Абхазские традиции и обычаи

Маленькая республика, расположившаяся между Черным морем и Кавказскими горами, бережно хранит вековые традиции, по которым жили пращуры современных абхазцев. История, полная взлетов и падений, а также обособленное географическое положение во многом определили семейный уклад жителей этого региона. Да, за последние сто лет жизнь здесь изменилась, современные тенденции не обошли стороной Абхазию, это особенно заметно в городах. Но абхазская свадьба и предшествующие ей ритуалы знакомства и сватовства в полной мере иллюстрируют своеобразную культуру этого горного народа. В них гармонично переплелись вековая мудрость старцев и горячий нрав молодых людей, интересы родов и древние, еще языческие верования.

Традиции абхазского народа

Абхазцы очень дружелюбный, гостеприимный народ. У них очень развито почтение к старшим, и родственные чувства. Понятие чести рода и собственной совести для них не пустой звук. Во многом древний морально-этический кодекс «апсуара» продолжает определять жизненный уклад и брачные традиции в современной Абхазии.

Еще совсем недавно, до середины ХХ века, институт брака жестко контролировался уважаемыми старейшинами и главами родов. Ограничения касались, в основном, кровосмешения и неравных браков. Строжайше запрещались близкородственные браки. Даже девушку, носящую фамилию бабушки с материнской стороны, нельзя было рассматривать в качестве пары. Преступившего закон ждало общественное порицание, своим поступком он навлекал позор на весь свой род. Как правило, наказанием служило изгнание, и судьба несчастного была незавидна. Он не мог принимать пищу за одним столом, лишался какой бы то ни было защиты, с ним запрещено было разговаривать.

Столь же строгими были и ограничения для социально неравных браков. Сыновьям и дочерям старшие родственники подыскивали пары в привычном кругу. Одним из способов избежать отказа от родственников девушки, было ее похищение. Если она проводила ночь в доме похитителя, такая невеста считалась «порченной» и была вынуждена выйти замуж за похитителя. Как правило, родне и самой похищенной оставалось лишь смириться с неприятной ситуацией. Впрочем, случалось так, что подобные похищения развязывали кровавую месть, когда разъяренные родичи мстили за поруганную честь своей дочери и сестры. В современной Абхазии данный ритуал если и проводится, то по взаимному согласию, а реальное похищение девиц преследуется по закону.

Сватовство в Абхазии

Самым подходящим для женитьбы мужчин возрастом считался период от 24 до 35 лет. Девушек замуж выдавали намного раньше – в 18-24 года. В 25 девушка уже считалась перестарком. Такой обычай был вполне обоснован. Прежде чем завести семью, мужчина должен доказать, что достоин иметь семью, способен содержать и защитить свою жену и детей.

Пары обычно подбирали старшие родственники. В дом избранной, достойной по всем параметрам девушки, засылались сваты. Представители жениха приезжали с обязательными подарками: украшениями, ценной посудой, деньгами и живым призом – хорошей лошадью. Причем немедленного сговора не происходило. Сваты оставляли подарки, уведомляли о намерениях взять дочь в род молодого человека, и уезжали, давая родным девушки время на раздумье. Если согласие было достигнуто, в ответ посылалась личная вещь девицы.

После этого молодых наконец знакомили друг с другом, если они еще не встречались, и начинался обряд обручения. Кольца в Абхазии не были приняты, пара обменивалась личными подарками. Девушка подносила в дар свое рукоделие, а парень должен был показать, какой он добытчик. Обычно избраннице доставлялся рог собственноручно убитой добычи или даже пойманное животное.

Родственники девушки никогда не отдавали своих дочерей в неизвестность. Перед свадьбой в дом жениха приходила представительная делегация, составленная из самых уважаемых людей. Они оценивали обстановку в доме и напоминали новым родственникам, что к девушке стоит относиться с уважением и доброжелательностью. Если старейшинам что-то не нравилось, свадьба могла и не состояться.

Подготовка к брачным торжествам

Свадьба в Абхазии – удовольствие не из дешевых. Гуляния на триста человек не представляют ничего из ряда вон выходящего, обычно число гостей далеко переваливает за эту цифру и стремится к двум тысячам. Поэтому, готовятся к ней со всей ответственностью и размахом широкой горской души.

Праздничный стол

Угощение на свадьбе должно быть обильным – одно из основных правил этого гостеприимного народа. Гости не должны уйти голодными, поэтому готовят с избытком, порой весьма существенным. Остатки нетронутой еды обычно раздаются по родственникам и друзьям. Традиционные горячие блюда – мамалыга, крутая кукурузная каша, и хачапури, горячие национальные пироги с рассольным сыром, которые готовились тут же. Кроме этого, подавалось мясо во всех видах, зелень, овощи и фрукты, и, конечно же, местное вино.

Старики вспоминают, что подобное изобилие было не всегда. В годы нужды родственники помогали друг другу и свадьбы справляли хоть и скромнее в плане угощения, но так же душевно и весело.

Обычаи абхазской свадьбы

Свадьбы обычно гуляют по осени, когда заканчиваются работы на полях, а закрома полны дарами земли, окрестных гор, лесов и рек. Издревле самым удачным днем считалась и до сих пор остается суббота.

Особых свадебных одежд у абхазов не было, молодых одевали в лучшие платья с вышивкой и украшениями. На голове девушки обязательно должно было накинуто шелковое узорчатое покрывало или большой платок. В современной Абхазии наряды жениха и невесты традиционные – строгий черный костюм и белое платье обычно максимально закрытого типа.

Приданое невесты составляли ткани, хозяйственная утварь, постельное белье, полотенца и одежда. Также за девушкой могли давать скот и лошадей. Сейчас в качестве приданого чаще всего выступает определенная денежная сумма.

Прощание с невестой

Как только солнце садилось за горизонт, со двора парня как можно более бесшумно выдвигалась кавалькада. Если брак был сговорен и сопротивления не ожидалось, жених своих родственников и друзей не сопровождал. Современная свадьба начинается во второй половине дня, открыто, а транспортом выступают не лошади, а машины.

Пир в доме невесты был достаточно скромен и полон печали: ведь девушку отдавали в чужую семью. Невеста сидела в отдельной девичьей комнате в окружении своих сверстниц, и демонстрировала расстроенные чувства. Неженатые представители и женщины со стороны жениха могли зайти в альков невесты, чтобы вслух выразить свое восхищение ее достоинствами и красотой.

Когда близилось время отъезда, хозяева всеми силами старались задержать дорогих гостей за накрытым столом. Невесту выводили из дома, садили на коня и отправлялись в путь. Сопровождающие пели песню привода невесты в дом, стреляя в воздух.

Читайте также:  Восстановление документов ооо пошаговая инструкция

Прибытие в дом жениха

Когда молодую доставляли в новый дом, во дворе свекровь трижды обходила ее по кругу. Каждый шаг по ступеням крыльца встречался дождем конфет и серебра, пророча сладкую жизнь в достатке. Когда девушка переступала порог, мужчины над ее головой скрещивали кинжалы, отсекая происки злых духов и людей. В доме женщины рода и самые уважаемые мужчины оценивали невесту со всех сторон.

Тем временем на специально установленные во дворе постаменты выкладывалось приданое невесты, дабы все могли убедиться, что в род вступает не бесприданница. После оценки выложенного скарба прибывшие вместе со свитой родственники невесты дарили подарки родне жениха.

Свадебный пир

Гости рассаживались за столы, причем представители невесты занимали самые почетные места. Свадебный пир начинался со слова главы рода. Ему обязательно подносился шампур с запеченными сердцем и печенью жертвенного бычка. Остальной освященный деликатес хозяин раздавал молодым и самым уважаемым гостям.

Раньше за столом пели старшие, самые уважаемые члены рода и гости. Песни и тосты звучали почти непрерывно, в определенном порядке. За этим зорко следил тамада. Если к вечеру наступала прохлада, то разжигались костры, в чашах ставили угли, чтобы место застолья прогревалось, и гости не испытывали дискомфорта. Время тянули насколько возможно, перемежая зажигательные народные танцы и песни притчами и тостами, сказания о делах славных предков – мудрыми наставлениями. Молодые, находясь в отдельном закрытом от нескромных глаз помещении, должны были внимать всему, что говорилось на празднике.

Сейчас обычно приглашаются музыкальные коллективы, народные артисты. Ограничения по очередности тостов и песен упростились, а молодые вполне могут присутствовать на собственной свадьбе, не опасаясь всенародного порицания. Все также на свадьбах танцуют потрясающие национальные танцы и уступают старшим очередь к танцплощадке. А если мудрый человек решил сказать речь – его все внимательно слушают. Смысл абхазской свадьбы всегда заключался не в выпивке или веселье, а именно в советах молодым.

Интересные обычаи Абхазии

Абхазия славится своей приверженностью вековым устоям. Но течение времени исподволь меняет взгляды и обычаи, оставляя отжитое лишь на страницах учебников по истории. Старинные традиции абхазской свадьбы понемногу сменяются новыми, адаптированными под современные реалии.

  1. В старину при сватовстве бросали заряженный патрон или пулю с порохом перед отцом невесты, говоря, что девица взята в плен, то есть, сговорена, а тот в ответ бросал свой патрон перед представителем жениха. С этого момента девушка считалась несвободной, никто не мог ее больше сватать. После чего сваты садились на лошадей, стреляя в воздух.
  2. На свадьбу ни в коем случае не приглашались ни мать, ни отец девушки. Ее родственников могло набраться не более десяти человек, причем им предписывалась скромность.
  3. Жених и невеста не могли показываться перед гостями совместно, это считалось крайне позорным хвастовством. Даже к родственникам вместе не выходили длительное время. Девушка могла года два не видеть родню, поскольку одна пойти к ним не могла, а появление на людях вместе с мужем считалось постыдным. Невесту могли вывести к гостям в момент произнесения тоста в честь супругов. Жених на собственной свадьбе не появлялся вовсе.
  4. Старшие пели песни, разбавляя их мудрыми советами и наставлениями.
  5. Тамадой всегда назначали наиболее уважаемого человека, который соблюдал досконально весь ритуал и очередность произнесения тостов.
  6. При обилии выпивки и многочисленных здравицах, напиваться до бессознательности все же считалось позором. Особенно – для молодых. Тосты произносились не для того, чтобы напиться, а для того, чтобы проявить уважение.
  7. Танцевать выходили поочередно, не толкаясь и не нарушая порядка.

На второй день свадьбы молодежь могла устроить скачки и состязания на ловкость, причем участвовать могли и незамужние девушки.

После свадьбы жизнь только начинается

Свадьба традиционно игралась ночью. Торжества могли растянуться на одну-две недели. По окончании свадебных торжеств молодую жену торжественно вводили в так называемый «большой дом», на женскую половину, где ей отныне предстояло жить.

Несмотря на пагубное влияние современной морали, абхазская свадьба до сих пор остается одним из самых колоритных мероприятий. Народ Абхазии сумел сберечь свое культурное достояние. Идя в ногу со временем, они сохранили старинные обычаи и понятия о чести и гостеприимстве, что не может не радовать.

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси — англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране — Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия — абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 — в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси — белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

АБХАЗСКИЙ ЭТНОС

Находясь на границе Европы и Азии, Абхазия представляет собой перекресток, где в разные времена сталкивались интересы могущественных государств и проходили пути цивилизации, что наложило свой отпечаток на формирование этноса. Был ли Шабан Абаш, житель села Адзюбжа, потомком чернокожих рабов, завезенных в Абхазию морем, или его предки сами добрались сюда с африканского континента — это до сих пор загадка для этнографов.

Hарод Абхазии представляет собой уникальное многонациональное образование (русские, армяне, менгрелы, сваны, грузины, евреи, греки и т.д.), ядро которого формируют абхазы со своей философией “апсура”, включающей в себя понятие “аламыс” как национальную житейскую систему взглядов и норм морали.

Читайте также:  Если просрочил замену прав на год

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ CUSTOMS AND TRADITIONS
  1. Абхазский этнос
  2. Народные сходы
  3. Поселения
  4. Жилище
  5. Семья
  6. Празднества
  7. Традиционная одежда
  8. Ремесла
  9. Долгожительство
  10. Религия
  1. Abkhazian ethniсity
  2. People’s gatherings
  3. Settlements
  4. Dwellings
  5. Family
  6. Сelebrations
  7. Traditional clothes
  8. Crafts
  9. Longevity
  10. Religion

Богатые традиции устной речи дали обширный материал для развития ораторского мастерства. Искусство владения речью, убеждения, в чем абхазы традиционно преуспевали, играло важную роль на многочисленных собраниях, которые являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторические сходки и собрания, на которых обуждались судьбы страны, обычно проводились на знаменитой поляне “Лыхнашта”. Сегодня там регулярно проводятся празднества с конными соревнованиями. Так что “поло” — развлечение не только британского высшего общества.

Аналогичная ему игра была популярна в Абхазии с незапамятных времен.

Старинные абхазские поселения обычно располагались в глубине страны вдали от моря. Они состояли из отдельных семейных усадеб — хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Там до сих пор во многом сохранился неторопливый традиционный уклад жизни. С другой стороны, первые греческие города (Диоскурия, Питиунт, Гиенос и др.) возникли на побережье около 2500 лет тому назад и их основатели постепенно ассимилировались в местную среду. Диоскурия (Сухум) занималa лидирующее положение в списке исторических поселений городского типа.

В Яштухе, пригороде Сухума, первые обитатели появились полмиллиона лет тому назад (согласно Л. Соловьеву и др.).

Типичный абхазский дом представляет собой двухэтажное строение с галереей по фасаду. Традиционная усадьба включает жилые и хозяйственные постройки, двор, огород, пашню, пасеку. Двор в усадьбе должен быть просторным: в больших семьях жизнь не замирает — свадьбы, поминки, рождение. Под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходит жизнь семьи, там же справляются семейные торжества и обряды, которые требуют присутствия всех родственников, близких и далеких, а это порой около тысячи человек.

Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу.

Этические нормы семейной жизни, базирующиеся на обычаях, подразумевают подчинение младших старшим и женщин мужчинам на основе принципа взаимного уважения и неразрывной связи поколений. Мужья в Абхазии никогда не опускались до побоев или проклятия жен, рассматривая такое поведение, как противоречащее обычаям. Веками выработанные традиции устанавливают взаимоотношения в семье, регламентируют поминки, свадьбы, рождение, крещение, сопровождающиеся обычно пиршествами, на которых присутствуют все члены рода и множество гостей.

Самый важный момент свадебной церемонии — “Приход невесты в новую семью”. По современной традиции — либо в экипаже, либо в лимузине. Традиционная колыбель передается от поколения к поколению.

В течение столетий население находилось под постоянной угрозой нападения, угона скота, похищения людей, и нужно было отстаивать это в кровавых стычках. В традиционных фестивалях поэтому доминируют конноспортивные соревнования, дающие возможность показать мастерство владением лошадью и оружием. Это нашло отражение и в фольклоре (сказания о богатырях-нартах), в песнях и танцах. Скачки в Абхазии очень популярны, накал страстей на абхазских конных состязаниях “Лыхнашта” не меньше, чем на английских “Royal Ascot” (королевских скачках).

Интересно: танцевальное движение "проход на носочках" по преданию, появилось потому, что возле старинных печей для выплавки железа земля так раскалялась, что вытащить изделие можно было, только подбежав на носочках.

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) — своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» — деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие. Оно издревле ценилось у абхазов превыше всего и являлось предметом особой гордости.

В женском комплекте преобладали приталенные платье с клинообразным вырезом и металлическими застёжками на груди и кафтаны-бешметы.

Особенности быта, одежды, жилища, утвари, орудий труда и т.д. определяют этническую принадлежность народа. Производство меди, бронзы и позже железа было неотъемлемой частью местной промышленности. Гончарное производство даже предшествовало этому периоду. Большая часть одежды в старину изготовлялась дома из местных материалов. Трудовому воспитанию девочек придавалось большое значение, в частности, они осваивали шитье, кройку, вышивание, ткачество и т.д.

Абхазия славится долгожителями, — 1500 жителей республики перешагнули столетний рубеж. Согласно Книге Рекордов Гинесса количество абхазов-долгожителей в 25 раз выше аналогичного показателя для США. Большинство столетних абхазов бодры, имеют хорошее зрение, многие занимаются физическим трудом. Большой популярностью пользуется ансамбль долгожителей «Нартаа», средний возраст участников которого приближается к веку. 140-летнего Ашхангери Бжаниа из Тамыша (ровесник Пушкина) в 1946 посещал известный английский писатель Джон Пристли.

В Абхазии, преимущественно христианской стране, мирно сосуществуют мусульманская, католическая, иудейская конфессии, и все это сочетается со стойкой системой языческих представлений о мире во главе с верховным божеством Анцва. Своих покровителей имеет каждый вид деятельности: охота, скотоводство, земледелие, ремесла. Существуют божества солнца, луны, огня, охоты и т.д. С культами духов – хозяев земли, воды, гор, деревьев — связаны магические обряды. В семи святилищах-аныха проводятся ежегодные моления.

Многие наши туристы увозят с собой негативное впечатление об этой маленькой республике не в силу изношенности местной инфраструктуры или плохого отношения к себе со стороны абхазов, а по причине собственного бескультурья! Как и в любой другой стране Закавказья, здесь действует древний и весьма жесткий набор правил поведения, несоблюдение которых может запросто привести к серьезным последствиям. Абхазы в большинстве своем очень дружелюбный и гостеприимный народ, но неуважение к своим традициям воспринимают весьма болезненно.

Для многих туристов является настоящим открытием наличие у абхазов довольно сложного морально-этического кодекса — "апсуара" (в буквальном переводе — "абхазство", "абхазский этикет"). А между тем это древний и до сих пор прекрасно действующий набор правил, которому здесь принято следовать практически во всех сферах отношений между людьми, но выпячивать как-либо свои заслуги в оном не принято. По сути это совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев, в которых упор делается на честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение. Причем именно совесть ("аламыс") является краеугольным камнем всего этого кодекса — широко известная поговорка "Смерть абхаза в его же совести" обозначает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз "умирает живым". Напоминает "бусидо", не так ли?

Читайте также:  Договор купли продажи квартиры с пожизненным проживанием

Человечность ("ауаюра") делает центром всей системы "апсуара" нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Поэтому уважительное отношение к любому человеку здесь — незыблемое правило. Причем чаще всего это трактуют как "уважение к другому есть мера уважения к самому себе", что весьма точно отображает главную "проблему", с которой сталкивается здесь не понимающий местных реалий турист. Ибо если абхаз не чувствует уважения к себе от гостя — что же может его заставить уважать его самому? Поэтому многочисленные "страшилки", описывающие якобы презрительное отношения местных жителей к туристам, чаще всего связаны с неадекватным поведением самих гостей, и не более. Даже снисходительность ("еихацгылара") здесь понимают немного иначе, чем у нас — скорее это взаимоснисходительность и умение не обращать внимания на ошибки собеседника, но — только в том случае, если он заслуживает этого!

Весьма важное значение имеет понятие стыда ("пхашьароуп"), под которым чаще всего понимают страх нарушить принятые в обществе нормы поведения. Детей этому учат здесь с малолетства, причем это не касается каких-то религиозных норм и заповедей, а охватывает всю жизнь человека и общества. Часто нормами местного этикета оговаривается буквально все — от лексики и жестикуляции до большой сдержанности и предупредительности, поэтому воспитанность и сдержанность абхазов зачастую просто бросается в глаза.

Очень цениться скромность в общении. Бравада, даже показная, совсем не редкость, но только в том случае, если она не принижает достоинства окружающих. Поэтому дорогие подарки приняты только в отношениях между равными, а указания на то, что в чужом доме где-то или что-то не так сделано, будут восприняты как бестактность. Даже хвалиться своим достатком можно, лишь обещая окружающим в той или иной форме поделиться оным или желая такового — в этом процессе абхазы порой проявляют потрясающую театральность и выдумку, изрядно сдобренную юмором. Чаще же встречается поведение совсем обратное, с витиеватыми извинениями за свои мнимые или действительные недостатки, за причиненные неудобства, за свое незнание языка или незнакомство с кем-то из присутствующих, в общем — за любую мелочь. Привычка к ложной скромности здесь абсолютно неистребима и в силу добродушия людей — весьма мила.

Кстати, при посещении частного дома не стоит удивляться, если в ответ на просьбу утолить жажду вместо воды подадут вино — это в порядке вещей, поскольку гостю предлагается самое лучшее. Также не стоит хвалить что-либо из предметов интерьера или обстановки, поскольку запросто можно тут же стать их обладателем.

Вопреки навязчивым стереотипам, абхазы весьма сдержаны в проявлении своих эмоций, но очень улыбчивы и дружелюбны. Многими это почему-то воспринимается как навязчивость местного населения, хотя в действительности это просто иное, отличное от нашего, проявление гостеприимства. Обмен приветствиями является важным элементом знакомства. Первым приветствует входящий — хозяина, мужчина — женщину, старший — младшего, всадник — пешего. Рукопожатие не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи. На улице к вам может подойти совершенно незнакомый человек и поинтересоваться, хорошо ли отдыхается, как провели день и как здоровье — но это всего лишь демонстрация уважения к гостю и ничто иное.

Тактичность абхазов порой действительно шокирует нашего туриста. Местный житель скорее умолчит о какой-то проблеме или вежливо откажется от предложения, чем будет выпячивать свое мнение или рассказывать, что у них так не принято. Назидательный тон вообще немыслим в любых случаях, кроме общения старшего родственника с младшим или с ребенком. Споры также абсолютно непродуктивны! Лишь в случае, если оба собеседника являются профессионалами в каком-то деле и именно дискуссия может привести к выработке оптимального решения, здесь можно услышать что-то подобное нашему "обмену мнениями". Да и то, скорее всего, это произойдет с глазу на глаз, без присутствия посторонних. А просто так, ради красного словца, спорить абхазы не любят и не будут. В случае если случайно была прервана чья-то речь или беседа, обязательно следует извиниться и отложить свое высказывание на потом, когда это не будет принижать достоинства говорящего.

Категорически не рекомендуется повышать голос где бы то ни было. В местных традициях — вежливое спокойное обращение друг к другу в любой ситуации, крик же, как и просто излишне громкий голос в общественном месте, чаще всего воспринимается как признак бескультурья или желания поссориться. Даже местные торговцы на базаре никогда не привлекают посетителей громогласными призывами, чего уж говорить о других местах? По этой же причине здесь редко услышишь громкую музыку на улицах, лишь в открытых кафе и ресторанчиках позволяют себе пустить её негромким фоном, но не более. Правда в случае свадьбы или иного праздника эта традиция забывается, но ведь на то он и праздник?

Абхазы обращаются друг к другу на "ты", однако в местном этикете присутствует огромное количество дополнительных форм почтительного обращения. Приветствия человеку, работающему в поле или по дому, при встрече со знакомым на улице или в гостях, будут разными, обращение к женщине и старшему — тоже. Запомнить их все правильно, особенно с учетом известной сложности местного языка, все равно вряд ли удастся, поэтому не следует и пытаться.

Отношение к детям особое. С одной стороны их все балуют и всячески подчеркивают достоинства, а с другой — особого внимания на людях им уделять не принято. Проявление интереса к ним со стороны гостя будет воспринято с одобрением, но до определенного предела, в обычных рамках приличия. В то же время сами малыши чувствуют себя во взрослом окружении весьма вольготно, хотя и сдержанно, если не сказать — стеснительно, особенно по отношению к незнакомцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector