Авторские права на рисунки

Любые картины, фотографии и рисунки охраняются авторским правом наравне с выдающимися произведениями искусства. Авторское право на изображение дает владельцу возможность полностью распоряжаться объектом права: его появлением на интернет площадках, прессе, литературе, а также получением выгоды от его обнародования. В этой публикации мы подробно расскажем о том, что охраняется авторским правом и как его защитить в случае посягательств.

Что такое авторство на изображение с позиции закона

Иллюстрация, фотоснимок, картина, изображение — является плодом интеллектуального труда автора. При этом, значимость изображения, его ценность и способ создания не играют роли. Авторские права на картины известных художников так же ценны, как и работы начинающих творцов. После того, как художник закончил работу над иллюстрацией, у него, как у субъекта авторского права появляются:

  • Авторское право. Данный вид прав неотчуждаемый, т.е. его нельзя передать третьим лицам никаким договором. Право авторства охраняется Гражданским кодексом (ст.1265ГКРФ);
  • Исключительное имущественное право. Их можно передавать третьим лицам как в порядке аренды (лицензия на использование, согласно ст.1235ГКРФ), так и в порядке полного отчуждения (договор передачи авторских прав на изображения согласно ст.1234 ГКРФ).

Без согласия автора не допускается размещение такого изображения на коммерческих площадках. Исключением являются ситуации, когда размещающий изображение не получает никакой выгоды от публикации. Т.е. показывать изображение на улице прохожим можно без ограничений. Показывать это же изображение на коммерческой выставке без согласия автора запрещено. Это же правило касается и интернет-сайтов и использования авторских снимков. В таких случаях юрист по защите авторских прав легко добьется компенсации для автора.

Важно: Если на сайте есть реклама — публикация защищенной авторским правом информации без согласия является преступлением. Исключительные права автора исчерпывающе описаны в ст.1270ГКРФ.

Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети

Каждый день в интернет загружаются десятки тысяч новых фотографий, иллюстраций, картин и иных объектов интеллектуального права. Очевидно, что устраивать каждому изображению регистрацию в Роспатенте просто невозможно. Также невозможно и ждать несколько месяцев, прежде чем публиковать фотографию, вывода экспертизы, которая подтвердит авторство.

Поэтому к процедуре реестра авторского права прибегают лишь если речь идет о большом проекте, требующим крупных финансовых вложений. В иных случаях, все намного проще.

Право авторства наступает автоматически после первой публикации изображения в интернете. Умышленное использование изображения третьими лицами является незаконным.

Важно: Автору, в случае нарушения, или попытки нарушения его авторского права, придется доказать, что в конкретном случае имела место корысть. Поскольку в суде нужно обосновывать убыток, потенциально упущенную прибыль. Этот вид прибыли пропорционален выгоде, которую получило лицо, незаконно использующее творческий материал, сделанный автором.

Поскольку у автора нет документа, подтверждающего его право, ему придется доказывать это право в судебном порядке. Но защитить свой творческий труд заранее также можно несколькими способами:

  1. Нотариально заверить публикацию изображения на сайте. Нотариусы оказывают такую услугу и она регламентирована законом. Фиксируется время, дата, домен, и точная ссылка.
  2. Сделать копию оригинала фотографии, картины, рисунка и отправить ее самому себе заказным письмом. Такой метод популярен на западе. Вы получаете письмо вместе с уведомлением об отправке и печатями почтового отделения (почта является государственной структурой). После того, как почтальон вручит вам ваше же письмо, его нужно хранить закрытым до потенциального прецедента нарушения прав. На этапе судебного разбирательства, письмо вскрывается в присутствии свидетелей. Наличие фотографии в письме и дата отправки доказывают, что вы владели изображением раньше, чем тот, кто посягнул на ваши права.

Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий

В случае нарушения прав, следует ответить себе на следующие вопросы:

  • Является ли площадка, на которой опубликовано фото, коммерческой?
  • Была ли получена от публикации выгода и имел ли место умысел?
  • Можно ли посчитать потери для автора (исходя из п.2).

Если на эти вопросы есть утвердительные ответы, следует действовать без промедлений. Защита состоит из таких шагов:

Шаг 1: Определение виновных. Виновным не всегда является конкретный человек. Если информация появилась на веб-ресурсе, (а не, к примеру, в социальной сети) понять, кто же опубликовал ваше произведение непросто. Соответственно, виновным лицом может быть:

  • Владелец домена, на котором появилось иллюстрация;
  • Хостер, т.к. на его физическом сервере находится иллюстрация, охраняемая авторским правом;
  • Непосредственно лицо, совершившее публикацию.

Важно: Если вы не в состоянии определить виновного, исходите из того, что владелец сайта ответственный за контент и в его силах остановить распространение информации в любой момент. Определять степень вины и круг причастных, как и защитить авторство произведений искусства — дело органов досудебного следствия.

Шаг 2: Досудебная претензия. Направляется заказным письмом. В ней нужно четко описать:

  • Коротко суть претензии, какие статьи законов нарушает лицо, совершая действия (ГКРФ, ст.1233-1235,1265,1270 или иные статьи кодекса);
  • Характер и сумма потерь;
  • Доказательство авторства или готовность защищать авторство в суде;
  • Перечень требований (удалить публикацию, возместить конкретную сумму убытков и т.д.).

Если на этапе досудебной претензии виновник не признал права художника на картину и не согласился с требованиями, следует идти в суд.

Шаг 3: Судебное разбирательство

На этапе судебного разбирательства потерпевший выступает истцом. Задача истца — обосновать претензию и обязательно уточнить, что ответчик не пошел на процедуру досудебного урегулирования. На этом этапе важно понять, какая именно конечная цель стоит — получить компенсацию, или просто добиться удаления данных.

Читайте также:  Лаки шоп отзывы сотрудников

Шаг 4: Исполнение

При позитивном исходе, на исполнительные судебные органы возлагается функция контроля за исполнением мер, оговоренных по итогу разбирательства.

Зачем регистрировать авторские права на рисунки

Авторские права на изображение в интернете позволяют решить ряд проблем. Самые главные преимущества нотариального заверения прав таковы:

  1. У обладателя появляется официальное свидетельство, подтверждающее его право на изображение;
  2. Авторские права художников попадают под защиту государства. Т.е. в любом юридическом конфликте, связанном с незаконным использования контента, закон заведомо на стороне автора;
  3. Полноценная возможность передать права третьим лицам, избегая посягательств и претензий. Если авторство картины закреплено на бумаге, потенциальный покупатель точно знает, что имеет дело именно с автором;
  4. Защита от претензий и посягательств. Художников часто обвиняют в копировании. В этом случае, у автора есть исчерпывающие аргументы на этот счет.

Графический и веб дизайн. Практическое руководство и личный опыт

Где границы авторских прав?

  • Автор ★ Летта
  • 24 мая 2017, 17:03


После поста о блокировке и чтения обсуждений под ним я уже несколько дней хожу и думаю, где же границы авторского права? Это действительно интересный вопрос, поскольку все пользуются референсами и смотрят картинки в интернете и очень велика вероятность даже неосознанно сделать так же, как кто-то. Поэтому я хотела бы обсудить авторское право и границы его применения с вами. Кому-то может не понравиться мой пост и это нормально) Просто почитайте как другую точку зрения, отличную от вашей и не впадайте в истерику.

Авторское право изначально придумано для защиты издательств от авторов и от тех кто пытается работать в этой же нише. Про художников же тогда речи не шло и были случаи, когда одни известные товарищи копировали у других. Вот кстати интересный пост про это.

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов защищается авторским правом. То же самое относится и к абстрактной живописи и к детским рисункам. Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: многие наверняка помнят про обезьянье селфи дискуссия о правах на которое идет до сих пор.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — конечно будут возникать споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работой?
Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

И вот тут начинается интересное, потому что рисунок и фото например — это разные вещи. Обратимся к стокам, фотографии на них — это клип арт, да простят меня фототворцы. Это не художественная фотография в единичном экземпляре с продуманным костюмом, постановкой, светом, обработкой. Да, обработка и постановка тем не менее присутствует, но только чтобы пройти порог технических требований.

Иллюстрация же создается изначально в других редакторах, зачастую для других целей и иллюстраторам часто нужны фотографии, чтобы нарисовать что-то правильно. И мы используем их комбинируя или не комбинируя. Я могу пойти снять качели под окном и нарисовать с них картинку, но нет гарантий, что кто-то из моего же дома к примеру не снимет эти же качели и не выложит их на сток, а потом не придет ко мне с претензией. Кто прав?

Кстати если я беру разные части разных фото, получается ли что я частично как-то нарушаю права разных авторов?

Еще раз проясним и зафиксируем две разные вещи — нарушение авторских прав и плагиат.
Плагиат — это одно из нарушений авторских прав, заключающееся в публикации авторского материала под своим именем. Из предыдущего обсуждения я взяла ссылки на УК РФ и разъяснения верховного суда, где все предельно четко.

УК РФ, Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав
(в ред. Федерального закона от 08.04.2003 N 45-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2007 г. N 14
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ
СУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ АВТОРСКИХ, СМЕЖНЫХ,
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ, А ТАКЖЕ
О НЕЗАКОННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА


3. При установлении факта нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата), предусмотренного частью 1 статьи 146 УК РФ, суду надлежит иметь в виду, что указанное деяние может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Нарушение же авторских прав вообще может заключаться в использовании авторского произведения любым способом, который может не понравиться автору или иному правообладателю. Но как правило речь идет о получении материальной выгоды и ответственность по всем законам наступает именно в связи с получением этой выгоды (или нанесением ущерба).

В моем понимании плагиат, например — это когда я беру фотографию или иллюстрацию и выставляю ее под своим именем. А вот если я беру фото, трассирую его и выставляю опять же под свои именем или перерисовываю с фотографической(!) точностью — это создание производных и творческая переработка. Автор мне такого разрешения не давал и следовательно может выкатить претензии. А что если от исходного фото остался только силуэт? Всегда ли нужно получать разрешение и какой процент переделок отделяет новое произведение от исходного? У нас в этой области вообще мало кто разбирается, есть же вообще оммаж например, работа-подражание (и жест уважения) другому художнику, музыканту и т. п. Можно ли оммаж продавать? А если это одна картина, а не тиражируемая копия?

Читайте также:  Нужен ли паспорт при поверке счетчика воды


Таким образом получается вся трактовка нынешних авторских прав сводится к имущественной выгоде той или иной стороны. Каждый тянет одеяло на себя, чтобы извлечь побольше выгоды и не более того. Все эти «мне будет обидно, что моя фотография используется» тоже связаны с материальной выгодой. Это нужно читать так — мне будет обидно, если кто-то нарисует картинку, которая будет продаваться лучше чем моя фотография и принесет кому то больше денег. Развитие стоков вывело кляузничество авторов на принципиально иной уровень и теперь все грызутся из-за малейших схожестей, предъявляя претензии абсолютно за все и не вникая в детали и законы, просто исходя из желания кому-то навредить.

По-хорошему рисование — это бесконечное заимствование и копирование, поскольку мы рисуем образы из внешнего мира, которые должны быть узнаваемыми. И даже рисуя что-то необычное, «новое» мы все равно перерабатываем и компилируем что-то знакомое. Можно, конечно, рисовать белый шум какой-нибудь, но даже в нем кто-то найдет сходство и предъявит претензии. Обучение рисованию — это обучение копированию стиля, предметов, образов, всего подряд. Поэтому человек, который учится рисовать, учится копировать. Человек, который рисует — копирует.

Некоторые впадают в еще больший маразм и начинают истерить по поводу цветовой гаммы, таких же предметов и похожей композиции — всего, что не защищается авторским правом и так же влияет на выгоду конкретного автора.

Таким образом мы видим, что авторское право перешло в фазу агонизирующей копирастии, бесконечного предъявления претензий за любые закорючки и мне интересна ваша точка зрения. Жаловались ли вы на других авторов? Как использовать референсы? А может вы нарушали чужие права и были пострадавшей стороной? Приглашаю к дискуссии.

  • Начинaющий иллюстратор
  • 2 апреля 2013, 21:11

Как доказываеться, что эта картина нарисованная на компьютере, создана конкретным человеком?

Если например она нарисована для себя? А, не для заказчика какого-то. Подписью? — Ну, подпись на картине можно легко убрать. Картина должна не выкладываться в полной развёртке? что б, при судебном разбирательстве, в качестве последнего аргумента предъявить им изображение в полном формате?
И как сохранить авторские права на иллюстрацию перед издательством, для которого иллюстратор нарисовал иллюстрацию?

У Вас интернет есть?

Если нарисована для себя, зачем кому то что-то доказывать?

Так исходник то у вас остается в любом случае, вы же его в интернет не выкладываете (в формате psd или другом)

Авторские права невозможно не сохранить, они не передаются в РФ. Право на коммерческое использование да, а авторство нет. Вы все равно останетесь автором, хоть что делай.

Погуглите, подобной информации море.

АВТОРСКОЕ ПРАВО, или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда… и его на самом деле сейчас стараются сразу отобрать… потому не путаем «авторство» и юридическое понятие «авторские права»… вопрос по поводу сохранения прав за автором задан верно… это всё очень актуально, но как-то безвыходно для рядового иллюстратора

Просто тут вопрос задан не совсем точно. Одно дело сохранить за собой права на продажу иллюстрации и ее коммерческое использование, другое дело право вообще называться автором, выкладывать работу в портфель и вообще в сеть и т. д. Если первое, как правило, стараются ограничить, то второе запретить не могут никак.

право автора останется навсегда. а вот если Вы продали исключительные права, а также материальное право владения, то ни куда Вы его не выложите!

Там все довольно сложно применимо к цифровому арту и сканам. Везде говорится о оригинале произведения, но превью с водяной маркой или логотипом компании-владельца по сути оригиналом уже не является.

авторское право не нужно доказывать, доказывать должны те кто использует работу то, что у них есть на это права. если уже совсем серьёзно, то доказательством служат файлы, может в слоях, оанние версии, эскизы т. е. максимум исходников.

1) Сохраняем исходники — PSD файл, лучше в слоях, еще лучше в «небанальных слоях», т. е. не каждый персонаж на своем слое, а, допустим слой с тенями, слой со светом итд, так вернее

2) В сеть выкладывается маленькая картинка, полноразмерный файл никому не показываем, а бережно храним =)

Есть еще такой хинт: вокруг картинки, предназначаемой для выкладки в сеть делаем рамочку в 1–2 пикселя — при попытке растянуть картинку на большой размер рамочка будет превращаться в некрасивое мыло

3) Подписывать картинки обязательно! Меленьким шрифтом где-то сбоку, с указанием года создания, имени автора и сайта, например. Плюс к этому — авторская подписьроспись, гармонично вплетенная в картинку, так чтоб специально не ища и не заметишь. Обычно их не видят и не удаляют, соответственно.

Читайте также:  Оплата госпошлины за регистрацию брака через сбербанк

4) Продвинутая версия третьего пункта — метатеги. Прописываются в свойствах самого джипега, через фотошопбридж или еще какие программы. Некоторые хостинги, правда, обнуляют метатеги, но для душевного спокойствия…

А вообще, поспрашивайте фотографов, им эта тема актуальна)

собственно, кроме всего выше сказанного и всяких мелких фенечек, каких легко можно нагуглить в нЭтке за 15 минут

если на таких же сайтах, как этот выкладывать свои работы (мелкими жапежками), то собственно — коллеги, что отметились под работой — фактически — свидетели — что такого то числа — видели такую то работу под ВАШИМ ник нЭймом. по этому — лучше никнЭйм придумать 1 раз — незабываемый — и работы — когда тоже — не забываемые, то — коллеги смогли бы тоже подтвердить —

а мы знаем этого парня (дЭушку) — ЭТО ЕГО РАБОТА

»,…Авторское право возникает автоматически в момент создания произведения…»

цитата из закона об авт праве.

На исходном файле при его открытии через программу (любую) высвечивается год, месяц, день, час и минута создания. Вот и всё) Если кто-то намерен доказать что этот рисунок принадлежит ему, то он должен предоставить исходный файл с другими цифрами, более ранними…… подтасовать это невозможно, ибо эти цифры выставляются графической программой автоматически в момент сохранения файла.

Авторское право.иногда НУЖНО доказывать.

Мои видео рассказы, разместили на украинском сайте. Спёрли их или с Ютьюба или с Демиарта.и подписали что это уроки какого-то испанца.

Ну…кто меня слышал те знают, испанцы говорят с южнорусским говором…шо и гэ.

Я попросил только изменить автора…в ответ мне сказали, а как вы докажете что это ваши?

т. е. чувак который размещал, не правильно подписал. Попутал. А на письма не отвечал. А Администрация сайта…уже ничего и не знает. Пришлось давать ссылки. Это раз.

Рисунки украли, бывает какие-нибудь клиенты отказываются рассматривать рисунок с водяным знаком…не видят когда они масепусенькие. Т. е. пусть чпег, но смотрибельного качества.

И что бы там не рассказывали наши знатоки, но при умном подходе к делу, дизайнер сумеет использовать даже чпег. Или тупо украли в инете.

и вот выходя скажем какие-нибудь плакатики…да.плакатики скажем для маленьких детишек там много картинок с предметами….или подарки новогодние, а в композиции персонажи твои.

И на вопрос…а почему? Тебе отвечают.а при чём тут вы? Нам продал дизайнер такой то.

И как в этом случае….надо доказывать или нет?

Авторское право.так же воруется. Как не доказывать?

Надо доказывать момент возникновения произведения, да у ваас сохраняются слои, скетчи, наконец. ДАТЫ СОЗДАНИЯ файлов. Не забывайте о этом. У файла есть дата его создания. На вашем компе.она ВСЕГДА раньше чем у вора. Если вы не ПЕРЕСОХРАНЯЛИ.

Исходный фал. Не перезаписывали.

Ну, а перед издателем, заказчиком доказательством служит только ваше слово и ваша подпись в договоре. О том что вы гарантируете что авторские права никому не принадлежат кроме вас.

Любое изображение можно скачать из портфолио на любом сайте, а дальше через программу «поднять» джипеговый файл до приличного разрешения, чуть подмазать и вперёд — в печать.

Джипег никогда не «поднять» до псд. Распечатать, может, и выйдет, но у автора все равно будет лучший вариант.

В России судиться с кем бы то ни было на тему авторских правд дело неблагодарное и в практическом смысле малореализуемое. Вы вряд ли отсудите какие-то дивиденды, а на адвокатов и юристов и суды в итоге потратите больше сил, времени и денег, чем сможете выторговать у нарушителя авторских прав. Все это происходит потому, что в России не выстроена система агентского управления контрактами авторов. Если бы в России были агентства именно они и должны заниматься битвой за права в случае их нарушения. У нас же рынок стихийный и в целом доказать что-либо очень сложно и дорого. Потому в целом можно не заморачиваться и не обращаться внимание на нарушителей, которые так или иначе ваши права нарушили. В лучшем случае можно им написать и пригрозить судом, вполне возможно тогда вашу работу удалят с сайта или изымут тираж чего бы то ни было из продажи (что очень вряд ли).

Самый простой способ обозначить права на собственное произведение это распечатать изображения и отослать его себе почтой, сделав опись на почте, что лежало в конверте. Дата на штемпеле будет определять срок создания произведения. Это если по взрослому все делать. Если например вы продаете иллюстрации в какое-то крупное издательство.

Валера и крупные и мелкие защищают свои права.договором. Никому конверты со штемпелями не нужны.

Да и по логике получается что человек укравший и сразу выславший себе почтой становится автором.

у каждого файла…есть дата его создания. Навести мышкой и высвечивается. Вот это надо принтскринить и распечатывать.

А агантства у нас есть и очень много. Но НИКТО из них не хочет заниматься такими делами. Так что беда не в отсутствии, а в бездеятельности. И как я уже говорил, работа наших агентов толкьо быть.передастами…и отстригать свои проценты. Всё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector