Проверка по месту жительства сотрудника полиции

Содержание

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Полицейские начальники переквалифицируются в управдомы

"Ъ" стало известно содержание распоряжения начальника ГУ МВД по Москве Анатолия Якунина, в соответствии с которым всем руководящим сотрудникам главка предписано до 10 сентября организовать посещение семей своих подчиненных. В ходе визитов, согласно заданию, они должны, например, выяснить, употребляют ли в семье стража порядка наркотики и спиртное, установить склонность проверяемых к авантюризму, опросить соседей и осуществить фотодокументирование, передав собранные данные своему руководству. Адвокаты считают, что распоряжение нарушает конституционные права полицейских и их соседей.

Распоряжение "О дополнительных мерах по повышению эффективности индивидуальной воспитательной работы и укреплению служебной дисциплины и законности", как следует из документа, генерал-лейтенант Якунин издал из-за участившихся в ведомстве ЧП, которые "негативно влияют на репутацию сотрудников органов внутренних дел и сводят на нет работу многотысячного коллектива московской полиции". К таковым, указано в распоряжении, относится, например, совершенное старшим группы конвоирования УВД по Западному округу Москвы Михаилом Дроником убийство трех соседей по коммуналке в Люберцах. Кроме того, в распоряжении говорится о задержании сотрудников отдела по экономической безопасности УВД по Центральному округу Москвы, которые организовали незаконное игорное заведение, и ДТП, совершенных стражами порядка. Кстати, только в прошлом году за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии из столичной полиции было уволено 134 сотрудника.

Учитывая, что в ряде приведенных случаев, как показали служебные проверки, индивидуальная воспитательная работа с будущими нарушителями фактически не проводилась, генерал Якунин потребовал от руководителей подразделений системы ГУ МВД организовать до 10 сентября посещение руководящим составом мест жительства всего личного состава. В первую очередь, согласно распоряжению, начальники должны побывать в семьях сотрудников, проживающих в коммуналках и съемных квартирах. В ходе визитов начальники должны ответить на вопросы, поставленные в планах-заданиях, а о результатах посещений составить рапорты своему руководству.

Согласно типовому плану, полицейским начальникам предлагается установить точный состав семьи подчиненного, адреса проживания его родственников, кому именно из них принадлежит занимаемая жилплощадь, выяснить уровень их материального достатка, а также установить соседей.

Полицейское селфи

Как стало известно "Ъ", руководство столичного главка МВД ввело весьма необычную форму воспитательной и профилактической работы с сотрудниками. Начальник ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин подписал распоряжение, которое, в частности, предусматривает фотосъемку дома у полицейских во время посещения их собственными руководителями. Рядовые полицейские жалуются на то, что вместо визитов к ним начальники просто требуют предоставлять фотографии квартир. Перегибами на местах заинтересовался полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский

При посещении родственников полицейского должен быть выяснен морально-психологический климат в семье, отношение к службе в ОВД, имеется ли алкогольная или наркотическая зависимость у сотрудника или его близких. Кроме того, руководители должны установить склонность посещаемых к суициду, авантюризму и рискованным финансовым операциям, наличие у них психических или иных заболеваний. В задании также упоминается о необходимости установления вероисповедания опрашиваемых, выявления их близких друзей, мест отдыха и досуга, а также опросы их соседей. От последних, согласно плану-заданию, необходимо получить отзыв на семью полицейских и объяснение, как складываются отношения с ней. Причем отзыв должен быть не анонимным, а с указанием ФИО и адресов опрашиваемых. Отдельно оговаривается, что при согласии членов семьи должно быть проведено фотодокументирование проведенного мероприятия.

Учитывая, что вхождение в жилье с целью проверки социально-бытовых условий возможно лишь с согласия проживающих в нем граждан, господин Якунин распорядился в случае отказов составлять соответствующие рапорты с объяснением причин недопуска в жилье. В случае невозможности посетить семью сотрудника полицейские начальники должны направлять их родственникам информационные письма. В приложении к распоряжению приводится типовой образец такого послания.

В нем сообщается, что "вашему сыну (или дочери) выпала большая честь быть принятым на службу в московскую полицию". Затем сообщается о героической работе сотрудников органов внутренних дел во время Великой Отечественной войны и в мирное время. Служба "требует духовной крепости и любви к выбранной профессии", говорится в письме.

Как считает господин Якунин, полицейские начальники должны посещать семьи своих подчиненных не реже одного раза в год, а "нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании" — раз в полгода. Кроме того, руководители обязаны организовать работу по выявлению сотрудников, склонных к употреблению спиртного и наркотиков, и принимать к таковым "предусмотренные законодательством меры". А также вызывать нарушителей на комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике, офицерские собрания и в женские советы.

Ответственным за дополнительные мероприятия по воспитательной работе был назначен замначальника ГУ МВД Андрей Понорец, а все руководители главка предупреждены о персональной ответственности за поддержание дисциплины и организацию мероприятий "морально-психологического обеспечения в подчиненных им подразделениях".

Напомним, что, как сообщал вчера "Ъ", представители ГУ МВД считают распоряжение своего руководителя абсолютно обоснованным и законным. Такого же мнения придерживается и полномочный представитель правительства России в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.

Читайте также:  Налоговая полиция чем занимается

"Данное распоряжение противоречит как основному закону — Конституции, так и, например, закону о персональных данных,— считает, в свою очередь, известный адвокат Владимир Жеребенков.— Более того, подобный сбор данных на членов семей сотрудников и их соседей попадает под действие ст. 137 УК ("Нарушение неприкосновенности частной жизни"). Я уже не говорю о том, что у соседей, которых предписано опрашивать полицейским начальникам, может быть какой-нибудь бытовой конфликт с семьей сотрудника, и они просто могут оговорить его, что станет потом поводом для неприятностей у него по службе".

Порядок отбора кандидатур, принятие решения о приеме, отдельные нюансы, связанные с трудоустройством в системе МВД определяют следующие нормативно-правовые акты:

Для работы (службы) в МВД рассматриваются кандидаты от 18 до 40 лет (в полицию — до 35).

Основные требования к кандидатам Ограничения, действующие при трудоустройстве Базовые документы, необходимые для трудоустройства
Поступающий на работу как минимум должен:

свободно владеть русским языком,

иметь среднее образование,

соответствовать по медицинским показаниям и физической подготовке

Не рассматриваются следующие кандидатуры:

· нерезиденты РФ (лица без гражданства, с видом на жительство, правом на постоянное проживание, с иным гражданством);

· при наличии судимости;

· частично либо полностью недееспособные;

· обвиняемые (подозреваемые) по уголовному делу;

· при предоставлении ложных (поддельных) документов;

· при иных обстоятельствах, определяемых ст. 14 и 17 ФЗ № 342

Паспорт;

документы воинского учета

документ об образовании;

трудовая книжка

Пол, национальность, раса, религиозные взгляды, принадлежность к общественным формированиям, соцпроисхождение, имущественное (должностное) положение кандидата при трудоустройстве не учитываются. Читайте также статью ⇒ Приказ о приеме на работу в 2019.

Решение о приеме кандидата на работу

До принятия окончательного решения ответственное лицо (уполномоченный работник) обязан провести всестороннюю проверку кандидата. Условно весь процесс можно отобразить следующим образом.

Основные этапы трудоустройства Назначение, краткое описание
Собеседование руководителя подразделения с кандидатом Проводится с целью предварительного изучения кандидатуры
Сдача документов уполномоченному должностному лицу Проверяется достоверность, полнота представленных сведений
Изучение и проверка кандидатуры сообразно действующему порядку отбора

(тестирование, обследования и др.)

Стандартно поступающий на работу проходит:

(включает тесты СМИЛ, КОТ, на скорость реакции, прохождение полиграфа);

· проверку по учетам;

· определение уровня физподготовки

Подведение итогов

Уполномоченное лицо составляет заключение о приеме на работу, докладывает результаты руководителю. Принимается окончательное решение по данной кандидатуре Оформление решения о приеме на работу Оформление производится после принятия решения начальником ОВД, имеющим право назначать на должность

При положительном решении заключается контракт на конкретный либо неопределенный срок, назначается срок испытания от 2 месяцев до полугода (ст. 24 ФЗ № 342). Для руководителей испытание не предусмотрено. С кандидатом, прошедшим отбор и поступающим на работу первый раз, заключается четырехгодичный контракт.

Студенты вузов МВД РФ сразу при поступлении автоматически зачисляются на службу МВД. По завершении учебы их переводят в подразделения ОВД.

Ошибочные действия кандидатов при поступлении на работу в ОВД

Описание спорной ситуации Правильное решение
Кандидат при трудоустройстве отказался от прохождения полиграфа, мотивируя это тем, что подобная проверка по закону считается добровольной Действительно, потенциальный работник в любой другой ситуации вправе отказаться при трудоустройстве от этой процедуры на вполне законных основаниях. И это не станет причиной отказа в работе.

Но здесь речь идет о сфере МВД, где прохождение полиграфа при трудоустройстве является обязательным

(данная мера введена и действует с 2013 года). Посему кандидат должен пройти данный вид тестирования

Экспертное мнение об отборе кандидатов через полиграф

К данному вопросу обращается начальник ЦПД центральной МСЧ Министерства внутренних дел РФ, к. п. н., полковник внутренней службы, заслуженный врач РФ Николай Иванович Мягких.

Говоря об эффективности использования данного биомедицинского прибора, эксперт обращается к статистике. Согласно имеющимся данным, по результатам проверок отсеивается каждая вторая кандидатура. Причина — сокрытие негативной информации.

Полиграф моментально фиксирует происходящие перемены физиологических процессов испытуемого во время тестирования. Реакция проверяемого человека позволяет выявить обман либо желание скрыть информацию. Таким способом при принятии на работу выясняется склонность испытуемого к правонарушениям, связь с преступностью, употребление наркотиков и др.

Вывод однозначен: использование полиграфа при отборе кандидатов для работы в системе МВД необходимо. Самоочевидно, прибор, отмечает эксперт, регистрирует все отклонения в поведении испытуемого, позволяет выявить весь скрываемый негатив.

Человек должен понимать, что готовится работать в серьезной организации. Он должен соответствовать предъявляемым требованиям. Поэтому прохождение полиграфа как части тщательной проверки оправдано.

При этом, Николай Мягких акцентирует внимание, что права испытуемого не нарушаются. Во-первых, данная деятельность законна. Во-вторых, процедура имеет добровольный характер. В-третьих, испытуемый всегда (до, во время тестирования), может отказаться от тестирования, причем без объяснения причин.

Пример 1. Прохождение полиграфа при трудоустройстве в ОВД

При трудоустройстве в ОВД М. А. Мироненко необходимо пройти полиграф. Тестирование проводится с участием двух человек: кандидата и полиграфолога. Проверка включает:

  1. Предварительную беседу с испытуемым (М. А. Мироненко), во время которой выясняется его готовность к процедуре.
  2. Подписание документа о добровольном участии в данном виде тестирования.
  3. Общее инструктирование, обсуждение вопросов, которые будут задаваться.
  4. Закрепление датчиков на испытуемом, настройку полиграфа.
  5. Собственно проведение тестирования по схеме «вопрос-ответ». Полиграфолог вправе: уточнять вопросы, задавать их повторно, дабы внести ясность.
  6. Обработку данных, подведение и озвучивание итогов. Результаты конфиденциальны.

Испытуемый может отказаться отвечать на отдельные вопросы, но это может существенно повлиять на итоги тестирования. Стандартная длительность тестирования: от 30 мин. до 4 часов.

Читайте также:  Потерялось письмо на почте что делать

М. А. Мироненко успешно прошел полиграф. Результат -— «рекомендован к службе в ОВД».

Если бы результат был отрицательным, на службу его бы не приняли. В таком случае кандидат сохраняет за собой право повторно пройти полиграф через полгода. И если повторное тестирование будет успешным, на службу его примут.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Берут ли на работу в ОВД без службы в армии?

Да, берут. Отказать по этой причине не могут. Но при проверке и изучении подобного кандидата будут выяснять причину, почему он не служил, чтобы определить, не препятствует ли эта причина будущей работе.

Вопрос №2: Если кандидат по всем параметрам подходит для работы (службы), но пока его не могут назначить по каким-то причинам, значит ли это, что ему вообще откажут?

Если причины, по которым его не назначили на конкретную должность, не препятствуют работе в МВД, то окончательного отказа не последует. Материалы, сведения по этому кандидату сохраняются, их признают действительными ближайшие 6 месяцев. Отсчет ведется с момента их утверждения начальником ОВД. Данного кандидата могут вновь рассмотреть позже, когда будут вакантные должности.

Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел, проводится с целью установления сведений, являющихся ограничениями в приёме на службу в органы внутренних дел, установленными статьёй 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции" и статьей 9 Положения.
Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел, проводится с письменного согласия проверяемого лица путём использования оперативных возможностей органов внутренних дел, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне 21 июля 1993 года № 5485-1.
Проверочные мероприятия на граждан, принимаемых на работу, на должности федеральной государственной гражданской службы осуществляются в случаях, когда по характеру занимаемой ими должности им необходим доступ к государственной тайне.
Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел подразделяется на полную, неполную, местную и дополнительную.
1. Полной проверке подлежат лица:
— принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе направляемые на учёбу в образовательные учреждения МВД России;
— принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска.
2. Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в органы внутренних дел в качестве работников (за исключением лиц, подлежащих полной проверке).
3. Местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников (за исключением лиц, подлежащих полной и неполной проверке).
Полная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников.
В процессе полной проверки осуществляются следующие мероприятия:
— проверка по учётам органов внутренних дел кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников;
— проверка по месту жительства кандидата;
— подтверждение данных в необходимых случаях через соответствующие органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, иные органы.
Неполная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и близких родственников, проживающих совместно с кандидатом, и включает в себя:
— проверку по учётам органов внутренних дел;
— проверку по месту жительства кандидата.
Местная проверка проводится в отношении самого кандидата по учётам органов внутренних дел.
Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел, по учётам органов внутренних дел осуществляется:
— по оперативно-справочным учётам ГИАЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;
— по учётам отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
— по учётам подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.
Запросы о проверке, оформляемые в виде требований, направляются:
— в отношении кандидата — в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту его рождения и регистрации по месту жительства. При необходимости — в органы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в том числе по прежнему;
— в отношении жены (мужа) кандидата и их близких родственников — в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту их рождения и регистрации по месту жительства, при необходимости — по прежнему месту жительства.
Проверка по учётам органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запросы на проверку по учётам органов Федеральной службы безопасности России направляются через соответствующие информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
На лиц, уволенных с военной службы, службы в правоохранительных органах (если с момента увольнения прошло не более одного года), мотивированные запросы направляются по месту прохождения службы.
В запросах, направляемых на проверку по учётам органов Федеральной службы безопасности России, наряду с другими установочными данными кандидата указываются:
— основания проверки;
— цель проверки, которая позволила бы определить, какого рода информацию необходимо получить в результате проверки (например, подтверждение прохождения службы, употребление наркотических средств);
— где проходил службу проверяемый, период службы, занимаемая им должность.
Следует заметить, что в целях установления деловых, личных и нравственных качеств кандидата должна проводиться проверка по месту жительства соответствующими органами внутренних дел.
В материалах проверки по месту жительства кандидата необходимо отразить сведения о его образе жизни, поведении в быту, взаимоотношениях в семье и с окружающими, отзывы о кандидате его родственников, соседей, других лиц, при необходимости — иные сведения.
В обязательном порядке в проверке по месту жительства фиксируются сведения о привлечении кандидата к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель.
Если проверяемый проживает в данной местности менее года, то указанная проверка проводится и по прежнему месту жительства.
Если кто-либо из близких родственников кандидата состоит на службе в органах внутренних дел или в других правоохранительных органах, федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрено проведение проверки при приёме на службу (работу), соответствующее подразделение по работе с личным составом запрашивает её результаты. После получения ответа проверка на указанных лиц не проводится.
Важно отметить, что все полученные в результате проверки данные должны быть тщательно изучены, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и справкой о предварительном изучении кандидата. При наличии расхождений данные уточняются. После окончания проверки сотрудником кадровой службы составляется заключение о её результатах.
При получении сведений, которые могут препятствовать прохождению службы, в заключении обосновывается возможность приёма (или отказа в приёме) кандидата на службу в органы внутренних дел. При этом следует объективно рассмотреть и оценить все характеризующие кандидата сведения.
Материалы проверки докладываются для согласования начальнику органа внутренних дел (подразделения), который имеет право назначения на должность (приёма на работу).
4. Дополнительная проверка кандидата проводится при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам, связанным с биографией кандидата (сотрудника), а также в случае приёма на службу лиц, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, в иных правоохранительных органах. Результаты дополнительной проверки отражаются в заключении.
Материалы проверки кандидатов, не принятых на службу в органы внутренних дел, по истечении сроков хранения уничтожаются.
По окончании изучения и проверки кандидата сотрудник подразделения по работе с личным составом оформляет заключение о приёме на службу в органы внутренних дел.
По результатам изучения кандидата даются предложения о приёме на службу в органы внутренних дел, назначении на должность (стажёром по должности). Вывод подписывается руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата, сотрудником подразделения по работе с личным составом, проводившим его изучение, и согласовывается с заместителем начальника органа внутренних дел, курирующим данное структурное подразделение, а также с руководителем подразделения по работе с личным составом органа внутренних дел, начальник которого имеет право назначения на должность.
В соответствии и на основании статьи 12 Положения для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трёх месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажёром на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен.
Вывод и рекомендации должны основываться на материалах предварительного изучения кандидата и записываться в чётких, сжатых и конкретных формулировках.
Например: "Считаю возможным назначить ФИО стажёром по должности дознавателя с установлением испытательного срока шесть месяцев. Полагаю необходимым закрепить наставником старшего дознавателя майора милиции ФИО".
Решение о приёме кандидата на службу в органы внутренних дел принимается начальником органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность, и скрепляется печатью подразделения установленного образца. Оно оформляется в конце заключения с указанием должности, на которую предполагается назначить кандидата. При назначении кандидата стажёром по должности в решении указывается продолжительность испытательного срока, определяется наставник.
Кандидаты, в отношении которых принято решение о приёме на службу (работу) в органы внутренних дел, дают обязательство о неразглашении сведений. Кандидат также обязуется в возможно короткий срок сообщать в подразделение по работе с личным составом обо всех изменениях в его анкетных данных.
При назначении кандидата на службу в органы внутренних дел стажёром по должности с испытательным сроком начальник структурного подразделения, в котором работает стажёр, должен обеспечить дальнейшее изучение его деловых и личных качеств. Результаты изучения стажёра, его подготовленность к службе в органах внутренних дел, степень соответствия требованиям по должности, на которой его предполагается использовать, отражаются в заключении о проверке.
Если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажёром по должности по причинам, не препятствующим приёму его на службу, то данное обстоятельство не может служить основанием для окончательного отказа в приёме на службу. Его кандидатура может быть рассмотрена впоследствии при наличии вакантных должностей.
Материалы изучения данного кандидата хранятся в подразделении по работе с личным составом вместе с материалами проверки и считаются действительными в течение шести месяцев с момента утверждения их начальником органа внутренних дел.
В случае, если кандидат не может быть принят на службу в органы внутренних дел, запись об этом делается в соответствующем разделе заключения о приёме на службу в органы внутренних дел сотрудником, проводившим его изучение. При этом дальнейшее изучение кандидата прекращается, о чём ставится в известность руководитель структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагалось использовать кандидата, а также сам кандидат с указанием причин, препятствующих его приёму на службу.
Отказ от приёма на работу оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector