8 Классов это какое образование в ссср

В 1940 году стране остро требовались рабочие. Экономика развивалась экстенсивно, в воздухе пахло войной, так что количество людей у станка нужно было быстро увеличивать в разы.

Задача решалась комплексом действий: с одной стороны, массово создавались ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, с другой — с 1 сентября 1940 года обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педучилищах и других специальных средних заведениях, а также вузах стало платным.

Например, учёба в старших классах школы обходилась в 150 рублей в год (в Москве, Ленинграде и столичных городах союзных республик — 200 рублей в год). Для справки: средний размер ежемесячной заработной платы в 1940 году составил 331 руб., в 1945 году — 434 руб. (Источник: http://istmat.info). Тем не менее, нововведение лишило многих граждан возможности продолжать образование по окончании 7 класса. Сельские труженики в те времена вообще работали за трудодни и не получали зарплаты, так что их дети учиться в старших классах гарантированно не могли.

Примерно в это же время появился Указ «О государственных трудовых резервах СССР». СНК отныне получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получив необходимые навыки, выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года.

Платное обучение было отменено Постановлением Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» лишь в 1956 году — "в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования". За это время количество выпускников 8-10 классов средних школ, средних специальных учебных заведений и вузов в СССР сократилось практически вдвое.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВС СССР ОТ 02.10.1940 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи — организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта — помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий — организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно — рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично — Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 — 17 лет для обучения в школах Фабрично — Заводского Обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 — 17 лет в школы Фабрично — Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 — 17 лет в школы Фабрично — Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно — Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно "статье 10" настоящего Указа.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН

Постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий»

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;

б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;

Читайте также:  Городская схема дислокации дорожных знаков

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год.

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Хломов

Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.

Источник: Собрание постановлений и распоряжений Правительства СССР №27.

Использованы фотоматериалы из блога ihistorian

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Или чего мы не помним о советской школе.

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель — преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила — от приёма учеников до снабжения школ — меняются.

Читайте также :

При этом нельзя сказать, что советское правительство ограничилось отменой всех прежних законов и не проводило собственной образовательной политики. Советская школа строилась по принципу единой трудовой школы. Единой она называлась потому, что заменила прежние сословные учебные заведения. Социальные барьеры между начальной деревенской школой, реальным училищем и гимназией были разрушены. Это не значит, что все школы стали одинаковыми, но каждая из них теперь соответствовала определенной ступени образования, по которым ученики могли неограниченно подниматься. Например, бывшая начальная школа в селе считалась теперь школой первой ступени; окончив её, подросток мог направиться в уездный город и поступить в семилетку, которая считалась школой второй ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке.

Эти «ступени» и «типы» появились не случайно: слово «класс» не употреблялось, учеников делили на группы. Изгнанию авторитаризма не только из языка, но и из реальной жизни школ должны были способствовать ученические комитеты и общешкольные советы. Какой неформальной и бурной была общественная жизнь школ 1920-х, можно прочитать в повести Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева».

Из книги Огнева можно почерпнуть и некоторые представления об экспериментах в преподавании. Школа Кости Рябцева живет по Дальтон-плану: ученики выполняют недельные и месячные задания, консультируясь с педагогами в «лабораториях». Не в каждой школе был возможен полноценный эксперимент, но отказ от традиционной предметной системы был всеобщим. Даже небольшие сельские школы, педагогов в которых было трудно заподозрить в склонности к новаторству, переходили от предметов к «комплексам». Например, ученики первой ступени изучали свой край как целостную тему: и географические особенности, и климат, и флору с фауной, и современное население, и исторические детали, и хозяйственный портрет. Что-то сообщал учитель, какие-то данные ученики должны были получить сами путем опросов или наблюдений за природой. Изменения произошли и в оценке: к концу 1920-х гг. распространился «бригадный метод», когда ученики сдавали зачеты не индивидуально, а группами.

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу — чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Читайте также :

Почему это произошло? Новый образ школы, сложившийся к концу 1930-х, соответствовал идеологии «социализма в отдельно взятой стране» куда больше, чем Дальтон-планы и свободные школьные советы, где ученик мог критиковать педагога.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Некоторое время продолжали вводиться авторитарные дисциплинирующие меры (например, новые Правила поведения учащихся требовали беспрекословного подчинения ученика учителю), но зазвучали и другие предложения. Уже в 1944 г. нарком просвещения В. П. Потемкин объявил лозунг «борьбы с формализмом» в преподавании. Речь шла о том, чтобы меньше нагружать учеников зубрежкой определений и правил, а больше ориентировать их на понимание темы, пересказ своими словами, проводить лабораторные и практические занятия. Сразу же в печати появилась критика и «формализма в воспитании», игнорирующего интересы, склонности и особенности ребёнка.

Одним из главных новшеств в педагогике конца 1940-х гг. оказалось требование «индивидуального подхода», вызванное широко распространенным в послевоенные годы второгодничеством. Стандартные программы не работали на классах, составленных из разновозрастных учеников, у которых за плечами были годы вне школы. В ходе нескольких обсуждений в министерстве просвещения при участии экспертов-практиков и родилась формулировка «индивидуальный подход к каждому учащемуся». В педагогику вошли идеи уважения детского внутреннего мира и познания как творческого процесса. Не случайно одной из самых популярных книг среди учителей этого времени стала повесть Ф. Вигдоровой «Мой класс». Героиня книги проходит путь от заученных методик к пониманию каждого ученика, к человеческим отношениям с детьми и их семьями.

Читайте также :

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

С одной стороны, на педагога были возложены дополнительные обязанности: он по-прежнему отвечал за успеваемость учеников, но завышать оценки было невозможно, а проверки из разных контролирующих органов стали, как никогда, строгими и дотошными. С другой стороны, требование «индивидуального подхода» означало, что успешные нестандартные методики получили право на жизнь, как часть творческой работы педагога. Более того, в стране появилась практика сбора информации об опыте лучших учителей. Он обобщался и в специальных методичках, и на страницах «Учительской газеты». Внутри педагогического сообщества отклик нашли и призывы к отказу от формализма, и неясные идеи реформы школы. Именно в конце 1940-х — начале 1950-х гг. начали работу многие учителя, позднее прославившиеся как педагоги-новаторы, авторы «педагогики сотрудничества».

Читайте также:  Куда обращаться на счет материнского капитала

Попытка масштабной школьной реформы произошла в СССР только в 1958 г. — так называемая «политехнизация школы». Ни концепция, ни термин не были новыми для СССР. С самых первых лет советская школа развивалась как трудовая, включавшая в программу, помимо основ наук, и освоение практических навыков. Лозунгом реформы 1958 г. было «преодоление отрыва школы от жизни». С этого времени и до 1966 г., когда реформа была свернута, немалое количество часов в средней школе (по некоторым подзаконным актам, до трети) уделялось производственной практике. Поскольку в школьных зданиях не было места для создания мастерских, руководители школ шли по более простому пути: «школьные производственные бригады» направлялись на уже существующие производства. Выезды на заводы и птицефермы целыми классами запомнились многим школьникам этих лет.

Число школьников, учащихся высших и средних специальных учебных заведений постоянно росло даже во время войны. За годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов, которые вместе со всем народом вывели СССР в сверхдержаву мира.

Каждый день с Красной площади с небольшими интервалами отправляются автобусы и везут приезжих на экскурсию по Москве. Много небылиц вам расскажут экскурсоводы. Расскажут они и о том, что московские школьники во время войны изготавливали изделия для подводных лодок.

И невдомёк добросовестно заучившему текст экскурсоводу, что школьники во время войны ходили в школу даже в осаждённом Ленинграде, а детали для фронта изготавливали не школьники, а учащиеся ремесленных училищ, так как изготовление деталей или даже целых узлов, изделий входило в программу их обучения.

Они их изготавливали и в мирное время, только не для производства вооружений, а для производства мирной продукции. Но миф о том, что во время войны школьники встали к станкам господствует в нашем недостаточно просвещённом обществе.

Не знают наши экскурсоводы, что для подготовки квалифицированных рабочих ещё в 1920 году были созданы фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). Срок обучения в то время составлял 3-4 года, так как обучающиеся подростки в большинстве были малограмотными и поэтому профессиональное обучение сочеталось с общеобразовательным. По мере ликвидации в стране малограмотности срок обучения в зависимости от получаемой профессии составлял от 6 до 18 месяцев.

2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».

Этим указом учреждались:

  1. ремесленные училища с 2-летним курсом для подготовки квалифицированных рабочих — металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и других профессий;
  2. железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта;
  3. школы фабрично-заводского обучения с 6-месячным сроком обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий.

Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием). Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах была предусмотрена форменная одежда.

Указ 2 октября 1940 г. установил, что ежегодно призывается (мобилизуется) от 800 тыс., до 1 млн. человек рабочей и колхозной молодежи для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Окончившие эти школы обязаны проработать на государственных предприятиях 4 года с заработной платой на общих основаниях.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 октября 1940 г. для руководства подготовкой и распределением государственных трудовых резервов было создано Главное управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, преобразованное в 1946 г. в Министерстве трудовых резервов Союза ССР. На местах созданы республиканские, краевые, областные и городские управления трудовых резервов.

Только во время Великой Отечественной войны в указанных учебных заведениях было подготовлено 2 млн. рабочих сложных и массовых профессий. Во время обучения ремесленные училища изготавливали продукцию оборонного значения.

О воспитании рабочих замечательный педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом… Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».

Статья 45 Конституции СССР 1977 года гласила: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

Среднее специальное техническое образование выпускники школ республик СССР получали в техникумах. Принимали на учёбу в техникумы на конкурсной основе, поступающие сдавали приёмные экзамены по определённым видам предметов, изучаемых в школе. Техникумы были индустриальными, транспортными, сельскохозяйственными и других отраслей народного хозяйства. Срок обучения в техникумах составлял 4 года. Среднее специальное педагогическое, музыкальное, медицинское и др. виды среднего специального образования получали в училищах.

Учащимся техникумов и училищ во всех республиках государство ежемесячно выдавало стипендию. Иногородние и приехавшие из сельской местности учащиеся обеспечивались общежитием. Оканчивающие техникумы защищали дипломные проекты, а училища – сдавали государственные экзамены государственным квалификационным комиссиям. Выпускники школ и училищ имели право поступать в высшие учебные заведения после того, как не менее 3-х лет проработают на практической работе по своей специальности. Окончившие учебные заведения с отличием имели право поступать в высшие учебные заведения без отработки 3-х лет.

Выпускники техникумов работали техниками, мастерами производственных участков, в отдельных случаях начальниками цехов, выпускники педагогических училищ, как правило, преподавали в начальных классах школ, а музыкальных – в музыкальных школах. Медицинские училища подготавливали средний медицинский персонал для поликлиник и больниц республик страны.

Сеть высших учебных заведений в СССР к 1970 году выросла в 8 раз, а количество студентов — в 41 раз и в 1970/71 учебном году превысило 4 миллиона 580 тысяч человек. Особенно показателен рост вузов в союзных республиках. Например, в Белоруссии, Узбекистане и Казахстане до революции не было ни одного высшего учебного заведения. В 1970/71 учебном году их стало в Белорусской ССР — 28, в Узбекской ССР – 40, в Казахской ССР – 45 высших учебных заведения. К сожалению, сегодня этого не знает большинство жителей бывших республик СССР.

Читайте также:  Работа на скорой помощи водителем сутки трое

Высшие учебные заведения, особенно университеты, являлись крупными научными центрами. Профессорско-преподавательский состав в них наряду с учебно-воспитательной работой вёл большую научную работу, в которой принимали участие и студенты. Почти во всех вузах имелись научные студенческие общества.

В 1975 году имелось 856 вузов (в т. ч. 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов. Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др.

Наибольшее количество студентов в 1975/76 учебных годах обучалось в вузах промышленности и строительства – 1950 тыс. чел. и просвещения – 1415,3 тыс. чел. Советское государство уделяло огромное внимание просвещению народа и на подготовку преподавателей тратило количество денежных средств соизмеримое с затратами на подготовку специалистов промышленности.

Фальсификаторы нашей истории не скажут о том, что в указанное время в высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучались лица из 134 стран. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же из других стран.

Высшее образование выпускники школ получали в институтах и университетах. Принимали абитуриентов в институты и университеты на конкурсной основе в зависимости от набранных баллов при сдаче вступительных экзаменов. Количество поданных заявлений, как правило, во много раз превосходило количество мест. В результате при существовавшей системе в институты принимались самые одарённые дети.

Существовали льготы для отслуживших в армии, отработавших на производстве и для других категорий поступающих, но и при таких отступлениях система исключала поступление в высшие учебные заведения бездарных или не обладающих необходимыми знаниями абитуриентов. В каждом высшем учебном заведении сдавали вступительные экзамены в зависимости от профиля, но русский язык и литературу сдавали при поступлении в любой институт или университет.

В наше время платное обучение открыло в высшие учебные заведения дорогу посредственности, что, без сомнения, уменьшает профессиональный уровень педагогов, врачей, инженеров и работников других профессий, требующих высшего образования. Институты поставлены в условия, когда в школах решают, кого они должны принимать, а ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на институт. Такие решения противоречат здравому смыслу и интересам общества.

В дореволюционной России только очень немногие женщины получали высшее образование на высших женских курсах и в нескольких общественных высших учебных заведениях. В университеты и казенные высшие технические учебные заведения женщины не допускались. Во всех республиках Советского Союза все высшие учебные заведения были одинаково открыты как для мужчин, так и для женщин. Уже в 1940-х годах каждая союзная республика имела свои университеты (один или несколько). В Украинской ССР их было 7, в Узбекской и Литовской ССР — по 2 и в остальных союзных республиках — по одному.

Статус университета в Советском Союзе присваивали очень немногим учебным заведениям. Особое место среди университетов СССР по своему историческому прошлому и той роли, которую он сыграл в культурном развитии нашей Родины, по числу и разнообразию факультетов, по количеству студентов и обилию высококвалифицированных профессоров занимал и занимает Московский университет имени М. В. Ломоносова.

В 1914 году в России было 95 высших учебных заведений, а в 1939 году в СССР – 750 высших учебных высших учебных заведения. Их количество продолжало расти в соответствии с потребностями народного хозяйства, просвещения, культуры в специалистах с высшим образованием.

В 1946 г. было образовано Министерство высшего образования. Все учебные заведения в организационном и учебно-методическом отношении подчинялись Министерству высшего образования. В хозяйственном и финансовом отношении большинство технических институтов подчинялось своему министерству. Например, министерству авиационной промышленности подчинялись авиационные институты. Это позволяло отраслевым руководящим производством министерствам в учебных заведениях больше учитывать потребности отрасли в специалистах нужного профиля, платить студентам более высокие стипендии и в целом выделять на процесс обучения больше средств.

Великая советская держава даже в самые трудные времена заботилась о будущем страны, её гражданах, её молодых людях.

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия, вызванные войной, советские высшие учебные заведения не прекратили, не нарушили своей работы по подготовке необходимых стране кадров для обеспечения фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения. Много высших учебных заведений было эвакуировано в глубь страны и продолжали свою учебную и научно-исследовательскую работу в новых местах.

В период с 1941/42 по 1945/46 учебные годы количество учащихся школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений ежегодно возрастало. Число учащихся снижалось только в один из военных годов – в 1942 году.

Число школьников возросло от 17 млн. 765 тыс. до 17 млн. 966 тыс. школьников в 1943/44 году и 26 млн. 094 тыс. в 1945/1946 учебном году. Мной не приведены данные роста количества школьников в 1944/1945 учебном году, так как значительный рост количества школьников в этом учебном году был связан с приёмом в школу детей с семи лет, а до этого детей в школу принимали с восьми лет.

Число учащихся высших учебных заведений за военные годы возросло с 313 тыс. чел. до 730 тыс. чел., средних специальных учебных заведений – с 415 тыс. чел. до 1 млн. 8 тыс. чел.

За годы Великой Отечественной войны наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Вот так при И. В. Сталине выводили СССР в сверхдержаву мира. Молодые строители коммунизма, воспитанные при Сталине, решили стоящие перед страной задачи: вместе со всем советским народом разгромили врага, вдвое превзойдя его в производстве оружия, и на десятилетия обеспечили безопасность советского народа перед лицом агрессивного и технически развитого Запада.

Автор: Леонид Масловский

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Подпишитесь на рассылку

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector