Протест на вступившее в законную силу постановление

Дата размещения статьи: 23.05.2015

Практика прокурорского надзора свидетельствует об активном надзорном вмешательстве прокуроров в административно-юрисдикционное правоприменение.
С момента введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) институт надзорного пересмотра вступивших в законную силу актов подвергался реформированию единожды в декабре 2008 года. В этой части гл. 30 КоАП вместо одной и недостаточной ст. 30.11 дополнена ст. ст. 30.12 — 30.19.
Незначительные изменения в ст. ст. 30.12 — 30.19 КоАП внесены Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ, действующим с 6 августа 2014 г.
Вместе с тем до настоящего времени вне поля зрения законодателя остаются вопросы надзорного пересмотра актов административных органов.
Право опротестования прокурором постановления по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, закреплено п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП.
Согласно ч. 2 ст. 30.12 КоАП вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.
При этом право принесения протеста принадлежит прокурорам субъектов Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорам военных округов, флотов и приравненных к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям (ч. 3 ст. 30.12 КоАП).
Исходя из анализа ст. 30.13 КоАП вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть пересмотрены только в судебном порядке, поскольку правомочиями по рассмотрению жалоб и протестов обладают: председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, председатель Верховного Суда РФ, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда РФ или его заместителей судья Верховного Суда РФ.
Так, 8 ноября 2012 г. прокурором Красноглинского района г.о. Самары принесен протест на Постановление административной комиссии Красноглинского района г.о. Самары от 23 ноября 2011 г. N 2937 в отношении И., в котором в соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для принесения протеста.
Отказав в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для опротестования постановления о привлечении к административной ответственности И., суд указал, что постановление административной комиссии вступило в законную силу, в связи с чем для обжалования постановления следует применять порядок, предусмотренный ст. 30.12 КоАП, в соответствии с которым вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором в областной суд .
———————————
Постановление Самарского областного суда от 30 мая 2013 г. N 4а-330/2013.

Приходя к подобному выводу, суд не учел, что в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов, окружные (флотские) военные суды осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих судов. Таким образом, представляется, что предметом надзора обозначенных судов являются судебные акты.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" жалоба или протест подлежат возвращению в случае их подачи, принесения лицами, не указанными в ст. 30.12 КоАП, а также когда обжалуются, опротестовываются вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения (ст. 30.1 КоАП).
Из приведенных правовых норм следует, что не могут быть обжалованы и опротестованы в порядке надзора вступившие в законную силу постановления несудебных органов и должностных лиц по делу об административном правонарушении, если они не были обжалованы в суд.
Как правило, на основании ч. 2 ст. 30.3 КоАП наряду с протестом на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, в суд направляется ходатайство о восстановлении пропущенного для обжалования срока.
Вместе с тем порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений регламентирован ст. ст. 30.12 — 30.19 КоАП.
Полагаем, что протест прокурора на вступившие в законную силу постановления (решения) несудебных органов подлежит направлению в соответствующий районный суд или гарнизонный военный суд. Соответственно, правом принесения указанного акта прокурорского реагирования наделены: прокурор города, района и их заместители, а также прокуроры военных округов, флотов и приравненные к ним прокуроры.
Не устранены пробелы в части пересмотра вступивших в законную силу актов несудебных органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Так, нормами КоАП допускается пересмотр только вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делу об административном правонарушении.
Следует отметить, что согласно доводам Федерального арбитражного суда Поволжского округа применение норм КоАП возможно только во взаимосвязи с нормами действующего АПК РФ, прокурор вправе реализовать право по принесению протеста на вступившее в законную силу постановление административного органа по делу об административном правонарушении путем подачи заявления в арбитражный суд первой инстанции .
———————————
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июля 2007 г. N А12-19754/06.

Читайте также:  Договор аренды неотделимые улучшения

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС ДО от 30 марта 2006 г. N Ф03-А59/06-2/386.
В связи с изложенным полагаем, что гл. 30 КоАП необходимо дополнить положением (к примеру, ввести ст. 30.13.1 — суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившее в законную силу постановление (решение) по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях), которое будет регулировать порядок пересмотра вступивших в законную силу актов несудебных органов.
Предлагаем ст. 30.13.1 изложить в следующей редакции:
"1. Жалоба подается, протест приносится на вступившее в законную силу постановление (решение) административного органа в соответствующий районный суд или гарнизонный военный суд.
2. Вступившие в законную силу акты административных органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут быть обжалованы в арбитражные суды субъектов Федерации, которые рассматривают эти споры по общим правилам искового производства с особенностями, установленными КоАП РФ и главой 25 АПК РФ".

Новая редакция Ст. 30.10 КоАП РФ

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарий к Статье 30.10 КоАП РФ

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП, так как речь идет о моменте вступления постановления в законную силу (см. комментарий).

Читайте также:  Прекращение совмещения по инициативе работодателя

Правовой статус прокурора закреплен в ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) "О прокуратуре Российской Федерации" (Российская газета. 1995. 25 ноября; 2005. 9 ноября).

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении прокурор имеет соответствующие полномочия.

3. При принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (см. комментарий к статье 31.6 КоАП).

4. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю.

Другой комментарий к Ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения являются формой прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при назначении административного наказания судьей, должностным лицом, коллегиальным органом. Основное назначение протеста — мотивированно обосновать, в чем состоит ошибка судьи, должностного лица, которая привела к принятию незаконного решения, почему оно должно быть отменено или изменено. Протест может быть принесен по поводу необоснованного назначения административного наказания, неправильного применения норм КоАП РФ, необоснованного прекращения производства по делу об административном правонарушении. В протесте могут ставиться вопросы об отмене постановления, а также всех последующих решений с передачей дела на новое рассмотрение, о повторном пересмотре в порядке обжалования.

Опротестовано может быть постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, не вступившее в законную силу.

Протест может быть принесен и на постановление, которое было предметом последующего обжалования в порядке, предусмотренном ст.30.10.

Принесение протеста складывается из следующих этапов: рассмотрение жалобы по поводу незаконности и необоснованности решений, вынесенных судьей, должностным лицом, коллегиальным органом; внесение простеста или отказ в этом; пересмотр.

Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают заинтересованные участники производства по делу об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст.25.1); потерпевший (ст.25.2); законный представитель физического лица (ст.25.3); законный представитель юридического лица (ст.25.4).

Срок подачи жалобы прокурору (его заместителю) для принесения протеста составляет десять дней со дня вручения или получения копии постановления на постановление или решение по последующей жалобе (см. комментарий к ст.30.3).

Следует подчеркнуть, что жалобы заинтересованных лиц, содержащие указания на допущенные нарушения закона, которые могли повлиять на законность или обоснованность решения, служат основанием к истребованию дел об административных правонарушениях и изучению руководителем соответствующей прокуратуры. Если же доводы заявителя несостоятельны и не требуют проверки, то жалоба остается без удовлетворения, о чем ему сообщается в письменной форме.

Как видно из содержания части первой комментируемой статьи, порядок и сроки, установленные ст.30.1-30.3, обязательны для соблюдения как в случае подачи соответствующими заинтересованными лицами жалобы прокурору для принесения протеста, так и лицами, принесшими протест.Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ст.36 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации"). Протест до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст.37 Закона о прокуратуре РФ).

Читайте также:  Консультант государственной гражданской службы какая группа должностей

2. В ч.2 комментируемой статьи установлены общие правила рассмотрения протеста прокурора. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.30.4-30.8 КоАП РФ.

3. По результатам рассмотрения протеста прокурора судья, соответствующее должностное лицо выносят решение, копия которого направляется прокурору, принесшему протест, в трехдневный срок после вынесения решения. В течение указанного срока копия решения вручается участникам производства по делу об административном правонарушении, указанным в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарии к ст. 30.10 КОАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих органов и должностных лиц могут быть не только обжалованы указанными в ст. ст. 25.1 — 25.5 Кодекса лицами, но и опротестованы прокурором. Порядок и сроки рассмотрения протеста прокурора не отличаются от порядка и сроков рассмотрения жалоб. Но в отличие от других участников процесса прокурор имеет право принесения протеста по делам об административных правонарушениях вне зависимости от его участия или неучастия в рассмотрении дела.

2. Полномочия прокурора в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях определены в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В то же время в новом уголовно- и гражданско-процессуальном законодательстве роль прокурора в судебном рассмотрении дел существенно меняется. Например, действующий УПК РФ отказался от понятия "протест прокурора", а право на обжалование приговора прокурор имеет лишь как участник процесса (государственный обвинитель) наравне с другими сторонами по делу. Тем самым в уголовном процессе исчезли последние атрибуты прокурорского надзора за судебной деятельностью. Аналогичные положения установлены ГПК РФ.

3. В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) указано, что в случае пропуска срока обжалования постановления по делу он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест. Разъясняя таким образом содержание ст. ст. 30.1 — 30.3 КоАП РФ, Верховный Суд РФ поставил прокурора в равное положение с лицами, которые вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении при решении вопроса о восстановлении срока на обжалование соответствующего постановления.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, мотивируя такое разъяснение общими принципами осуществления правосудия, предоставлением заинтересованным лицам возможности дальнейшего движения дела об административном правонарушении, обеспечением права на защиту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector