Распределение дохода от предпринимательской деятельности

Читайте также:

  1. E. Первичная слабость родовой деятельности
  2. I. Первые подходы в изучении деятельности
  3. I. Самоопределение к деятельности
  4. II. Игра в системе трансляции деятельности и обучения
  5. II. Цели и предмет деятельности
  6. III, Самоопределение к деятельности
  7. III. Организация деятельности
  8. III. Самоопределение к деятельности
  9. III. Самоопределение к деятельности
  10. III. Самоопределение к деятельности
  11. III. Самоопределение к деятельности
  12. III. Самоопределение к деятельности

Организация платных услуг, предоставляемых образовательным учреждением

Сущность предпринимательской деятельности образовательного учреждения

Вопросы для повторения и обсуждения

Резюме

1. Предпринимательство в системе образования — это инновационная, инициативная деятельность образовательно­го учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта.

2. Согласно Закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Ø торговля покупными товарами, оборудованием;

Ø оказание посреднических услуг;

Ø долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Ø приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ø ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Бренд позволяет образовательному учреждению улучшать свои финансовые результаты.

4. Определение источников оплаты образовательных услуг является важной проблемой предпринимательства в образовании.

5. Предпринимательство предполагает определенные взаимоотношения между предприятиями и высшими и средними специальными учебными заведениями.

6. Цена образовательной услуги – важная составляющая современного рынка.

1. Что согласно Закону РФ «Об образовании» представляет собой предпринимательство в образовании?

2. Охарактеризуйте признаки предпринимательской деятельности.

3. Дайте характеристику предпринимательской деятельности учреждения высшего профессионального образования.

4. Назовите источники оплаты образовательных услуг.

5. Какие методы расчета применяются при формировании цен на образовательные услуги?

6. Что представляет собой бренд и какую роль он играет?

7. Какие причины вызвали появление негосударственного сектора образования России?

Глава 9. Сущность и формы организации предпринимательской деятельности

В данной главе раскрывается сущность предпринимательской деятельности образовательного учреждения, рассматриваются направления формирования и распределения доходов от этой деятельности.

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, использование которого дает возможность осуществлять развитие данного учреждения.

В основе предпринимательской деятельности лежат договорные отношения между заказчиком и исполнителем, обеспечивающие законодательную защиту этих отношений.

Основной формой реализации предпринимательской деятельности образовательного учреждения является предоставление платных образовательных услуг.

Примерный перечень платных образовательных услуг, которые могут оказываться средним специальным образовательным учреждением за рамками соответствую­щих образовательных программ и государственных образо­вательных стандартов, включает:

Ø изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы данной дисциплины, предусмотренной учеб­ным планом;

Ø индивидуальная работа с обучаемым другого образова­тельного учреждения;

Ø подготовительные курсы;

Ø курсы по изуче­нию иностранных языков;

Ø повышение квалификации и переподготовка кадров с освоением новых специаль­ностей;

Ø организация факультативов по обучению, которое не может быть выполнено в рамках государственного стан­дарта;

Ø создание различных спортивных секций, групп по укреплению здо­ровья.

В целом предпринимательская деятельность образовательного учреждения может осуществляться по следующим направлениям.

1. Предоставление платных образовательных услуг:

a) обучение российских и иностранных учащихся, студентов;

b) обучение на подготовительных курсах;

c) тестирование школьников и абитуриентов;

d) консультирование по учебным дисциплинам;

f) переподготовка и повышение квалификации;

g) углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учеб­ной программы;

h) дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы и т. д.;

i) обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

j) прочие образовательные услуги.

2. Научно-исследовательская деятельность:

a) создание и передача научной продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

b) оказание услуг научного характера – консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

c) выполнение научно-исследовательских работ на конкурс­ной основе, включая гранты.

3. Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:

a) деятельность, реализуемая учебными и учебно-произ­водственными мастерскими, хозяйствами, магазинами, типографиями, подразделениями питания и др.;

b) работы по обслуживанию и ремонту приборов, оборудования, вычис­лительной техники, помещений, мебели, коммуника­ций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

c) деятельность по обеспечению студентов питанием, про­живанием, медицинским и культурным обслужива­нием;

d) деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

e) предоставление услуг библиотеки, транспорта, спортивных сооружений, вычис­лительной техники, оргтехники;

f) предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

g) другие услуги по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса.

4. Прочие виды деятельности, выполняемые с использованием ресурсов образовательного учреждения (территорий, помещения, оборудования и др.):

a) создание автомобильных стоянок и гаражей;

b) изготовление товаров народного потребления;

c) ремонт бытовой и иной техники;

d) оказание бытовых услуг;

e) оказание посреднических услуг;

f) проведение выставок;

g) долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

h) приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);

Читайте также:  Куда подать документы на расширение жилплощади

i) вложение денежных средств на депозитные счета;

j) предоставление ресурсов образовательного учреждения в аренду (помещений, обо­рудования, земельных участков, юридического адреса);

k) получение финансовых санкций (пени, неустоек, штра­фов) по судебным решениям.

Структура и последовательность шагов по организации платных образовательных услуг основана на обобщении широкого опыта деятельности образовательных учреждений в рассматриваемом направлении.[79]

1. Услуга, предоставляемая на основе договора, должна быть предусмотрена в уставе образовательного учреждения.

2. Необходимо уточнить вопрос о лицензировании выбранного вида услуги.

3. Разработка сметы доходов и расходов по оказанию платной услуги начинается с определения фактических затрат на запланированную услугу. После определения расходов, составляющих фактическую себестоимость, можно соотнести объём полученного дохода от платной услуги с целями развития образовательного учреждения.

4. На основе определения всех расходов, связанных с реализацией услуги, рассчитывается её цена. Расчётная цена услуги должна быть соотнесена, во-первых, с платёжеспособностью потребителей, то есть с возможностями родителей или иных представителей оплатить услугу. Во-вторых, с ценами на аналогичные услуги, оказываемые близрасположенными учреждениями, то есть с ценами конкурентов.

С учётом этого первоначально рассчитанная цена может быть скорректирована. А также должны быть скорректированы отдельные параметры ранее составленной сметы.

5. Заключение договоров с потребителями образовательной услуги.

Примерная форма такого договора утверждается федеральным органом управления образованием.

При заключении договоров необходимо установить:

Ø соответствуют ли положения заключённых договоров правилам, установленным Гражданским кодексом РФ в момент их заключения;

Ø соблюдаются ли правила изменения условий договора и его расторжения;

Ø какой порядок возмещения сторонами потерь предусмотрен в договоре при невыполнении его условий;

Ø какие цены предусматриваются в договоре;

Ø полномочия лица, подписавшего договор;

Ø другие вопросы, вытекающие из особенностей хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

6. Заключение договоров с персоналом, участвующим в выполнении образовательной услуги.

В соответствии с действующим законодательством юридическое оформление отношений между лицом, изъявившим желание работать, и работодателем осуществляется на основе трудового договора. В соответствии с которым работник выполняет в данном образовательном учреждении работу по определённой специальности, квалификации или должности или трудовую функцию, получая за это оплату, оговоренную в трудовом договоре, а также выполняет свою работу в условиях внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения при обеспечении условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, трудовым договором.

Участниками платной образовательной услуги выступают либо сотрудники образовательного учреждения, либо приглашенные специалисты, с которыми должны быть заключены срочные трудовые договоры. В соответствии со ст. 58 п. 2 Трудового кодекса РФ «срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения». Причём работа будет выполняться, как правило, «за пределами нормальной продолжительности рабочего времени» по инициативе работника. Эта ситуация определяется как «совместительство». По заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по трудовому договору в этой же организации, но по иной профессии, специальности или должности в порядке внутреннего совместительства. Исключение составляют педагогические работники, которым разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности (ст. 333 Трудового кодекса РФ). Трудовой договор работодателя со специалистом из другой организации – это внешнее совместительство.

Учет этих положений позволяет образовательному учреждению осуществить организацию платных образовательных услуг в данном учреждении.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, образовательное учреждение получает следующие виды доходов:

1. Доходы от реализации образовательных услуг.

2. Доходы от научной деятельности.

3. Доходы о работы (услуг), выполняемых с использованием ресурсов образовательного учреждения.

4. Внереализационные доходы.

5. Доходы от иных поступлений, включая взносы юридических и физических лиц в виде пожертвований, подарков и др.

Эти доходы отражаются в смете доходов и расходов средств, полученных от осуществления различных видов деятельности образовательным учреждением.

Полученные денежные средства образовательное учреждение вправе использовать по собственному усмотрению, то есть доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение образовательных учреждений.

Примерную схему распределения денежных средств, поступивших от разных видов деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, можно представить следующим образом (рис. 9.11).

Рисунок 9.11 — Распределение образовательным учреждением поступивших денежных средств

Таким образом, все полученные средства распределяются между факультетами или отделениями и образовательным учреждением в целом. При этом полученные средства идут не только на выплату заработной платы, но и на научно-техническое и социальное развитие образовательного учреждения. Часть средств может быть предназначена для осуществления компьютеризации образовательного учреждения, а также пополнения фонда библиотеки, то есть для реализации определенных целей.

Отчет о расходовании средств от предпринимательской деятельности представляется соответствующему финансовому органу.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 2104 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кубарев Евгений Николаевич, Профессор кафедры бухучета и статистики Новосибирского гуманитарного института, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Мировой опыт свидетельствует о том, что концессии приносят значительные доходы в бюджеты всех уровней. Для России распределение доходов от концессионной деятельности определяется методами решения следующих двух проблем [1]:

– законодательное закрепление структуры распределения доходов от концессионной деятельности между федеральными и региональными органами государственной власти;

– определение срока, начиная с которого государство как собственник производственной инфраструктуры получает концессионные платежи.

Рассмотрим один из подходов к решению этих проблем. Представленная методика распределения доходов в различных модификациях может быть использована для любого типа концессионных объектов в сфере производственной инфраструктуры. В данной работе они изложены для транспортных концессий, в частности, автодорожных. Они являются наиболее реальным источником пополнения бюджета, основанного на коммерческом использовании дорожной сети с интенсивным движением.

Читайте также:  Договор пользования общим имуществом снт

Деятельность такого концессионного предприятия можно условно разделить на два периода. Во-первых, строительство дороги. Концессионер лишь несет издержки и не получает прибыли. Во-вторых, эксплуатация. Вложенные инвестиции возвращаются, концессионер рассчитывается по кредитам с выплатой процентов.

Далее проведем анализ величины доходов государства в зависимости от его участия в финансировании проекта. Прежде всего, выделим прямые источники поступлений в бюджеты от коммерческой эксплуатации инфраструктурных объектов:

– налоги в виде начислений, сборов, взносов на предпринимательскую деятельность;

– чистая прибыль, остающаяся после уплаты всех налогов.

Отчисления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды рассчитываются в соответствии с законодательством, в зависимости от прибыли концессии. Чистая прибыль, второй источник отчислений, рассчитывается при заключении договора между всеми сторонами концессионного соглашения и является предметом переговоров.

Анализируя используемые в зарубежных странах методы определения размеров концессионных платежей и схемы их уплаты, можно выделить два основных подхода [2]:

– государство получает в течение всего срока концессии постоянный по величине или доле чистой прибыли платеж;

– на основе переговоров сторон определяются переменные во времени платежи.

Положительная черта первого подхода заключается в его простоте. Однако он не учитывает динамику экономических и других факторов в различные периоды деятельности концессионного предприятия. Второй подход позволяет учесть эти факторы, однако повышается роль чиновников в переговорном процессе, усложняется процедура переговоров.

Представляется, что вторая схема является более перспективной и комплексной, поскольку позволяет сбалансировать интересы государства и бизнеса в каждом конкретном проекте. Злоупотребления чиновников могут быть нейтрализованы, в частности, за счет прозрачности процесса формирования положений концессионного договора, а также подключением независимых экспертов для нахождения приемлемого для обеих сторон компромиссного решения.

Другим аргументом в пользу этого подхода выступает то обстоятельство, что на основе теоретических предпосылок можно разработать универсальную для всех отраслей и предприятий формализованную методику по определению размеров концессионных платежей. В то же время, практические возможности такой методики ограничены различиями между объектами, передаваемыми в концессию, даже в рамках одной и той же отрасли.

Предположим, что в течение концессионного периода продолжительностью Т лет имеется точка t, в которой изменяется размер платежей. Причем на первом этапе [О, t] они равны 0, а на втором [t, Т] – определяются договором. Такое допущение соответствует деятельности автодорожных концессий.

В этом случае могут быть две схемы финансовых поступлений в бюджет, которые зависят от государственного участия в финансировании проекта:

1) Государство не участвует своим капиталом в инвестициях по проекту. До достижения срока t оно получает только налоги и начисления, положенные по закону. Вся поступающая после расчета с бюджетами чистая прибыль идет в погашение взя­тых на строительство кредитов и процентов по ним, а также в ви­де чистого дохода инвесторам.

Начиная со срока t государство, кроме налогов и начислений, начинает получать свою долю чистой прибыли, которая оговаривается в концессионном контракте;

2) Государство инвестирует средства в концессионный проект. До достижения срока t оно получает не только налоги и начисления, положенные по закону, но и часть чистой прибыли, пропорциональной доле государства в инвестициях. Причем, если строительство финансировали различные субъекты государства, то каждый из них получает долю прибыли, пропорциональную его вкладу в совокупные инвестиции, если иное не оговорено в договоре.

По достижении срока t государство, как и для первой схемы, получает налоги и начисления, а также часть заложенной в условиях концессии чистой прибыли и платежи.

Важнейшее условие концессионного договора заключается в ответе на вопрос о том, с какого момента времени t государство-собственник должно получать долю чистой прибыли в виде концессионных платежей. Возможны три способа решения:

‑ в законодательном порядке оговаривается доля чистой прибыли, получаемая государством с первого дня функционирования объекта в платном режиме (t = 0). Это ведет к снижению прибыли концессионера и уменьшает его стимулы для получения концессии;

‑ откладываются платежи государству на некоторый срок (t = t1), например, до окончания строительства. Это приводит к большим, часто многолетним срокам окупаемости объектов производственной инфраструктуры. Мировая концессионная практика показывает, что не следует сильно ограничивать права концессионера на получение прибыли, который, рискуя собственным капиталом, финансировал проект, помогал государству, обеспечил дополнительные поступления в бюджет;

‑ государство может отказаться от получения концессионных платежей. Это оправдано, в частности, при передаче в концессию убыточных предприятий.

Читайте также:  Как считать налоговый вычет на квартиру

Нахождение компромисса в вопросе определения доходов государства как собственника может обеспечить система открытых конкурсов среди потенциальных концессионеров, включая зарубежных инвесторов, как это делается в других странах. Претенденты сами должны предлагать приемлемые для них финансовые условия, а государство выбирать наиболее выгодного для себя партнера.

Принципиально важен для России вопрос установления пропорций в распределении доходов от деятельности концессионного объекта [3]. Всего в РФ должно быть как минимум три участника концессионного процесса: концессионер, федеральное правительство и региональные органы власти. Вероятно участие и других субъектов. Например, местных органов власти, министерств, агентств и ведомств на местах. Однако независимо от числа получателей прибыли, перечень их должен быть строго оговорен в концессионном договоре.

В сфере платных автодорог после возврата средств инвесторам и полного расчета с кредиторами большая часть чистой прибыли должна оставаться в регионе и направляться на дальнейшее улучшение и развитие транспортной инфраструктуры ввиду следующих обстоятельств:

‑ плата за проезд, как главный источник прибыли, взимается преимущественно с жителей региона, на территории которого расположены дорога или дорожный объект;

‑ дороги и дорожные объекты, которые будут передаваться в концессию, находятся, в основном, в федеральном подчинении, но проходят по территории регионов, направлены на удовлетворение их потребностей, обслуживаются местными предприятиями;

‑ программа коммерциализации дорожной отрасли не может быть реализована без активной поддержки на региональном уровне.

Представленная схема распределения доходов от концессионной деятельности может быть реализована при условии, что авансированный капитал складывается из собственных средств инвесторов, включая государство, и кредитов.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. – М. : Наука, 2005.

2. Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. – 2007. ‑ №1. – С. 124-139.

3. Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства. ИЭ РАН. Доклады 2006-2007. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.inecon.ru/.

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509

Доходы от предпринимательской деятельности

В налоговую базу предпринимателя включаются все доходы, к которым могут относиться:

– доходы, полученные от реализации работ, услуг или товаров;

– доходы от участия в соглашении о совместной деятельности с другим юридическим лицом или ИП;

– стоимость безвозмездно полученного имущества;

– проценты, которые начисляет банк по остаткам на расчетных счетах.

Как правило, основные доходы предприниматель получает от реализации товаров, работ, услуг или производимой продукции.

Налоговое законодательство дает четкие определения понятий «товар», «работа» и «услуга»:

– товаром является любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество. Согласно НК РФ, под таким имуществом подразумеваются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав);

– работой считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и (или) физических лиц;

– под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, однако реализуются и потребляются.

Похожие главы из других книг

Освоение стандарта предпринимательской деятельности

Освоение стандарта предпринимательской деятельности Мы исходим из того, что существует познаваемый стандарт каждого типа деятельности, отражающий не только и не столько чей-то ограниченный опыт, сколько объективную типологию деятельности.Не вдаваясь в детали, просто

2.1. Психологические особенности предпринимательской деятельности

2.1. Психологические особенности предпринимательской деятельности Когда мы выбираем свою профессию, например врача или экономиста, то понимаем – прежде всего необходимо получить соответствующее образование. Перед тем как сделать свой выбор в пользу того или иного

Общие сведения о предпринимательской деятельности

Общие сведения о предпринимательской деятельности Под предпринимательской деятельностью подразумевается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,

Формы предпринимательской деятельности

Формы предпринимательской деятельности Предпринимательская деятельность может осуществляться в форме ИП или юридического

Юридические аспекты предпринимательской деятельности

Юридические аспекты предпринимательской деятельности Успешный бизнес невозможен без грамотного юридического сопровождения. Даже если вы нанимаете специалистов, которые выполняют необходимые функции по обслуживанию вашего предприятия, знания законов и положений,

Регистрация предпринимательской деятельности

Регистрация предпринимательской деятельности Согласно действующему законодательству, гражданин имеет право заниматься бизнесом с момента государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК

Доходы от предпринимательской деятельности

Доходы от предпринимательской деятельности В налоговую базу предпринимателя включаются все доходы, к которым могут относиться:– доходы, полученные от реализации работ, услуг или товаров;– доходы от участия в соглашении о совместной деятельности с другим юридическим

Прекращение предпринимательской деятельности

Прекращение предпринимательской деятельности Грамотное ведение бизнеса – это не только регистрация предприятия и развитие предпринимательской деятельности, но и юридически правильная ликвидация организации или закрытие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector