Противодействие коррупции в сфере здравоохранения

Счетчик обращений граждан и организаций

О службе

Противодействии коррупции

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Противодействие коррупции — это д еятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. Законность;
  3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В целях обеспечения надлежащего исполнения Росздравнадзором Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» издан приказ Росздравнадзора от 13.01.2016 №114 «Об утверждении Перечня функций Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, при реализации которых возникают коррупционные риски.

Publication in electronic media: 08.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/345
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории
ГОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет"

В настоящее время коррупция остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном.

Для того, чтобы разобраться с данной проблемой необходимо рассмотреть основные понятия: Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. – коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты [1].

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система "врач-пациент"). В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения [4,6].

Читайте также:  Ребенку 18 лет долг по алиментам

Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне "врач-пациент" или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне [2]. Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды [5].

Целью настоящей работы явились анализ коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, исследование актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, для выработки мер по оптимизации антикоррупционных мероприятий в медицине. Для решения поставленной цели использовались исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный методы исследования.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В.В.Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» и далее Законом Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. № УП-127 и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 г. правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 – в 2008 г., 572 — в 2007 г.).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 г. сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 г.).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений отмечается, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. За вымогательство и получение взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг [3].

Читайте также:  Какой размер аванса должен быть по закону

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 г. количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Повышение уровня коррупции за последние четыре года граждане, в частности, отмечают в системе здравоохранения.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 37,1%, 2007 г. – 29,9%, 2009 г. – 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть – два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции – 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (http://wciom.ru) в январе 2009 г., согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому – неверие в свои силы и надежда на «руководство» (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Ключевые слова: ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; КОРРУПЦИЯ; ВЗЯТКИ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; HEALTH CARE; CORRUPTION; BRIBES; CRIME; CRIME PREVENTION.

Коррупция на сегодняшний день остается глобальной проблемой, как в России, так и за рубежом, тем самым ослабляя систему социальных институтов. Коррупция, в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие общественных отношений, как на государственной службе, так и в обществе в целом. На сегодняшний день, состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется неэффективной работой органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных преступлений. Связано это с тем, что механизмы и меры противодействия коррупции остаются непродуктивными и слабо разработанными.

Обратимся к статистике. Например, согласно данным, взятым из официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за десять месяцев 2018 года был зафиксирован 3171 случай получения взятки (ст.290 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее УК РФ), данная цифра на 9,4% больше чем, за этот же период 2017 года (2899 случаев). Всего преступлений коррупционной направленности за 2018 год -27143 преступления, это на 1,9 % больше, чем за 2017 год. Опираясь на данные Следственного комитета Российской Федерации, преступления, связанные с коррупцией, совершались работниками, состоящими на государственной службе. Например, за 2018 год, 178 работников сферы здравоохранения стали причастными к делам о коррупции.

Рассмотрим Республику Башкортостан. С января по ноябрь 2018 года было зафиксировано 80 преступлений коррупционной направленности. Если проанализировать динамику по показателям, это на 10,4 % больше, чем в предыдущие годы [1].

Согласно ст. 41 Конституции РФ за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения гражданин может обратиться бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Но иногда получить качественную медицинскую помощь бывает проблемно, либо затруднительно, поскольку начинает выявляться коррупционный фактор [2].

Читайте также:  Перерегистрация фирмы в другой регион

Исходя из смысла Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, а именно ч.2 ст.9 органы государственной власти несут ответственность в пределах своих полномочий за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, которые установлены законодательством Российской Федерации [3].

Коррупционный фактор в действиях работников медицинских учреждений выражается в том, что медработники, пользуясь своим служебным положением, совершают преступления. Например, получение взятки за действия, которые запрещены законом, а также совершение таких действий. Данные деяния суд квалифицирует как по совокупности, так и за получение взятки за незаконные действия.

Приведем пример из практики. Приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан участковый врач (далее В.) была признана виновной по ч.2 ст290, ч.1 ст.292 УК РФ. В целях получениях денежных средств для личного обогащения, В. через посредника получила взятку именно за внесение данных в амбулаторную карту пациента о диагнозе, который предоставляет право пациенту открыть лист нетрудоспособности. По указанию врача деньги были оставлены в кабинете, после получения вознаграждения (незаконного) В. выдала пациенту лист нетрудоспособности. Данные действия участкового врача судом квалифицировались в совокупности как за совершение незаконного действия (фальсификация диагноза пациента), так и за получение взятки за незаконные действия [4].

Необходимо, отметить, что коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность. Например, из вышеуказанного примера можно сделать вывод, что деньги, полученные незаконно могли бы спасти чью-либо жизнь, либо пойти на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования, лекарств.

Если обобщить судебную практику, то наиболее частые коррупционные деяния, в действиях медработников это: взятки (незаконное получение денежных средств за выполнение услуги); мошенничество (требование от пациента оплатить за неоказанные услуги, навязывание услуг, хищение при госзаказах), фальсификация результатов клинических исследований пациентов, подлоги документов пациента.

Если обратиться к зарубежной практике, например, в Китае некоторые семьи используют страховые карты члена семьи с наилучшими страховыми услугами. В Южной Африке люди требуют возмещения за услуги, которые они не получали, а в таких странах, как США, где провайдеры выставляют счета напрямую страховым компаниям, мошенничество в области здравоохранения может принимать форму завышения стоимости, то есть указываются коды услуг с более высокой стоимостью, чем стоимость реально оказанных услуг.

Несмотря на то, что действует большое количество нормативно-правовых актов, один из самых главных Федеральный закон «О противодействии коррупции» [5], а также программ, нацеленных на противодействие коррупции, законодательство не может противостоять коррупции в целом. Обратимся также к нормам международного права. «Конвенция ООН против коррупции» [6]; «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» [7]. Эти и другие нормативно-правовые акты, которые затрагивают проблему коррупции, содержат ряд норм, которые направлены на предупреждение пресечение коррупции, однако их нормативный и организационный потенциал используется, к сожалению, не всегда и не в полном объеме.

Существует также международные организации, основной целью которых является противодействие коррупции. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) единственная международная организация, в которой состоит Россия. Центр противодействия мошенничеству при Портсмутском университете Великобритании; Европейская сеть по борьбе с мошенничеством и коррупцией в сфере здравоохранения [8]. Интересный факт высказал Президент данной организации Пол Винке (Paul Vincke): «В Норвегии действует компьютерная программа, используемая провайдерами медицинских услуг в Норвегии, которая позволяет предотвратить мошеннические платежи до их выхода из системы. В результате этого было выявлено предположительно 60% злоупотреблений в системе здравоохранения Норвегии» [9].

Теперь рассмотрим причины и условия, которые являются так называемым «фундаментом», порождающим преступления, связанных с коррупцией среди работников здравоохранения:
-низкая заработная плата работников;
-низкое финансирование сферы здравоохранения (на закупку медицинского оборудования, лекарств)
-латентность коррупционных преступлений;
-сокрытие фактов коррупции среди медработников;
-пробелы в законодательном регулировании данной сферы и др.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что вопрос о коррупционной направленности в Российской системе здравоохранения остается открытым. Работа по предупреждению и пресечению преступлений в сфере коррупции должна продолжаться. Меры о пресечении должны приниматься как на нормативном, так и на организационном уровне. Разработка программ, способствующих увеличению финансирования данной сферы на всех уровнях, формирования ответственного поведения работников здравоохранения (разработка Кодексов профессионального поведения медработников), усиление государственного контроля, прозрачность и подотчетность системы здравоохранения, создание специальных подразделений по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector