О системе Арбитражных судов в Российской Федерации
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.
Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.
Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.
В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.
Система арбитражных судов Российской федерации
На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
История создания арбитражных судов Российской Федерации
Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.
Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.
В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.
В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.
Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения "О Федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.
Официальный сайт Высшего арбитражного суда позволяет подавать заявления, ходатайства и жалобы в электронном виде.
Арбитражный суд занимается рассмотрением дел индивидуальных предпринимателей и других бизнесменов, а также разрешением споров между компаниями и предприятиями.
При подаче документов пользователь должен указать полную информацию о себе и своём предприятии.
Судебная система Российской Федерации постоянно проводит реформы на основании конституционных законов.
В связи с такими преобразованиями в стране была создана единая судебная система, в состав которой входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.
Этот орган занимается разрешением имущественных и коммерческих споров между предприятиями и компаниями.
Арбитражный суд может рассматривать иски бизнесменов, в ходе работы которых были совершены неправомерные акты государственных органов.
Сюда относятся налоговые, земельные и другие споры, возникающие в результате определённых правоотношений.
Официальный сайт Высшего арбитражного суда, его адрес в Интернете
На интернет-ресурсе этого государственного органа имеется много полезной информации.
Здесь можно прочитать статьи о правовых основах, изучить регламент работы судов и узнать всё необходимое об альтернативной процедуре урегулирования различных споров.
В архиве сайта находятся постановления Пленума ВАС РФ, информационные письма президиума ВАС РФ, его постановления и правовые позиции.
На данном портале можно найти картотеку арбитражных дел, календарь судебных заседаний и различные решения судов.
Этот официальный сайт является помощником, если нужно узнать какую-то важную информацию, касающуюся осуществления правосудия в нашей стране.
Картотека арбитражных дел – необходимая и важная информация
Чтобы узнать информацию, которая содержится в этой картотеке, необходимо зайти на официальный сайт Высшего арбитражного суда и слева нажать данную вкладку.
Откроется страница с удобным интерфейсом и таблицей для поиска.
В её графах нужно ввести фамилию участника дела, судьи, название суда и номер дела.
После написания даты регистрации дела, нажать клавишу «Найти»; – откроется вся имеющаяся информация по определённому человеку или делу.
Найти решение поможет «Электронное правосудие».
В этой вкладке имеются такие разделы:
- «Электронный страж» (регистрация в этой системе позволит быстро и легко разместить на сайте документы в электронном виде);
- «Банк решений арбитражных судов» (содержатся все вынесенные решения за определённый период времени);
- «Календарь судебных заседаний» с числом, месяцем и временем;
- «Перерывы в заседаниях», объявленные на определённую дату;
- электронное предоставление документов «Мой арбитр» (обновления по подпискам, отслеживаемые дела, личный кабинет, а также подача файлов в электронном виде) ;
- «Руководство по использованию» (подробное описание использования определённого раздела на сайте).
К картотеке арбитражного суда имеют право доступа все граждане.
Это разделы:
- «Фильтр дел»;
- «Банк решений»;
- «Календарь судебных заседаний».
Только после прохождения регистрации станут доступны такие разделы, как:
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Защита прав потребителя при продаже товаров", где подробно объясняется что такое право на обмен товара
Или ТУТ вы узнаете о примирительных процедурах в арбитражном процессе
Какие суды рассматривают гражданские дела:
Порядок предоставления документов и файлов в электронном виде
Сначала необходимо на официальном сайте пройти регистрацию.
Лицо, которое зарегистрировано в системе посредством создания учётной записи, имеет свой личный кабинет.
Если дело находится в производстве, а лицо (пользователь) не является участником дела и документы раньше не подавались,
тогда необходимо в личном кабинете указать:
- Наименование
юрлица должны указать свой идентификационный налоговый номер, регистрационный номер, регистрационный адрес и индекс;
- физические лица указывают личные паспортные данные, место трудовой деятельности, идентификационный налоговый номер и СНИЛС;
- бизнесмены (малый и средний бизнес) плюс к этим документам предоставляют идентификационный налоговый номер, регистрационный номер ИП, указывают фактический адрес проживания, число, месяц и год рождения, заполненный бланк доверенности, если бумаги подаются иным лицом.
- Телефонные номера пользователя (сотовый, стационарный и номер факса, если есть).
- Адрес электронного почтового ящика (заполняется в автоматическом режиме).
- Наименование ответчика, наименование лиц, которые участвуют в деле (информация о каждом).
Если в качестве пользователя выступает правовая организация, тогда необходимо указать номера идентификации и регистрации органа государственной власти или исполнительного комитета, в лице которого выступает данная организация.
Если пользователь – работник органа государственной власти, тогда необходимо указать данные организации, в котором это лицо работает.
Если сведения в системе уже имеются о деле, находящемся в производстве, но информация не соответствует действительности или занесена с ошибками, то необходимо произвести дополнение или уточнение.
Сделать это можно в личном кабинете.
Общие обязательные правила к подаваемой документации
Для представления документации на официальном портале Высшего арбитражного суда их необходимо сделать электронными при помощи процесса сканирования.
К ним предъявляются такие требования:
формат Adobe PDF;
- чёрно-белый цвет;
- качество более 200 точек на дюйм;
- сохранение всех подписей, штампов, печатей, номера и даты заявления.
Каждый сканированный документ должен быть помещён на ресурс в отдельном файле.
Количество файлов должно совпадать с количеством бумаг, подаваемых в суд.
Наименование должно содержать такие данные, как количество страниц в документе, номер и дату.
Бумаги нужно загружать на ресурс как дополнение – формат Word, что производится согласно Порядку представления бумаг, утвержденного Постановлением Пленума ВАС №80 от 08.11.2013.
Копии мирового соглашения загружаются лицом в формате Word или Open Office.
Необходимо помнить о том, что документы без копии-скана не принимаются.
Завершение процесса подачи документов в электронном виде
После того как все файлы загружены, нужно выбрать опцию «Отправить».
Пользователь должен тщательно проверить все введённые данные и если необходимо, то исправить их.
Теперь все документы направляются в определённый арбитражный суд.
После отправки файлов в личный кабинет пользователя поступает сообщение от системы о получении посылки.
В этом сообщении содержится число, месяц и час поступления файлов.
По общему правилу берётся во внимание не время часового пояса лица, которое отправляет документы, или арбитражного суда, а московское время, которое является временем системы подачи документов.
Ограниченный доступ к материалам арбитражного дела при упрощенном производстве
Письмо, поступившее в определённый суд, просматривается его сотрудником, который несёт ответственность за приём файлов.
Он должен убедиться, что все документы в нужном формате и их возможно прочитать, а также что они оформлены в соответствии с правилами.
Если все условия соблюдены, пользователь получает уведомление о получении арбитражным судом всех файлов.
Если сотрудник суда выявляет, что какие-то условия не соблюдены, тогда направляется уведомление о непризнании поступивших документов.
Все загруженные на сайт документы в электронном виде размещаются в сети Интернет в ограниченном доступе во вкладке «Картотека арбитражных дел ВАС».
Пользователь и другие лица, приобщённые к делу, получают код доступа к материалам дела, указанный в определении о принятии искового заявления.
Документы, направленные в арбитражный суд в электронном виде, открыты для просмотра другим арбитражным судам.
Итоги:
- подать документы в арбитражный суд в электронном виде можно при помощи официального сайта;
- для этого нужно сначала зарегистрироваться на сайте и внести данные в личный кабинет;
- отсканировать все документы и загрузить на ресурс;
- дождаться уведомления от банка решений и убедиться, что всё сделано правильно.
Уважаемый пользователь!
В используемой вами версии браузера сайт может работать некоректно.
Для полнофункциональной работы сайта рекомендуем обновить версию Internet Explorer, либо установить любой из перечисленных ниже современных браузеров:
© АО «Кодекс», 2019
Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных
Уважаемый пользователь! Обратите внимание! На данный момент сервис работает в тестовом режиме.
Мы продолжаем увеличивать количество документов «Архива решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции».