Публичное предложение торги по банкротству

Если есть желание использовать публичные торги по банкротству для построения своего бизнеса, то нужно знать основные этапы и отличия аукционов. Для новичка может показаться, что информации слишком много и она сложна для понимания. Но после понимания нюансов каждого из тендеров подготовка к первым торгам пройдет гораздо быстрее.

Типы электронных аукционов по продаже имущества должников

Существует 3 основных типа торгов. Каждый из них обладает рядом нюансов.

Открытые

Аукцион открытого типа предполагает, что информация о нем доступна на всех площадках для торгов. Участвовать в нем может абсолютно любое лицо. Большая часть тендеров проводится именно таким образом. После начала торгов за их ходом можно следить в личном кабинете. Для победы нужно повышать ставку на шаг, установленный организатором. Признают победителем того из участников, кто последним предложил максимальную цену.

Открытый конкурс – это один из видов торгов. Основное отличие от аукциона заключается в том, что на конкурсных тендерах реализуют особые виды собственности. Сюда входят:

  1. Объекты, отнесенные к культурному наследию.
  2. Объекты, относящиеся к социальной сфере (муниципальные здания, собственность, принадлежащая государству, школы и др.).
  3. Градообразующие предприятия или имущество предприятия, права требования к третьим лицам и др.
  4. Предприятия, специализирующиеся на выполнении оборонных заказов для РФ.
  5. Предприятие-монополист (компании электросетей и т. д.).

Для победы на открытом конкурсе недостаточно как при обычном аукционе просто предложить максимальную стоимость. Приобретатель часто должен выполнять определенные обязательства, например, обеспечить целевое использование приобретенной собственности. Для объектов социального значения часто выдвигаются такие требования, как:

  • необходимость получить разрешение администрации перед перепродажей имущества;
  • местная администрация вправе проверять, насколько целесообразно используется собственность;
  • объект должен функционировать и оказывать те услуги населению, для которых он предназначен (детский сад – принимать на воспитание детей, электросеть – снабжать электричеством и др.).

Конкурс проходит все те же этапы, что и реализация через открытый аукцион. Если его не приобретут на первом этапе, будут назначены повторные торги со снижением цены. В случае если покупатель все же не найдется, организуют продажу в формате публичного предложения.

Реализация собственности путем конкурсов используется гораздо реже, поскольку имеет множество законодательных ограничений и сложностей.

Закрытые

Существует 3 типа закрытых аукционов:

Эти стадии точно такие же, как и при открытом типе торгов. Главное отличие заключается в том, что в них не могут участвовать все граждане или компании. Обладают возможностью сделать ставку лишь те участники, что были приглашены в тендер организатором.

Аукцион может быть закрытым или открытым по способу предложения цены. Это означает, что победитель будет известен только после окончания торгов. До этого момента тяжело спрогнозировать победу, поскольку невозможно узнать, кто из участников предложил большую стоимость. Цены видны только организатору.

Закрытым может быть и конкурс. Реализуется на нем то же имущество, что и на открытых конкурсах, однако победителя получится узнать только после окончания.

Прямые

Особый вид представляет собой прямая купля-продажа имущества банкрота. В этом случае реализация происходит без объявления торгов. Подобный способ законный, зафиксирован он в п. 5 ст. 139 ФЗ «О банкротстве» , а также подтвержден многочисленной судебной практикой. В качестве примера можно привести Определение ВАС № ВАС-4669/12 от 2013 года , которое было вынесено по делу № А21-5070/2009. Это означает, что реализовать имущество можно без организации торгов. В таком случае с покупателем просто заключат договор купли-продажи напрямую, минуя аукцион.

Для того чтобы можно было заключить прямой ДКП, требуется выполнение двух условий, прописанных в ст. 139:

  • стоимость (балансовая) имущества банкрота составляет меньше 100 тыс. руб.;
  • на собрании кредиторы приняли письменное решение продавать имущество данным способом.

Есть некоторые виды собственности, которую нельзя реализовывать прямым путем. Сюда входит, например, недвижимость. Полный перечень содержится в п. 3 ст. 111 ФЗ «О банкротстве» . В данном случае даже если цена имущества будет меньше 100 тысяч, все равно придется проводить торги.

Прямой ДКП может быть заключен только при соблюдении определенного порядка. Вначале организуется инвентаризация собственности или оценка с привлечением эксперта. Этот этап необязательный, можно использовать и данные бухгалтерского учета. Далее проводится собрание кредиторов, где закрепляется, что на основании ст. 139 имущество будет продано тем, кто изъявит желание путем прямого договора. В документе указывается управляющий, который отвечает за реализацию, прописывается стоимость каждого имущества. Решение может содержать и указание продавать собственность за меньшую цену, если длительное время покупатель не будет найден.

Виды участия и стадии тендеров

Первичные

На первом этапе проводится аукцион, на который имущество выставляется за стоимость, определенную оценщиком или назначенную кредиторами. Как правило, цена находится на уровне ниже 15-20% от рыночной.

Каждый шаг аукциона – это шаг на повышение цены на 5-7%.

После подачи заявки нужно дождаться дня начала торгов. Именно с этого момента нужно следить за ходом аукциона, повышая ставки. Особенно внимательным следует быть ближе к концу тендера, когда в игру внезапно может включиться конкурент.

Для каждого «шага» обычно отводится полчаса. То есть если другое лицо повысило цену, спустя 30 минут будет предоставлена возможность сделать свой «шаг», подняв цену на несколько процентов. Победителем будет признан тот из участников, кто не только предложил максимальную стоимость, но и подтвердил эту цену.

Читайте также:  Плюсы и минусы страхования в целом

Повторные

Как правило, ликвидное имущество уходит с торгов еще на первом этапе. Однако можно дождаться второго. Он наступит в том случае, если заявителей не было или был только один. При назначении повторных торгов цена от первоначально назначенной понижается на 10%. Торги на этом этапе происходят по той же схеме, что и на аукционе, то есть шаги идут на повышение.

Несмотря на 10% скидки, собственность на повторных тендерах реализуется реже, поскольку стоимость мало отличается от начальной и выгода здесь невелика.

Публичное предложение

Третьим этапом тендера является публичное предложение. Сюда попадает собственность, которая не была реализована на первичном и повторном аукционах. Этот тендер наиболее выгоден приобретателю, поскольку с каждой неделей цена на лот снижается, как правило, на 10%. На электронных площадках при объявлении публичного предложения публикуется график конкурсного управляющего или организатора (в одной из предыдущих статей мы уже писали кто может быть организатором). Здесь указано, когда и насколько будет снижена стоимость. Иногда цена доходит до самой минимальной и составляет не больше половины от назначенной на первоначальном аукционе.

На каком-то из этапов торги вновь пойдут на повышение. Профессионалы стараются дождаться именно этого момента, когда выгода достигает максимального значения. Но обычно имущество в хорошем состоянии уходит гораздо раньше. Если назначено публичное предложение, значит, нужно не просто дождаться подходящей цены, но и успеть подтвердить ее раньше конкурентов.

Иногда аукцион может проводиться по скорости подачи заявки. Однако из-за злоупотребления различными техническими программами организаторы выбирают такой формат значительно реже предыдущего. Но этот формат не запрещен, поэтому перед участием все же лучше убедиться, какой способ ведения тендера был выбран, чтобы быть во всеоружии к началу конкурса.

Чтобы стать профессионалом в сфере покупки имущества должников, нужно знать все отличия торгов, которые проводятся на электронных площадках. Только после изучения полной информации стоит вступать в аукцион.

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов — участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой [1] , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось [2] , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Читайте также:  Ограничения при домашнем аресте

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

[1] Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 №09АП-17872/2013-ГК по Делу №А40-147200/12

Читайте также:  Постинфарктный кардиосклероз история болезни

[2] Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по Делу №А14-2428/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по Делу № А32-12336/2013

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение — это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Разновидности Что происходит
открытая; предполагает организацию открытых аукционов, где стоимость каждого лота видна всем участникам процесса;
закрытая; стоимость указывается участником при оформлении заявки, поскольку первоначальная цена товара остается неизвестной до момента открытия процедуры.

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.

При проведении аукциона на этапе конкурсного производства задачей управляющего является расчет с контрагентами уже после признания должника банкротом.

Порядок проведения процедуры

Современные аукционы с публичным предложением проводятся через интернет на электронных торговых площадках. В зависимости от правил подачи заявок на участие они бывают открытыми и закрытыми. Если для открытой формы проведения процедуры не характерно владение ограниченным оборотным капиталом, то для закрытой — характерно, как и указание стоимости объекта сразу в заявке. В первом же случае сначала подается заявка, и только после этого устанавливается цена.

В закрытых аукционах, как правило, реализуется залоговое имущество. Поэтому в соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности» наиболее прозрачным вариантом считаются открытые торги посредством публичного предложения. Такая форма продажи активов должника обеспечивает конкуренцию за счет участия массы покупателей, в результате чего достигается максимально высокая цена.

Порядок проведения аукционов по банкротству предполагает прохождение следующих этапов.

  1. Публикация информации о предстоящем процессе: занимающееся торгами агентство сообщает через СМИ об объекте продажи, стартовой стоимости и других особенностях реализации предмета.
  2. Определение периода, по окончанию которого цена лота снизится на определенный процент.
  3. Непосредственно проведение публичных торгов, которые длятся до момента определения победителя, и подписание договора купли-продажи с выигравшим участником.

Традиционно торги по банкротству проходят в течение 30 дней, а срок приема заявок на участие чаще всего длится до 2 недель. Организатор процедуры получает задаток, после чего решает вопрос о количестве этапов и их длительности. Стоимость продаваемых вещей понижается через каждые 3–5 дней на 1–20 % от первоначально выставленного ценового номинала. Отдельно взятый период может использоваться участником процесса для заявления своей цены только 1 раз.

Следовательно, продажа имущественных активов обанкротившегося лица путем публичного предложения кардинально отличается от организации первичных и повторных торгов. Выражается это в том, что изначально заявленная цена лота не повышается. Она снижается через определенный промежуток времени.

Для проведения публичных аукционов характерна возможность активации предложения лишь после двух неудачных попыток реализовать имущество должника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector