(1 вопрос)
Согласно Конституции РФ (п. «е» ст. 103) объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы. Это общее конституционное положение получило развитие в УК РФ, впервые внего была включена отдельная статья (ст. 84), посвященная амнистии. Она гласит:
«1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительных видов наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».
Таким образом, из закона следует, что акты амнистии издает только Государственная Дума. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений или групп лиц, совершивших преступления. Например, амнистия касается лиц, совершивших преступления небольшой тяжести.
Эти два обстоятельства (ч. 1 ст. 84 УК) прежде всего, подчеркивают отличие амнистии от помилования (ч. 1 ст. 85 УК).
Из закона следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным. Это:
а) освобождение от уголовной ответственности;
б) освобождение от наказания, на стадии его назначения;
в) освобождение от наказания при его исполнении;
г) сокращение наказания при его назначении или исполнении;
д) замена назначенного наказания более мягким видом наказания;
е) освобождение от дополнительного вида наказания;
ж) снятие судимости.
По своему уголовно-правовому предназначению амнистия двойственна. Она является как разновидностью освобождения от уголовной ответственности, так и видом освобождения от уголовного наказания.
Амнистия распространяется только на те преступления, которые были совершены до вступления ее в законную силу. Поэтому охраняет свое действие постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям», с последующими изменениями и дополнениями. В нем отмечено, что «. амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания».
Это положение относится и к продолжаемым преступлениям: «. амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии».
Акты амнистии не предрешают вопрос о преступности или непреступности деяния подобного рода и не «поправляют» в этой части уголовный закон, не вносят в него какие-либо изменения. Более того, акты амнистии не ставят под сомнение вынесенный приговор.
Следовательно, амнистия — это нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесенного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания.
Амнистия имеет многоцелевой характер, издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданы и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в преамбуле почти всякого постановлении Государственной Думы подчеркивается: «Руководствуясь принципом гуманизма, Государственная Дума. постановляет».
Акты амнистии часто обусловлены социально-политическими целями. «Юбилейные» амнистии издавались, как правило, в ознаменование революционных или иных праздников. Последними амнистиями подобного рода были амнистии в связи с 50-летием (1995) и 55-летием (2000) Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Амнистии могут приниматься с целью направления той или иной ситуации в желаемое для законодателя и общества русло. Наглядным примером служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане».
Одной из основных причин издания актов амнистии являлось и являете перенаселение» мест лишения свободы осужденными.
В юридической литературе выделяют виды амнистии: общие и частичные. Общая амнистия применяется ко всем осужденным, например, за те или иные виды преступлений. Частичная амнистия распространяется лишь на какую-то определенную группу преступников. Например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1994 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе».
Амнистии могут быть с погашением судимости и без ее погашения.
При амнистии можно освобождать виновных от дополнительных наказаний лишь в том случае, когда об этом говорит сама амнистия. Это общее правило.
В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание.
Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1585 | Нарушение авторских прав
Амнистией называется мера, которая осуществляется государством в пользу лиц, совершивших преступное деяние.
Мера заключается в полном или частичном освобождении гражданина или замене его наказания на более мягкое. Но кто же объявляет амнистию в России?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :
Как добиться суда присяжных заседателей в России? Узнайте об этом из нашей статьи.
Задачи и цели
Часто амнистия приурочивается к национальным или международным праздникам.
Применение амнистии преследует несколько задач:
- акт гуманности по отношению к заключенным людям;
- уменьшение количества содержащихся в тюрьмах граждан, сокращение расходов на содержание;
- возможность достигнуть определенных политических целей.
Целью амнистии является возможное устранение некоторых недостатков правовой и уголовной систем. Это акт милосердия государства по отношению к лицам, оступившимся на жизненном пути.
История амнистирования
Начиная с 1856 года в России было проведено 43 случая так называемого "помилования" государством. Последний случай произошел в 2015 году в честь 70-летнего юбилей Победы в Великой Отечественной войне.
Каждый случай амнистирования был приурочен к какому-либо важному для государства событию — коронации, юбилея события или праздника, победы в войне и так далее.
Амнистия широко применяется не только в России, но и во всем мире. Однако, существует ряд стран, считающих "помилование" ненужных действием прощения преступников. К таким странам относится Польша, Норвегия, Швеция, Испания, Германия и другие.
В одних странах амнистия происходит часто, а в других — только в исключительных случаях. Например, в странах Латинской Америки чаще всего освобождают граждан, осужденных за политические преступления.
Есть ли в России смертная казнь? Ответ узнайте прямо сейчас.
Госдума объявила амнистию, приуроченную к 70-летию Победы. 24 апреля 2015:
Чем регулируется?
Кем назначается амнистия? Решение об амнистии принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ, это относится к её компетенции.
Проведение амнистии регулируется двумя статьями — статье 103-ей Конституции РФ и статье 84-ой Уголовного кодекса.
УК РФ подробно описывает проведение самой процедуры, а Конституция указывает, что решение о проведении амнистии возложено на Государственную Думу.
Акт об амнистии не является официальной мерой, поэтому может быть изменен в любое время соответствующими инстанциями.
Правовая природа меры также не определена, поэтому акт об амнистировании носит двойственный характер и принадлежит сразу и уголовному, и государственному праву.
Решение о том, подлежит ли тот или иной гражданин амнистированию, принадлежит следующим инстанциям:
- судебному органу;
- уполномоченному сотруднику прокуратуры;
- органам предварительного следствия.
Выбор инстанции зависит от вида совершенного преступления и стадии расследования.
Уголовный кодекс. Глава 13. Статья 84. Амнистия (действующая редакция)
- Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
- Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Кто может попасть под амнистию?
Амнистирование отличается от помилования тем, что применяется не к конкретным личностям, а к целой группе преступников, объединенных общими чертами — женщин, несовершеннолетних, осужденных за воровство и так далее.
Однако, попасть под амнистирование могут лишь определенные группы граждан:
- Участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу в действующей армии.
- Лица, имеющие медали и награды России или Советского Союза.
- Женщины в положении или женщины, имеющие несовершеннолетних детей.
- Осужденные, достигшие пенсионного возраста — мужчины отметки в 60 лет, а женщины — в 55 лет.
- Лица со второй или первой группой инвалидности или имеющие туберкулез в тяжелой стадии.
- Несовершеннолетние преступники, впервые осужденные и имеющие срок не более трех лет, а также ранее не состоящие на учете.
- Люди, осужденных за преступления по неосторожности или в состоянии аффекта. При этом срок заключения не должен превышать трехлетнего срока.
- Осужденные за преступления, за которые не предусмотрен тюремный срок (административные правонарушения).
Нашла телефон и не вернула — что грозит? Читайте об этом здесь.
Кто не подлежит освобождению?
Существует также определенные категории граждан, которые не могут быть амнистированы ни при каких обстоятельствах. К этим категориям относятся следующие лица:
Лица, осужденные за проведение террористических актов.
- Граждане, страдающие от наркотической или алкогольной зависимости.
- Лица, осужденные за опасные для общества преступления — изнасилования, убийства и так далее.
- Граждане, вступившие в половой акт (добровольно или насильственно) с лицами, не достигшими своего совершеннолетнего возраста.
- Люди, срок заключения которых превышает восемь лет.
- Личности, осужденные повторно.
- Граждане, осужденные за совокупность преступлений, хотя одно из которых является тяжким.
- Граждане, осужденные к пожизненному заключению.
- Лица, совершившие должностные или экономические преступления, а также деяния, угрожающие безопасности государства.
- Лица, попавшие раннее под амнистию, но совершившие преступление повторно.
к содержанию ↑
Принцип и порядок проведения процедуры
Амнистирование действует только на тебе преступления, которые были совершены до даты вступления соответствующего акта в силу.
Поэтому если первое и последнее из совершенных человеком деяний совершенно до объявления амнистии и вступления его в законную силу, то человек может рассчитывать на снисхождение государства.
Если же человек одно из деяний совершил до вступления амнистии в силу, а другое — после объявления меры, то в этом случае он не может рассчитывать на освобождение или смягчения наказания.
В первую очередь амнистированию подвергаются лица женского пола, особенно, находящихся в положении или имеющих малолетних детей, граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста, а также пожилые люди, достигшие пенсионного возраста.
Порядок проведения процедуры устанавливается Государственной Думой в соответствующем постановлении. Лица, уже отбывающие наказание, амнистируются с помощью начальника исправительного учреждения.
В таких случаях составляется постановление на освобождение, заверенное и одобренное уполномоченным сотрудником прокуратуры.
Находящиеся под следствием граждане освобождаются уполномоченными представителями правоохранительных органов. Судебные органы могут вынести амнистирование гражданам, дело которых находится в судебном производстве, лицам, имеющим условное наказание, и лицам, покинувшим место своего заключения раньше срока.
Амнистирование граждан с условным сроком происходит также под руководством уголовно-исправительной инспекции.
Освобождением от штрафных санкций в ходе амнистирования занимается уполномоченный судебный пристав. Все соответствующие документы подготавливаются вышеперечисленными органами в сотрудничестве с адвокатом заключенного.
Общество довольно настороженно относится к мере амнистирования как таковой.
Это связано с несколькими претендентами в истории России, когда множество опасных преступников было выпущено на свободу.
Однако, подавляющее большинство амнистий имеют высокую эффективность и практически полное отсутствие рецидива.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно !
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ‚ которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
А) объявление амнистии
Б) осуществление помилования
B) обеспечение исполнения федерального бюджета
Г) принятие федеральных законов
Д) осуществление управления федеральной собственностью
2) Государственная Дума
3) Правительство РФ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Функции Президента РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:
1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).
2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).
4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).
5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).
Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).
2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.
3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).
4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:
1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).
2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).
3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).
4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)
5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).
Предмет ведения Государственной Думы:
1) Обсуждение и принятие законов.
2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.
3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.
5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.
6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.
9) Объявление амнистии.
10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
А) объявление амнистии — Государственная Дума.
Б) осуществление помилования — Президент РФ.
B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.
Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.
Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.