Проходят периодические предварительные медицинские осмотры

Содержание

Предварительный медицинский осмотр во время трудоустройства

Одним из важнейших направлений регулирования современных профессиональных отношений, безусловно, являются вопросы обеспечения безопасности труда. Для этого действующими законодательными нормами были разработаны целые комплексы различных мероприятий. В этот комплекс входит и такое весьма распространенное явление, как прохождение медицинских осмотров сотрудниками.

Одной из разновидностей медицинских осмотров являются предварительные осмотры. С юридической точки зрения, данное понятие означает фактическую проверку текущего состояния здоровья работника, который только устраивается на ту или иную должность.

Следует отметить, что инициатива по прохождению медицинского осмотра определенным сотрудником, всегда должна исходить от его работодателя. Именно он несет ответственность в том случае, если к исполнению профессиональных обязанностей будет допущен сотрудник, имеющий определенные проблемы со здоровьем, которые являются явным препятствием для его работы в конкретной должности.

О необходимости прохождения предварительного осмотра сотрудник, в обязательном порядке, должен быть предупрежден заранее. Всю эту информацию, работодатель, как правило, сообщает соискателю во время собеседования. В том случае, если потенциальный кандидат на ту или иную должность, откажется проходить обследование по каким-либо причинам, у работодателя не будет иметься законного права на трудоустройство такого гражданина.

Список категорий сотрудников, для которых прохождение предварительного осмотра является обязательным требованием

Сразу следует отметить, что правило о прохождении медицинского осмотра во время трудоустройства, будет действовать далеко в отношении не всех категорий сотрудников. Оно распространяется лишь на отдельные виды кандидатов, а именно:

  • лица, которые, во время своего трудоустройства в организацию, еще не достигли совершеннолетнего возраста;
  • граждане, которые устраиваются на определенные должности, с присутствующими там опасными, либо вредными условиями труда;
  • будущие сотрудники, профессиональная деятельность которых будет связана с управлением автотранспортным средством, являющимся, как известно, источником повышенной опасности;
  • работники, которые будут исполнять возложенные на них профессиональные обязанности на территориях Крайнего Севера, либо в приравненных к нему районах;
  • сотрудники, чья профессиональная деятельность будет осуществляться с помощью вахтового метода.

Отдельно следует упомянуть и об основных целях, которые преследуются во время установления обязательств по прохождения медицинских осмотров. В главных из них можно отнести следующие:

Каких специалистов нужно проходить во время медицинского осмотра?

Перечень основных специалистов, которых нужно проходить во время медицинского осмотра, устанавливается таким нормативно-правовым актом, как Приказ № 302Н от 12.04.11г. МЗ СР РФ. Однако следует помнить, что список врачей всегда может несколько меняться, в зависимости от конкретной должности, на которую принимаются человек, а также от иных дополнительных нюансов.

В стандартный список входят следующие специалисты: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина, осмотр врачом терапевтом, психиатром и наркологом. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

В каких случаях возникает необходимость прохождения предварительного осмотра?

Сразу следует отметить, что обязательства по организации такой процедуры, как медицинские осмотры для трудоустраивающихся сотрудников, распространяются далеко не на каждого работодателя. Существует огромное количество категорий профессий, во время трудоустройства на которые претенденту необходимо лишь представить определенные документы и подписать трудовой договор.

Необходимость же проведения предварительного осмотра возникает только в тех случаях, если сотрудник устраивается на особую должность, либо при определенных обстоятельствах. Полный перечень особых должностей всегда указывается в действующих законодательных нормах. В таких ситуациях, на работодателя возлагается достаточно серьезная ответственность. Дело в том, что принятие на одну из вышеуказанных должностей сотрудника, не прошедшего предварительный осмотр, является не только серьезным нарушением установленных правил, но и вообще может быть расценено как преступление. Это, в свою очередь, станет главным основанием для последующего применения к работодателю предусмотренных мер ответственности.

Точка зрения современного законодательства

Обязанность по инициированию предварительного медицинского осмотра закреплена в отношении современных работодателей положениями Трудового Кодекса РФ, а именно – статьей 212. Там отмечены следующие важные нюансы, о которых должен знать руководитель:

  1. Обязательства по направлению сотрудников на предварительные медицинские осмотры будут иметься у работодателя только в особых случаях и ситуациях, полный перечень которых устанавливается действующими нормами закона.
  2. Во время прохождения сотрудниками медицинских осмотров, в обязанности работодателя будет входить сохранение рабочего места за данными сотрудниками, а также их среднего размера заработка. В случае нарушения этого правила, у сотрудников будут иметься законные основания для предъявления официальных претензий в адрес своего начальства.
  3. Все финансовые расходы, непосредственно связанные с процедурой прохождения медицинских осмотров сотрудниками, ложатся именно на работодателя. Это означает, что у него в организации всегда должны иметься дополнительные денежные средства на данные мероприятия.
  4. В большинстве случаев, проведение предварительного медицинского осмотра осуществляется с начальным заключением официального договора с соответствующей организацией. Однако если такой договор отсутствует, сотрудники могут потратить свои личные денежные средства на получение медицинских услуг, а потом оформить положенную им компенсацию. Следует отметить, что обязанности по предоставлению данной компенсации также будут возложены на работодателя. Выдача денежных средств при этом должна быть осуществлена на основании личного заявления от сотрудника, а также дополнительных документов, которые смогут подтвердить понесенные им расходы.

Медицинский осмотр и процедура его проведения

Сама процедура прохождения сотрудниками медицинского осмотра будет включать в себя следующие обязательные этапы:

  1. Сначала руководителю необходимо будет заключить официальный договор с медицинским учреждением. Следует отметить, что указание данных услуг может быть осуществлено как государственной, так и частной клиникой. Главное, чтобы данная организация обладала действующей лицензией для осуществления данного вида деятельности.
  2. Далее руководителю нужно составить и оформить специальное направление. В нем, в соответствии с установленными требованиями, должны быть указаны следующие сведения:
    • ФИО сотрудника, в отношении которого необходимо провести осмотр;
    • наименование его будущей должности, а также полное название и адрес расположения организации, в которой он будет работать;
    • ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты, которыми регулируется современная процедура прохождения медицинского осмотра;
    • информация об учреждении, в котором физическому лицу будут оказаны все необходимые медицинские услуги;
    • точный перечень вредностей.
    • После составления направления, с содержанием данного документа обязательно нужно будет ознакомить и самого сотрудника. Для этого бумага предъявляется ему лично. В случае отсутствия каких-либо возражений, физическому лицу необходимо будет поставить свою личную подпись в положенном месте.

    Итого

    Таким образом, в некоторых случаях, прохождение предварительного медицинского осмотра действительно может являться обязательным требованием работодателя. В ситуации, когда сотрудник, по каким-либо причинам, отказался посещать медицинское учреждение, руководителю необходимо будет составить приказ об отказе в трудоустройстве данного лица, по соответствующему основанию.

    Сама процедура прохождения предварительного осмотра будет включать в себя следующие основные этапы:

    1. Для начала сотрудник должен получить официальное направление.
    2. После получения направления, работодатель должен рассказать сотруднику об особенностях прохождения медицинского осмотра, а также о действующих правилах по поводу последующего получения компенсации. В том случае, если сотрудник сначала должен оплатить услуги за свой собственный счет – о данном факте работника обязательно нужно предупредить.
    3. И, наконец, в назначенную дату и время одному, либо сразу нескольким новым работникам, необходимо будет посетить соответствующее медицинское учреждение и пройти обследование у указанных в направлении специалистов.
    Читайте также:  Ответ на односторонний отказ от договора

    В ряде случаев предварительный медицинский осмотр является обязательным условием для приема на работу. Условия его проведения продиктованы установленным законодательством. Цель обследования — защита здоровья непосредственно работника и лиц, с которыми происходит контакт в трудовой обстановке.

    Существуют случаи игнорирования правил и порядка проведения осмотров. Это может происходить как со стороны работодателя, так и со стороны работника. Следует разобраться, в каких случаях и кому необходимо прохождение медосмотра.

    Виды медицинского обследования

    Профилактические осмотры работников — комплекс лечебных и профилактических мероприятий, проводимых для выявления отклонений в состоянии здоровья, профилактики развития и распространения заболеваний. В зависимости от того, насколько часто проводятся профилактические медицинские осмотры, они классифицируются следующим образом:

    • периодические;
    • предварительные;
    • внеочередные.

    Каждый из видов имеет определенную цель, сроки проведения, показания, порядок, требуемую документацию.

    Периодический медицинский осмотр

    Поступающие на работу должны проходить обследования на протяжении всего периода труда в соответствии с занимаемой должностью. Это проводится для того, чтоб подтвердить профпригодность сотрудника и вовремя предотвратить или выявить развивающееся профилактическое заболевание.

    Здоровье — состояние полного психического, физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней. Его уровень колеблется в зависимости от многих внутренних и внешних факторов. Периодический медицинский осмотр выявляет динамику в изменениях здоровья, возникающих под влиянием факторов труда. Выявление проблем позволяет предпринять необходимые меры в раннем периоде развития патологии.

    Прохождение медосмотра имеет следующие особенности:

    1. Проводится в сроки, установленные законодательством.
    2. Периодичность проведения зависит от условий труда и факторов производства.
    3. Лица до 21 года проходят обследование ежегодно.
    4. Проводится на основании поименного списка, сформированного администрацией предприятия, который направляется в территориальное лечебно-профилактическое учреждение.
    5. Работник получает направление на медосмотр от работодателя.
    6. Сотрудник осматривается всеми необходимыми специалистами, проводятся лабораторные и клинические анализы в полном объеме.
    7. На основании результатов выносится итоговое заключение, в котором определяется профпригодность и возможность работника занимать свою должность.

    Периодичность осмотров по видам трудовой деятельности

    Перечень работ, для которых профилактические осмотры являются обязательными, а также периодичность обследования:

    • высотные и верхолазные работы, труд, связанный с кранами и лифтами — каждые 2 года;
    • обслуживание электроустановок, наладочные и монтажные работы — каждые 2 года;
    • лесная охрана, работа с лесом — каждые 2 года;
    • нефтяная и газовая промышленность, морское бурение — каждые 2 года;
    • подземные работы — ежегодно;
    • гидрометеорологические сооружения — ежегодно;
    • труд в сфере геологии, топографии и строительства — каждые 2 года;
    • работа по обслуживанию емкостей под давлением — каждые 3 года;
    • машинисты, работники котельных, газнадзора — каждые 2 года;
    • работа со взрывоопасными и огнеопасными веществами — ежегодно;
    • работа в банковской, инкассаторской структуре, охране, других видах работ, связанных с применением огнестрельного оружия — ежегодно;
    • работа с механизированными установками — каждые 2 года;
    • работа в школьно-дошкольных, лечебно-профилактических учреждениях, фармацевтических организациях, медицинской промышленности — ежегодно.

    Внеочередные осмотры

    Согласно законодательству, каждое лицо, занимающее должность на предприятии, имеет право на внеочередное обследование в соответствии с медицинскими рекомендациями, во время которого за ним сохраняется должность и заработная плата.

    Прохождение медосмотра такого типа не имеет фиксированной периодичности. Проводятся в двух случаях:

    • инициатива работника — он имеет жалобы на состояние здоровья, связанные с профессиональными вредностями или другими причинами;
    • инициатива работодателя — имеет подозрения, что уровень здоровья сотрудника ухудшился вследствие негативного влияния условий труда или других причин.

    На основании заявления работающего или письма в ЛПУ администрации предприятия издается приказ о направлении на внеочередное обследование. В документе указывается срок, в который будет проходить осмотр, данные о лечебно-профилактическом учреждении (название, адрес, месторасположение предприятия) и размер сохраненной заработной платы на период отсутствия сотрудника.

    Кроме того, все затраты на проведение внеочередного осмотра возлагаются на работодателя, независимо от того, по чьей инициативе произошло обращение в ЛПУ.

    Для чего проводят предварительное обследование?

    Предварительный медицинский осмотр проводится для того, чтоб оценить состояние здоровья обратившегося с целью трудоустройства, его соответствие будущей занимающей должности, а также выявить наличие заболеваний на момент трудоустройства.

    Обязательному обследованию подвержены следующие группы:

    1. Несовершеннолетние граждане.
    2. Работники, проведение предварительного медицинского осмотра которых предусмотрено нормативно-правовыми актами:
      • лица, занятые на тяжелых и вредных работах;
      • должности, связанные с транспортной промышленностью;
      • сотрудники пищевого производства;
      • лица, работающие в условиях торговли;
      • сотрудники детских и лечебно-профилактических учреждений.
      • Лица, проведение профилактические медицинские осмотры которых предусмотрены другими законодательными документами.

      На основании государственных приказов утверждены перечни и положения, которые являются основой для проведения обследования сотрудников: о вредных и опасных веществах, работах и специальностях, общих и узкоспециализированных противопоказаниях медицинского характера, о порядке и правилах проведения осмотров.

      Направление и порядок его составления

      Лицу, поступающему на работу, администрация предприятия выдает направление на медосмотр. В нем указываются следующие данные:

      • наименование предприятия, форма собственности и экономический статус;
      • данные медицинского ЛПУ, с указанием его адреса и кода по ОГРН;
      • какой осмотр будет проводиться;
      • Ф.И.О. и дата рождения поступающего на работу;
      • подразделение, к которому относится будущее место работы, какую должность будет занимать;
      • факторы производства.

      Документ подтверждается подписью уполномоченного лица, с указанием его фамилии, имя, отчества и занимаемой должности. Работнику выдается под подпись, а уполномоченное лицо ведет учет выдаваемых направлений.

      Порядок проведения обследования

      После получения направления работник обращается в указанное лечебно-профилактическое учреждение. Предварительные и периодические медицинские осмотры курирует врач-терапевт, который самостоятельно подводит итог комплексного обследования.

      Другие узкие специалисты, принимающие участие в осмотре:

      • окулист;
      • оториноларинголог;
      • невропатолог;
      • хирург;
      • дерматовенеролог;
      • стоматолог;
      • инфекционист (по показаниям).

      Из лабораторных и функциональных методов обследования ежегодно проводится рентгенография легких, электрокардиография, обследование крови на сифилис, бактериологический мазок на гонорею, исследования на носительство кишечных заболеваний и гельминтозы.

      Женщин осматривает гинеколог, берет мазки на цитологическое и бактериологическое исследование, а после 40 лет обязательным является УЗИ молочных желез, маммография и консультация маммолога. Мужчины проходят онкоосмотр у уролога с пальцевым обследованием прямой кишки.

      В обязательном порядке сдают общий анализ крови, уточняющий уровень форменных элементов, гемоглобина, цветного показателя, развернутой лейкоцитарной формулы, СОЭ. Клинический анализ мочи определяет наличие сахара и белка, удельный вес, микроскопию осадка. Проводится биохимическое обследование крови.

      Для всех категории лиц, проходящих предварительный медицинский осмотр, обследование состояния здоровья психиатром и наркологом является обязательным.

      По результатам осмотров узких специалистов и клинических обследований терапевт принимает решение о профпригодности, наличии или отсутствии системных заболеваний.

      Психиатрическое обследование

      Некоторые условия труда требуют психиатрического освидетельствования, а не просто осмотра психиатра, проводимого в условиях обычного медицинского осмотра. Освидетельствование проводится следующим лицам:

      • несовершеннолетние;
      • будущая должность связана с условиями повышенной опасности (химическое производство, деятельность, связанная с оружием, высотные или подземные работы, сотрудники транспортной промышленности);
      • преподаватели;
      • работники общественного питания;
      • медицинские работники.

      Процесс освидетельствования проходит в специализированных учреждениях, имеющих лицензию на подобную деятельность. Комиссия состоит из 3 специалистов. Законодательство говорит о том, что медицинский осмотр работников психиатром является добровольным мероприятиям, однако в случае отказа проходить освидетельствование администрация предприятия имеет право отказать лицу в трудоустройстве.

      В целях освидетельствования специалисты, входящие в состав комиссии, могут запрашивать у администрации предприятия дополнительные данные, о чем работник ставится в известность. Решение выносится посредством голосования и выдается в письменном виде в течение трех дней.

      По итогам обследования комиссия имеет право признать работника непригодным к выполнению определенного вида деятельности (до 5 лет), но с возможностью дальнейшего переосвидетельствования.

      Осмотр врачом-наркологом

      Предварительный медицинский осмотр наркологом состоит из трех этапов: непосредственно осмотра, психологического тестирования, лабораторное обследование крови. Наркологические осмотры позволяют выявить возможные признаки болезни, а если они обнаружены, то работника отправляют в стационар для дальнейшего обследования.

      Читайте также:  Краткие выводы по стажировке

      В случае отсутствия проблем выдается сертификат, подтверждающий прохождение профилактического осмотра. Документ соответствует установленному образцу.

      Обследование наркологом проводится по месту прописки или в районных центрах (для жителей сел). Оплачивает расходы предприятие, которое отправило работника на обследование.

      Особенности ведения документации

      Лицо, которое будет проходить предварительный медицинский осмотр, в ЛПУ предоставляет полученное у работодателя направление, документ, подтверждающий личность (свидетельство о рождении, паспорт), документ о здоровье (при наличии), решение о психиатрическом освидетельствовании (в установленных законодательством случаях).

      Медицинский осмотр работников требует оформления определенных документов. Это:

      1. Медицинская амбулаторная карта – в ней фиксируются данные осмотра врачами, результаты анализов, заключение обследования.
      2. Санитарная книжка оформляется, если работник еще ее не имеет. В ней уточняются данные об организации работодателя, личные данные работника, краткие заключения врачей при осмотре. Санитарная книжка присваивается единожды, даже если лицо меняет место работы.

      Заключение о пригодности

      Обязательный медосмотр работников требует фиксирования итогового решения, по результатам которого работодатель сможет принять специалиста на работу. В заключении указываются следующие данные:

      • дата оформления результата;
      • Ф.И.О., пол, дата рождения работника;
      • данные о работодателе;
      • условия работы лица, с указанием структурного подразделения, будущей должности, факторов вредности;
      • итоговый результат (выявлены или не выявлены медицинские противопоказания для занимания будущей должности).

      Заключение подписывает терапевт, указывая личные данные и заверяя личной печатью и печатью лечебно-профилактического учреждения. Оформляется документ в нескольких экземплярах, один из которых заносится в амбулаторную карту работника, а другой выдается ему на руки.

      Затраты работодателя

      По законодательству, все затраты на обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры возлагаются на работодателя. Расходы относятся к разряду тех, которые обеспечивают нормальные условия труда и меры по технике безопасности и подтверждаются документальным фиксированием.

      Бюджетное или частное предприятие, работники которого будут участвовать в медицинских осмотрах, заключает договор с лечебно-профилактическим учреждением, имеющим соответственную лицензию. Оплата проходит этапами. 30% стоимости услуг оплачиваются в виде аванса, а окончательный расчет происходит по итогу прохождения обследования.

      Заключение

      Администрация предприятия не только имеет право, но и обязана не допустить к работе или трудоустройству сотрудника, который вовремя не прошел медицинский осмотр без уважительной причины. В случае уклонения от профилактического обследования работник отстраняется от трудового процесса без сохранения заработной платы. Своевременный осмотр позволяет не только сохранить здоровье работника, но предотвратить развитие возможных заболеваний.

      В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

      Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

      В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

      Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

      Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

      Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

      На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

      При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

      Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

      О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

      Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

      Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

      Читайте также:  Охрана и защита прав интеллектуальной собственности

      При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

      Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

      Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

      Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

      В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

      Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

      Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

      При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

      Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

      — сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

      — сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

      — работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

      — иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).

      Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Ерин Павел

      Контроль качества ответа:
      Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Воронова Елена

      7 апреля 2016 г.

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

      *(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
      Загрузка...
      Adblock detector