Аудит в сфере закупок
Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.
Целями такого контроля являются:
- проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
- определение причин выявленных нарушений;
- систематизация полученной информации;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.
Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.
Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.
Кто проводит аудит
Аудит в сфере закупок осуществляют:
- Счетная палата РФ;
- контрольно-счетные органы субъектов РФ;
- контрольно-счетные органы муниципальных образований.
Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.
Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.
Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.
Содержание аудита
Сроки проведения плановых проверок определяются ежегодными графиками. Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что контролеры обязаны уведомить организацию о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, внеплановой — не позднее чем за 24 часа.
В ходе мониторинга аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации. За непредоставление запрашиваемых сведений либо предоставление заведомо ложной информации законодательством установлена административная и уголовная ответственность.
Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:
- документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
- порядок формирования НМЦК;
- положение о нормировании;
- оригиналы контрактов;
- отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.
Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами.
Результаты проверок
В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.
Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.
В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.
Проверяемые организации могут обратиться с жалобой на действия аудиторов в законодательные (представительные) органы. Обжаловать результаты проверок можно также в арбитражном суде.
Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».
Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:
- анализ обоснованности плана закупок;
- реализуемость и эффективность торгов;
- анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).
Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.
Кто осуществляет аудит
- cчетная палата;
- контрольно-счетные органы в регионах;
- контрольно-счетные органы муниципалитетов;
- законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
- представительные органы муниципальных образований.
Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом « О счетной палате Российской Федерации », а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.
Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.
Содержание аудита
Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:
- финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
- налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
- на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
- ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
- аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
- специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
- управленческий — анализ системы управления предприятием.
Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:
- проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
- выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.
Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств. Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.
Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.
Аудиторские мероприятия в сфере государственных или муниципальных закупок регламентируются статьей 98 Федерального закона №44 и Федеральным законом №41. Главные действующие лица при этом – аудиторы. Они оценивают эффективность закупочной деятельности и принципов ценообразования, добросовестность участников и уровень профессионализма.
Таким образом, аудит – это информационная деятельность экспертно-аналитического характера, за счет которой проводится проверка и оценка сведений конкретной закупки.
Денежные средства, расходуемые в процессе закупочной деятельности, должны соответствовать требованиям законодательства РФ, целесообразности, результативности и своевременности.
Аудит обхватывает планирование закупочных мероприятий, их проведение, заключение и исполнение контракта со стороны заказчика. Оцениваются такие критерии исполнения контракта, как:
- Срок.
- Объем.
- Цена и условия ценообразования.
- Качество.
- Эффективность системы управления.
Рассмотрим более подробно понятие «аудит» в закупочной сфере: что это такое, как проводится и зачем.
Кто осуществляет аудит, кого и что проверяют
Согласно статье 98 ФЗ №44, проводить аудит в сфере закупок имеют право следующие государственные органы власти:
- Счетная палата. Осуществляет внешний аудит на федеральном уровне. Регламент – Федеральный закон №41. Проверку проводят должностные лица в форме аудиторов, они же несут ответственность по результатам.
- Контрольно-счетные по регионам. Аудит проводится в соответствии с регламентами конкретных регионов.
- Законодательные органы субъектов РФ. Регламент – региональная нормативно-правовая база.
- Контрольно-счетные по муниципалитетам. Проведение аудиторских проверок осуществляется в соответствии с локальными регламентами муниципалитета.
- Представительные по муниципалитетам. Аудит проводится в соответствии с муниципальной нормативно-правовой базой.
В случае аудита деятельность госорганов, юридических лиц, бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий проверяется в первую очень и в обязательном порядке.
Направления аудиторской деятельности:
- Проверка эффективности проведения закупочной процедуры как по отношению к отдельному учреждению, так и всей государственной или муниципальной программы в целом.
- Анализ эффективности расходования целевых средств.
- Тщательная проверка всех этапов закупочной процедуры.
Содержание аудита
Аудиторские мероприятия проходят в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
- Оповещение организации за три рабочих дня о плановой и за 24 часа о внеплановой проверке.
- Сбор и анализ данных из открытых источников, а также по запросу от должностных лиц заказчика. Аудиторы могут запросить обоснования потребления тех или иных товаров или расходования средств, регламент проведения закупок, обоснование формирования НМЦК, оригиналы документов, отчетность.
- За непредоставление данных в полном или частичном размере предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае отсутствия нарушений аудиторы выносят соответствующее заключение.
О мониторинге в сфере закупочной деятельности можно узнать ниже на видео.
Задачи, методы
Основные задачи аудиторских мероприятий заключаются в следующем:
- Поиск несоответствий и явных нарушений законодательства РФ.
- Оценка полноты и достоверности форм отчетности.
- Правильно оформления закупочных документов.
- Поиск способов оптимизации базы налогообложения.
- Анализ достоверности мероприятий по оценке имущественных активов.
- Оценка уровня эффективности расходования целевых средств.
- Анализ эффективности расходования ресурсов предприятия.
- Оказание консультационной помощи руководству компании.
За счет анализа абсолютных и относительных показателей (например, вариации потенциальной экономии средств) строится методика проведения аудита закупочной деятельности. Рассмотрим вариант оценки конкурентной среды.
Для проведения анализа необходимо знать количество заявок по каждой конкретной закупке в среднем, количество допущенных заявок на одну закупку, соотношение закупок на конкурсной основе и у единственных поставщиков в процентах.
Далее полученную величину сравнивают со средними показателями по конкретному региону или муниципалитету и по стране в целом.
Если анализировать уровень профессионализма участников, то следует использовать такие показатели, как численность специалистов с квалификацией в сфере контрактных закупок.
Результаты проверок
Результаты аудиторских проверок оформляются в форме соответствующих документов (заключения или акта) следующего содержания:
- Сколько контрольных мероприятий было проведение.
- Какая сумма заказа оценивалась.
- Сколько денежных средств были признаны неэффективными и нерезультативными вследствие нецелесообразного расходования бюджетных средств.
- Сколько предписаний и обращений было выдано в органы контроля и проверки.
Аудиторы обязаны зафиксировать все нарушения требований заполнения закупочной документации, этапов проведения процедуры, качественных и количественных характеристик, планирования, сроков заключения, составления и подписания контракта, внесения обеспечения, принятия антидемпинговых мер и так далее.
При выявлении нарушений аудиторами направляется соответствующее предписание заказчику о скором устранении, а также информация в Антимонопольную службу, прокуратуру, Налоговую службу, Казначейство. Кроме того, сведения по результатам мониторинга направляются в региональные или муниципальные органы власти. Отчетная документация в обязательном порядке публикуется в ЕИС.
Важно знать, что закупка может быть признана необоснованной. Заказчик имеет право это обжаловать в судебных инстанциях и представительных органах власти.
Подробный вебинар по системе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок представлен ниже на видео.