Анонимное сообщение о преступлении регистрируется

Статья просмотрена: 6177 раз

Библиографическое описание:

Коньшина Я. А., Головин Т. А. Порядок регистрации сообщений о преступлениях // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 222-223. — URL https://moluch.ru/archive/45/5415/ (дата обращения: 02.09.2019).

Согласно п. 7 вышеуказанной инструкции сообщения о происшествии принимаются круглосуточно в любом органе внутренних дел. Для приема сообщений в электронной форме, должно применяться программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.

Поступившие, в том числе и средствами электронной связи, обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления и разрешению в общем порядке.

Документы и материалы, направленные в электронной форме, заявителям не возвращаются.

Следует отметить удобность обращения в правоохранительные органы через интернет, но на данном этапе, при внедрении данного способа обращения можно столкнуться с разного рода проблемами обусловленными сложностью идентификации автора обращения.

На первый взгляд выходом из сложившейся ситуации может стать активное внедрение электронных подписей. Применение систем цифровой подписи регламентируется Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи". Целью их внедрения является аутентификация информации — защита участников информационного обмена от навязывания ложной информации, установление факта модификации информации, которая передается или сохраняется, и получения гарантии ее подлинности, а также решение вопроса об авторстве сообщений. Система цифровой подписи предполагает, что каждый пользователь сети имеет свой секретный ключ, который используется для формирования подписи, а также соответствующий этому секретному ключу открытый ключ, известный некоторому кругу пользователей сети и предназначенный для проверки подписи. Цифровая подпись вычисляется на основе секретного ключа отправителя информации и собственно информационных бит документа (файла). Один из пользователей может быть избран в качестве "нотариуса" и заверять с помощью своего секретного ключа любые документы. Остальные пользователи могут провести верификацию его подписи, то есть убедиться в подлинности полученного документа. Способ вычисления цифровой подписи таков, что знание открытого ключа не может привести к подделке подписи. Проверить подпись может любой пользователь, имеющий открытый ключ, в том числе независимый арбитр, который уполномочен решать возможные споры об авторстве сообщения (документа). При оперативной работе применение электронной подписи эффективно. Используя цифровую подпись в электронном документообороте, имеется возможность контролировать целостность электронных данных и подтверждать их подлинность, гарантировать авторство документов и обеспечивать неотказуемость. При этом для документов, «время жизни и полезности» которых не превышает пяти лет, обеспечение сохранности не создает большой сложности для владельцев по сравнению с документами постоянного срока хранения. При долговременном хранении электронная подпись из полезного инструмента превращается в проблему, так как в этом случае необходимо обеспечивать не только сохранность электронных документов в течение установленного срока хранения, но и возможность проверки подлинности электронной подписи в будущем. Но вышеуказанные сложности не являются основным барьером на пути внедрения систем цифровой подписи. Прежде всего, нежелание большинства населения приобщаться к современным технологиям в частности, и нововведениям в целом является основной проблемой популяризации электронной подписи в Российской Федерации. В данном случае это обусловлено, прежде всего, неудовлетворительной проработкой проекта внедрения электронной подписи в частности, и инновационных технологий в целом.
Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ГАРАНТ. Версия от 25.06. 2012.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.
  3. Инструкция «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утверждена Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.

Доступ к правосудию лиц, пострадавших от преступлений, невозможен без полноты регистрации правоохранительными органами сообщений об их совершении.

Наиболее распространенным поводом для начала доследственной проверки служит телефонный звонок потерпевшего в дежурную часть отдела полиции, либо подача соответствующего заявления.

Основным законом, регламентирующим порядок проведения проверки сообщений о преступлениях, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ). В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано не только в письменном, но и в устном виде.

Читайте также:  Малый и средний бизнес критерии отнесения 2018

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление заносится в протокол, который составляется должностным лицом (например, участковым уполномоченным, иным сотрудником полиции), а также подписывается заявителем. Протокол предназначен для всех случаев, в том числе, когда гражданин по объективным причинам не способен самостоятельно составить заявление (в силу возраста, инвалидности и т.д.) или сформулировать его (в силу недостатка правовых знаний).

Если же заявитель сделал устное сообщение о преступлении, но при этом не может присутствовать при его составлении (например, при звонке по телефону в полицию), то его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, который составляет, как правило, оперативный дежурный, или иной сотрудник полиции, к которому обратился пострадавший. Но при этом заявитель не лишен права подать отдельное заявление о преступлении.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия (например, при осмотре места происшествия, проверке показаний на месте, обыске и т.д.) или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Одной из важнейших правовых гарантий защиты личности является требование, закреплённое в п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 № 3-ФЗ, согласно которому каждый сотрудник полиции, независимо от вида замещаемой им должности, места своего нахождения и времени суток, в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, либо в случае самостоятельного выявления им преступления, обязан сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

При этом в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 29.08.2014 № 736 (далее — Приказ № 736) регистрация всех заявлений и сообщений о преступлениях, предполагает присвоение каждому из них очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (сокращенно — КУСП).

Важно запомнить, что согласно п.п. 6.3 и 46 Приказа № 736 анонимные сообщения или заявления о преступлениях (кроме тех, которые касаются террористических актов) в КУСП не регистрируются, однако, их проверка проводится в порядке оперативно-розыскной деятельности.

Если гражданин решил лично придти в дежурную часть отдела полиции и подать заявление о преступлении, то в этом случае в соответствии с п.п. 34, 35 Приказа № 736 оперативный дежурный обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления.

Для заявителя важен талон-уведомление, в котором указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления. Талоны-корешки остаются в дежурной части. Другими словами при личной подаче заявления в отдел полиции оперативный дежурный обязан по требованию гражданина выдать талон-уведомление, как документ, подтверждающий факт его обращения в полицию.

Сообщить о фактах отказов сотрудников МВД в приеме заявлений (сообщений) о преступлениях, их нерегистрации, в выдаче талонов-уведомлений граждане могут, обратившись с письменным заявлением в прокуратуру по месту жительства.

Расследование преступлений имеет важное значение для сохранения правопорядка в обществе. В связи с расследованием существует множество различных отчетов, сведений касающихся преступлений, дабы, во-первых, соблюдать права обычных граждан, так как без регистрации преступления не будет удостоверено, что оно действительно было, а, во-вторых, ввести определенную статистику совершенных преступлений, что помогает в осознании реальной обстановки, а также в предупреждении преступлений, совершаемых в будущем. Важным актом в этом плане является КУСП – книга учета сообщений о происшествиях.

Читайте также:  Поиск павших в великой отечественной войне

Итак, мы уже выяснили аббревиатуру и узнали, что КУСП – это книга учета сообщений о происшествиях. Но что это вообще означает?

Для начала уточним, что правила ведения КУСП устанавливаются Приказом МВД №736.

Итак, сообщение о происшествие – это, например, заявление лица о том, что случилось какое-то происшествие. То есть это по сути информацию о происшествии, которая как раз и должна быть зарегистрирована в книге учета сообщений о происшествиях. Причем нельзя возбудить производство ко конкретному делу, если данное сообщение не было зарегистрировано в данной книге.

КУСП обычно ведется оперативным работником, который сидит в дежурной части и в принципе ведет данную книгу. Дальнейшие записи или отметки уже отмечаются уполномоченным лицом, который отвечает за регистрацию сообщений в данной книге, либо лицо его замещающее, либо другое лицо, имеющее на это полномочия.

Стоит отметить, что к заполнению КУСП есть множество различных правил. Так, важно, чтобы все записи здесь велись синей ручкой, причем не допускается использование сокращений, а также должны избегаться различные исправления. Ясно, что писать совершенно без ошибок невозможно, особенно если представить рутинную работу оперативника в дежурной части, рано или поздно будет допущена какая-то помарка или нечто подобное, поэтому все же закон допускает, что помарка будет допущены и в случае ее возникновения оперативник должен зачеркнуть ошибку и удостоверяется она лицом, ответственным за КУСП. Следует понимать, что подобные акты хотя и сделаны в основном для того, чтобы именно сотрудники государственных органов и иных связанных с ними организацией понимали свои права и обязанности и знали, что им можно делать, а что нельзя.

Тем не менее, они все равно становятся очень полезными и для обычных граждан на тот случай, если, например, сотрудник государственного органа исполняет свои права и обязанности неправильно, либо вовсе нарушает права и законные интересы обычных граждан. В таких случаях, если знать права и обязанности сотрудников государственных орган, обычный гражданин может знать, что они злоупотребляют своими полномочиями и тем нарушают права обычного гражданина.

На такой случай, лучше всего подавать жалобы, не соглашаться с подобными действиями и т. д. Тем не менее, стоит обращать на «размытые» формулировки в законе, когда полностью нельзя понять может право на это сотрудник или нет, в конечном итоге, это может обернуться не в пользу гражданина, если не доказать иное.

Книга учета сообщений о происшествиях

Определенное происшествия нельзя начать раскрывать до того момента пока оно не попадет в книгу учета сообщения о происшествиях. Получается, что сначала сообщение регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях, а уж потом только возможно его раскрытия. Если данная книга заканчивается, то она передается в архив и хранится там 5 лет.

В книгу учета сообщений о происшествиях должны входить следующие виды сообщений:

  1. — преступления, которые должны быть расследованы сроком от 3 до 10 дней. В определенных случаях, с разрешения прокуратуры этот срок можно продлить до 30 суток.
  2. — административных правонарушениях;

Существуют также различные способы подачи или приема этих сведений.

По сути если есть факт происшествия, то он должен приниматься в любом случае. Причем, это может быть что угодно, письмо, личное присутствие, звонок по телефону. По сути даже на анонимные сообщения должна быть какая-то реакция.

Для начала идет отражение этих сообщений в книге учета сообщений о происшествиям, но фактически он сначала должны быть зафиксированы, а потом зарегистрированы в КУСП.

Устные заявления, явки с повинной сопровождаются протоколом, письменные заявления оформляются в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства и сопровождаются рапортом /протоколом принятия заявлений от сотрудника ОВД, находившегося в данный момент на приеме информации. Анонимные сообщения Согласно Закону об ОРД, оперативно-розыскная работа по данным от граждан, полученных анонимно из неподтвержденных источников, не имеет достаточных оснований, чтобы завести уголовное дело. Работа по таким направлениям начинается с сортировки и отсылки информации в соответствующие подразделения МВД, где регистрируется и проверяется в соответствии с ее компетенцией.

Читайте также:  Просмотр клипов за деньги

Обращения граждан в полицию

Обращения граждан в полицию могут быть самыми различными, но стоит учесть, что все они должны быть зафиксированы и приняты в определенном порядке.

Существуют различные виды и самих обращений, так, например, они могут даваться в письменной форме, где указывается название органа, куда обращается гражданин, либо данные государственную служащего. Здесь же должны быть указано полное имя и контакты самого заявителя. Естественно должна быть изложена суть обращения, а также должны содержаться такие реквизиты как подпись и дата составления. Также при обращении допускается предоставлять различные приложения, дабы доказать факт данного происшествия.

Также в век высоких технологий можно теперь отправлять и обращения через глобальную сеть. Здесь по сути идет все проще, достаточно указать полное имя заявителя, а также контактные данные. Остальные реквизиты по сути накладываются уже автоматически, так как вы отправляете его в определенное подразделение.

Ответ на обращение не должен предоставляться, если он является анонимным. В принципе такая позиция ясна, если оно является анонимным, то по сути неизвестно, кому отправлять ответ на это обращение.

Если обращение не имеет никаких оснований и переписка с заявителей закончена, то опять же ответ на него не должен предоставляться.

При этом, когда лицо обращается с обращением оно имеет определенные права. Так, например, оно имеет право на то, чтобы предоставить какие-либо акты, либо приложения. Оно может изучать различные акты, которые связаны с рассмотрением его обращения, при этом если это не имеет противоречий с действующим законодательством.

При этом он имеет право на мотивированный ответ в связи со сведениями, которыми он указывал в обращении.

Также гражданин может пожаловаться на действия органов, которые были принято в связи с данным обращением.

Заявитель может также подать заявление на то, чтобы данное обращение больше не рассматривалось.

Также могут подниматься вопросы, касающиеся вопросов по поводу различных убытков, морального вреда, которые были причина сотрудниками государственных органов. В конечном итоге, заявитель имеет немалое количество прав, которые он может активно использовать в процессе подачи обращений. При обращении в различные структуры стоит понимать, что установлены свои порядки действий. К сожалению, обычный гражданин о них узнает уже тогда, когда попадает в эти структуры, что бывает несколько осложняет достижение желаемого результата.

В таком случае лучше заранее посмотреть определенные порядки, которые закрепляются в федеральных законах, ведомственных приказах и некоторых других актах. В данных актах указывается, каковы действия лиц в тех или иных ситуациях, как должны обращаться граждане, каковы порядки, сроки и т. д. Кроме того, исходя из целей данной структуры можно понять, а стоит ли действительно обращаться в этот орган, подразделение или организацию, так как в некоторых случаях это необязательно, либо гражданин вообще попадает в заблуждение и думает, что ему это необходимо, а на самом деле нет. В итоге получается зря потраченное время, которого при выполнении некоторых процедур катастрофически не хватает в данной ситуации.

Важно! По всем вопросам о деятельности правоохранительных органов, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector