для включения периода службы истца в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, нет правовых оснований. Со ссылкой на постановление Минтруда РФ от 17.12.2003 года N 70 и разъяснение Минтруда РФ от 17.10.2003 г. N 4 ответчик указывает на неправомерность применения при разрешении спора постановления Совета Министров СССР
от 17.12.1959 г. N 1397. Ответчиком оспаривается также законность взыскания судебных расходов.
В возражениях на кассационную жалобу представитель истца указывает на необоснованность доводов жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, оснований отмены решения суда не находит.
Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены значимые обстоятельства дела.
Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом, с 03.05.1985 г. по 12.11.1986 г. истец проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР. За назначением пенсии он обратился к ответчику 2 июня 2009 года, в чем ему было отказано, педагогический стаж истца, зачтенный ответчиком, составил 23 года 6 месяцев 29 дней (л.д. 9).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15.06.1998 года, в определении N 320-О от 05.11.2002 года, применение судом норм, утративших силу, но действовавших в период службы истца в Вооруженных Силах СССР, Судебная коллегия находит правильным.
В спорный период до 01.10.1993 года действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту — Положение от 17.12.1959 года N
1397). Возможность включения в педагогический стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР была предусмотрена пунктом 1 подпункта “г“ указанного Положения.
Суд применил Положение от 17.12.1959 года N 1397 до 01.10.1993 года, т.е. до его признания недействующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953, что также является правильным.
Условия, предусмотренные п. 4 Положения от 17.12.1959 года N 1397, соблюдены, на момент обращения за пенсией истцом выработано 2/3 требуемого стажа. Судом пункт 4 Положения применен правильно, т.к. в стаж работы по педагогической деятельности период службы в рядах Советской Армии включен не более 1/3 требуемого стажа.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец должен выработать требуемый стаж на 01.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397, Судебная коллегия не принимает во внимание в силу того, что при таком толковании норм пенсионного законодательства требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173 “О трудовых пенсиях в РФ“, что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Судебные расходы с ответчика взысканы судом в соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ. Доводы кассационной жалобы о том, что доходы и расходы Пенсионного фонда носят строго целевой
характер, основанием для отмены решения суда в данной части не являются. ГПК РФ, предусматривая в ст. 98, 100 распределение между сторонами судебных расходов, каких-либо изъятий по их оплате для ответчика — Управления не содержит. Выводы суда в данной части решения Судебная коллегия находит обоснованными.
С учетом изложенного кассационная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) (межрайонного) Удмуртской Республики — без удовлетворения.