Проценты по займам раздельный учет ндс

Необходимость ведения раздельного учета по НДС возникает, как при наличии у организации экспортных операций (необлагаемых налогом на добавленную стоимость), так и при ведении прочих хозяйственных операций, подлежащих обложению НДС.

Если организация одновременно осуществляет облагаемые и необлагаемые операции, то в налогообложении могут возникать проблемные ситуации. В большей степени это касается НДС. К примеру, как применять входной налог к вычету при совмещении операций разного рода?

При таких операциях организация обязана вести раздельный учет. То есть отдельно учитывать доходы и расходы по облагаемым операциям, и отдельно — по необлагаемым.

Главной целью раздельного учета по НДС является распределение входного налога для того чтобы впоследствии принять его к вычету. Весь входной налог на добавленную стоимость позволяет принимать к вычету применение «Правила 5%» по расходам, относящимся как к облагаемым, так и к не облагаемым операциям по НДС, к которым относятся общехозяйственные расходы.

Из этой статьи вы узнаете, как применять «Правило пяти процентов» по НДС в 2019 году и сможете ознакомиться с подробным примером расчета. При совмещении ЕНВД и ОСНО данное правило не применяется.

Советы для организаций, ведущих операции, которые облагаются НДС

В случае если организация ведет операции, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и лишь изредка получает доход по займам (или осуществляете расчет векселями третьих лиц), то в учетную политику рекомендуется внести такие положение об использовании «Правила пяти процентов» по НДС.

Использование этого правила позволяет организации определить величину общехозяйственных расходов, которые приходятся на необлагаемые операции пропорционально доле прямых расходов на данные операции в общей величине расходов, которые связаны с реализацией продукции.

Советы для организаций, ведущих операции, которые не облагаются НДС

Если организация занимается ведением операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на постоянной основе, то для того чтобы рассчитать доли расходов по этим операциям, следует организовать ведение бухгалтерского учета таким образом, чтобы нижеперечисленные сведения формировались отдельно:

1. О себестоимости продаж, которые подлежат обложению НДС.
2. О себестоимости продаж, которые не подлежат обложению НДС.
3. О других расходах, которые связаны с реализацией:

  • облагаемой НДС (к примеру, по реализации ОС);
  • не облагаемой НДС (к примеру, реализации ценных бумаг).

4. О других расходах, которые не связаны с реализацией (к примеру, проценты, полученные предприятием по займам).

Добавим, что организации следует определиться с оптимальным порядком расчета доли общехозяйственных расходов, которые приходятся на операции, не облагаемые налогом на добавленную стоимость.

К примеру, доли общехозяйственных расходов, приходящиеся на операции, которые не облагаются НДС, можно принять равной одному из таких соотношений:

  • доле прямых расходов по операциям, которые не подлежат обложению НДС в общей величине прямых расходов по всем операциям, которые связаны с продажей;
  • доле выручки по операциям, которые не подлежат обложению НДС в общей сумме выручки от продаж.

Не менее важным является вопрос налоговой политики раздельного учета в отношении операций, которые не подлежат обложению НДС. Стоит обратить внимание на такие моменты, которые связаны с основаниями совершения такого рода операций, а именно:

1. Какие льготные режимы связаны с налогообложением.
2. Присутствуют ли операции по налогообложению, которые не предусмотрены статьей 149 Налогового кодекса РФ.
3. Наличие права на освобождение от НДС в случае недостаточного размера полученной выручки.
4. Продажа продукции (услуг или работ) в другие страны.

Ведение раздельного учета по НДС: на что обратить внимание

Подавляющее большинство организаций имеют дело как с облагаемой, так и с не облагаемой налогом на добавленную стоимость продукцией.

Напомним, что раздельное ведение учета по этому налогу осуществляется по исходящему НДС – по стоимости продукции, которая была отгружена. При этом продукция может быть обложена НДС или освобождена от него. НДС, включенный в цену продукции, тоже необходимо учитывать.

Тем не менее, какой-либо единой методики по ведению раздельного учета по НДС не существует. Именно поэтому можно пользоваться удобным для организации порядком. Самое главное, чтобы при ведении раздельного учета операции по облагаемые и не облагаемые по НДС операции четко разграничивались.

Отказ от ведения корректного раздельного учета по НДС может привести к тому, что налоговики начнут восстанавливать весь входной налог по единицам, приобретенным для использования в операциях, которые подлежат и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Такие действия сотрудников налоговой службы приведут к тому, что у организации появятся недостачи в НДС, а значит, штрафов и пеней избежать не получится.

Минфин считает, что если операции по освобожденным единицам товаров от НДС полностью отсутствуют, то это является основанием для освобождения организации от ведения раздельного учета по налогу на добавленную стоимость.

Ведение раздельного учета по НДС при экспорте: основные моменты

Раздельный учет по НДС при экспорте продукции обязателен. При этом сырье, которое применялось в процессе проведения операций по экспорту (сумма операций) должна быть подана в ФНС в виде декларации с нулевой ставкой.

Читайте также:  Представительство в суде нужна ли нотариальная доверенность

Нормы действующего российского законодательства не предусматривают четко прописанной методики по определению входного НДС товаров на экспорт. Удобный способ учета выбирается организацией самостоятельно. Порядок учета следует закрепить в соответствующих документах (в приказах, относящихся к ведению учетной политики предприятия).

Пример расчета по «Правилу 5 процентов»

Если за квартал общая доля расходов на приобретение, а также на производство продукции — не более 5% (от всех общих расходов, которые направлены на производство и реализацию товаров), то организация освобождается от ведения раздельного учета по НДС. То есть, входной НДС, предъявляемый поставщиками (в одном или другом квартале), можно принимать к вычету.

Какие расходы являются совокупными при применении Правила 5 процентов по НДС?

К таким расходам можно отнести затраты на приобретение товаров, затраты на производство товаров, затраты на реализацию товаров. К товарам в данной ситуации относятся также работы, услуги и имущественные права.

Как распределять совокупные затраты, каждая организация должна решить самостоятельно и отразить свое решение в учетной политике. Предоставление самостоятельности в решение этого вопроса связано с тем, что в НК РФ порядок распределения совокупных затрат не определен.

Изменение в Правило 5 процентов по НДС с 2019 года

Правило 5 процентов по НДС до 2019 года состояло в том, что входной НДС можно было принять к вычету, в случае если затраты в пределах 5% были направлены только на необлагаемые сделки.

С января 2019 года Правило 5 процентов по НДС применяется, только если расходы направлены на оба вида операций: облагаемые и необлагаемые. А вот если траты направлены только на осуществление необлагаемых видов деятельности, то воспользоваться правилом 5% уже нельзя. В таком случае сумму входного налога надо включать в стоимость услуг, товаров, работ, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость.

Пример

Расходы организации, облагаемые налогом – 8 000 000 рублей. Расходы, не облагаемые налогом – 400 000 рублей. Затраты на общехозяйственные нужды составили 2 000 000 рублей.

Расчет будет осуществляться по такой формуле:

Расходы, связанные с реализацией, не облагаемой НДС (за квартал) / Общая величина расходов, связанных с реализацией (за квартал) X 100% ≤ 5%

400 000 рублей : (8 000 000 рублей + 2 000 000) x 100% = 4%

Сумма из нашего примера составила 4%, что менее 5%, а значит, организация вправе вести раздельный учет по входному налогу на добавленную стоимость. К тому же она вправе принимать весь входной НДС к вычету за отчетный период.

Мы в III квартале предоставили нескольким работникам заем на год, проценты уплачиваются при возврате займа. Насколько я понимаю, это значит, что нам нужно вести раздельный учет НДС, но как это делать? Еще я слышала, что раздельный учет можно и не вести, если расходы на необлагаемые операции меньше 5%? У нас расходов по займам вообще нет, можно ли воспользоваться этим правилом?

Раздельный учет вести нужно, ведь выдача займов — операция, не облагаемая А как — решать вам. Можно в отдельных регистрах или в бухгалтерском учете. Главное, чтобы у вас были сведения по облагаемой и не облагаемой НДС выручке, а также о входном НДС, который относится к облагаемой деятельности, к необлагаемой или к обеим сразу. Первый вы принимаете к вычету. Второй — учитываете в расходах. Третий — делите в конце квартала: часть принимаете к вычету, а часть включаете в расходы. А в какой пропорции, определяете как раз на основе данных о выручк При этом выручка по займам — это проценты по ним, начисленные в текущем квартал

Верно, раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций нуже Но вы его и так ведете. Займы вы учитываете на счете 58, проценты по ним на счете 91 — отдельно от выручки по товарам, работам, услугам. А вот делить НДС между облагаемыми и необлагаемыми операциями нужно, только если расходы на последние больше 5% всех ваших расходов. Но что такое расходы непосредственно по займу? Их нет. И доля общехозяйственных расходов, относящихся к займам, будет равна нулю, если написать в учетной политике, что вы определяете ее пропорционально доле прямых расходов в общих расходах на реализаци

Добавлю, что для подтверждения права на вычет НДС в полном объеме достаточно расчета, из которого следует, что расходы на необлагаемую деятельность не превышают 5%. Хотя налоговики и сами обязаны проверить это, прежде чем отказать в вычет

Значит, напишу в учетной политике, что мы применяем правило «пяти процентов», делим общий НДС по прямым расходам, а по выдаче займов у нас таких расходов нет. И ежеквартально буду оформлять справку, из которой видно, что расходы на необлагаемые операции равны нулю, то есть менее 5%.

Но почему "может", а не "должна" возникнуть? Давайте разбираться.

входной НДС делить, счета-фактуры составлять

В апреле 2008 г. Минфин России выпустил Письмо, из которого следует, что заимодавец обязан вести раздельный учет операций по выдаче займов и других, облагаемых налогом, операций . Все потому, что операции, связанные с займами, гл. 21 НК РФ приравнены к финансовым услугам. А эти услуги, в свою очередь, освобождены от налогообложения НДС.

Читайте также:  Можно ли работать двое суток подряд

То есть по логике Минфина получается, что если вы, например, занимаетесь оптовой торговлей и время от времени выдаете денежные займы, то вы одновременно совершаете облагаемые и не облагаемые НДС операции и должны вести их раздельный учет. Кроме того, вам надо составлять счета-фактуры при получении процентов по займам и регистрировать счета-фактуры в книге продаж. Не забудьте также заполнить разд. 9 декларации по НДС за тот квартал, в котором получены проценты (Налоговый кодекс Статья 168) .

Поскольку Налоговым кодексом не установлен порядок раздельного учета, нужно обратиться к бухгалтерским нормативным актам. Ими предусмотрен отдельный учет операций с займами от операций по продаже товаров, работ или услуг. Заключается он в следующем:

— сумма выданного займа не является расходом организации ;

— сумма выданного займа отражается по дебету счета 58, субсчет 58-3 "Предоставленные займы", в аналитике по каждому заемщику ;

— проценты по займу являются прочими доходами и отражаются по кредиту счета 91, субсчет 91-1 "Прочие доходы" ;

— к расходам по операциям с займом относятся только те расходы, которые НЕПОСРЕДСТВЕННО связаны с его выдачей и получением процентов (например, расходы на информационные и консультационные услуги). Такие расходы являются прочими и отражаются по дебету счета 91-2 "Прочие расходы" ;

— общехозяйственные затраты не включаются в расходы по операциям с займами (кроме случая, когда эти расходы НЕПОСРЕДСТВЕННО связаны с выдачей займа) .

Что означает этот порядок для целей налогообложения НДС? Он означает, что не принимается к вычету входной налог по товарам (работам, услугам), расходы на приобретение которых напрямую относятся к расходам по операциям с займами. Этот НДС включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). А налог по расходам на другие операции, облагаемые НДС, можно принять к вычету.

Однако у большинства "обычных" организаций не бывает расходов (особенно с входным НДС), непосредственно связанных с операциями по выдаче займов и получением процентов по ним. Не станет же, допустим, торговая организация обращаться к кому-то за консультацией, чтобы понять: давать заем или нет. Поэтому когда "прямых" расходов на операции с займами у заимодавца нет (общехозяйственные расходы к этим операциям не относятся), то он может принять к вычету весь входной НДС, который ему предъявлен, ничего не распределяя (Налоговый кодекс Статья 170).

И все бы хорошо, если бы не Минфин. Финансистов не смущает, что они сами же установили: общехозяйственные расходы к расходам по займам никакого отношения не имеют . Они считают, что НДС по этим расходам нужно делить. И налог в сумме, приходящейся на операции с займами, к вычету не принимать и включать в стоимость товаров (работ, услуг), увеличивая тем самым общехозяйственные расходы. Рассчитывается сумма этого НДС так :

Сумма НДС, относящаяся к операциям с займами, увеличивающая общехозяйственные расходы (за квартал)

Общая сумма входного НДС по товарам (работам, услугам), расходы на приобретение которых относятся к общехозяйственным (за квартал)

Сумма процентов по займам, полученная в квартале

Общая стоимость товаров (работ, услуг), отгруженных в квартале

Сумма процентов по займам, полученная в квартале

Правда, не забыло финансовое ведомство и про "правило пяти процентов". Согласно ему входной НДС можно принимать к вычету полностью, если расходы по операциям с займами не превысили 5% от общей суммы расходов на производство за квартал .

Очень сомнительно, что доля расходов, связанных с выдачей займов, окажется больше этой величины. Особенно учитывая, что выданная сумма займа расходом не является . Но полностью такой вариант исключать нельзя. Можно ли обосновать свое нежелание делить входной НДС в этом случае? Можно.

Заем — не услуга:

НДС не делим, счета-фактуры не составляем

Давайте вчитаемся в норму ст. 149 НК РФ. Там сказано, что освобождены от налогообложения НДС, цитируем, "операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме", конец цитаты . Не норма, а загадка. Где тут проценты по займам? Что за загадочные финансовые услуги? Российскому законодательству известны лишь те финансовые услуги, которые оказываются банками, страховыми компаниями, лизинговыми компаниями и т.п. Причем Минфин, в общем-то, не отрицает, что в ст. 149 НК РФ термин "финансовые услуги" используется именно в таком значении (Налоговый кодекс Статья 11). Тогда непонятно, как "обычная" организация может оказывать "финансовые услуги", не будучи банком или страховой компанией? Ответ очевиден: никак.

Но хорошо, учитывая апрельское Письмо Минфина, допустим, что ведомство передумало и решило, что финансовые услуги могут оказывать все подряд . Реализация услуг — это объект налогообложения НДС . Только вот определения термина "услуга" в гл. 21, да и во всей части второй НК РФ, нет. Согласно части первой Налогового кодекса услуга — это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления такой деятельности. Является ли выдача займов и получение процентов по ним услугой, исходя из приведенного определения? Нет, не является. Причем Минфин не отрицает и это . Ведь деятельность подразумевает активные и систематические действия. А заимодавец, если это "обычная" некредитная организация, ни до, ни после выдачи займа ничего не делает. Он просто ждет проценты и возврата денег.

Читайте также:  Дела о признании гражданина недееспособным рассматриваются

Тот факт, что операции с займами нельзя приравнивать к оказанию услуг, подтверждается также определением термина "процент" из части первой НК РФ. Процент — это любой заранее установленный ДОХОД ПО ДОЛГОВОМУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ любого вида. Вы видите здесь хоть что- то об оказании услуг? Вот и мы не видим).

Доходы (в том числе проценты) и реализация услуг — совершенно разные объекты налогообложения. Проценты — это всегда доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли или НДФЛ. Неслучайно ведь гл. 25 НК РФ, без вариантов, относит проценты к внереализационным доходам, то есть к доходам, не связанным с реализацией чего-либо. Даже если речь идет о банках, для которых выдача кредитов и получение процентов по ним — самая обычная деятельность.

Примечание. Кстати, Гражданский кодекс четко разделяет договор об оказании услуг и договор займа. Нормы ГК РФ об этих договорах совершенно разные и никак не пересекаютсю. Таким образом, и по гражданскому законодательству выдача займа не приравнена к оказанию услуги.

Итак, из части первой Налогового кодекса однозначно следует, что выдача займов и получение процентов по ним — это никакие не услуги . При этом в налоговом законодательстве нет нормы о том, что часть вторая НК РФ может изменять определения терминов "услуга" и "процент". Следовательно, упоминание в ст. 149 НК РФ операций по выдаче займов в денежной форме и финансовых услуг по их выдаче — не более чем недоразумение.

Не будь этой нормы, НИЧЕГО не изменилось бы. Части первой НК РФ вполне хватает, чтобы обосновать, почему операции с займами не должны облагаться НДС. Передача денег в заем не признается реализацией. Проценты — доход по долговому обязательству, с реализацией никак не связаны . Нет реализации — нет объекта налогообложения по НДС. И жилось бы всем без нормы ст. 149 НК РФ гораздо проще.

Тем не менее норма есть, но рассматривать ее нужно как неясность. И трактоваться эта неясность должна в пользу налогоплательщика, то есть в вашу пользу. А в ваших интересах не считать операции с займами оказанием услуг.

Почему это в ваших интересах?

Во-первых, потому что тогда сразу же отпадает проблема с разделением входного НДС. Ведь ст. 170 НК РФ требует распределения НДС по товарам (работам, услугам), цитируем, "в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения)", конец цитаты. Выдавая займы и получая проценты по ним, никаких "операций по реализации" вы не совершаете. Поэтому норма ст. 170 Налогового кодекса не работает, и весь входной налог принимается к вычету.

Во-вторых, сразу развеиваются сомнения насчет счетов-фактур. Выставлять их не нужно ст 168 НК РФ .

Окончательное решение за налогоплательщиком

Понятно, что отнюдь не всем нравится ссориться со своей налоговой инспекцией. Если "прямые" расходы по операциям с займами у вас минимальны (скорее всего, их вообще нет), а составление счетов-фактур на проценты не является проблемой, то почему бы не следовать разъяснениям Минфина? Раздельный учет операций с займами и других операций вы и так ведете, выдумывать ничего не приходится — все уже установлено нормативными документами по бухучету. Входной НДС тоже, скорее всего, делить не придется. Правда, вы должны будете заполнять разд. 9 декларации по НДС, а это всегда привлекает внимание налоговиков. Им тотчас же захочется проверить книгу покупок и книгу продаж, запросить документы, связанные с выдачей займов, и т.п.

Другое дело, если квалификация операций с займами в качестве финансовых услуг для целей налогообложения НДС вас совершенно не устраивает и выпиской счетов-фактур на проценты вы заниматься не хотите. Тогда делайте все так, словно никаких операций, освобожденных от налогообложения НДС, вы не совершаете. Долю "заемных" расходов по "правилу пяти процентов" не рассчитывайте, счета-фактуры на проценты не составляйте, входной НДС принимайте к вычету полностью. И, конечно, не заполняйте разд. 9 декларации по НДС. Но будьте готовы к спорам с проверяющими.

Впрочем, возможно, никаких споров и не будет, учитывая, что Минфин сам не уверен в своем мнении. В том самом Письме, с комментария к которому началась эта статья, финансовое ведомство подчеркнуло, цитируем: "настоящее письмо имеет информационно- разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме", конец цитаты .

Одним словом, как обычно это бывает: "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих".

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 11, 2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector