Разрешение на рекультивацию земель

Нередко возникают случаи, когда в результате коммерческой или иной деятельности наносится вред земельным ресурсам, которые по законодательству РФ должны быть рекультивированы, если территории не переведены в соответствующую категорию. Об этом и прочих подробностях вы сможете ознакомиться в данной статье.

Рекультивация земель — это комплекс работ, направленные на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, и также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения"
Постановление Правительства № 140 от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 22 декабря 1995 г. № 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

Основания для проведения рекультивационных мероприятий могут быть совершенно разными, однако все зависит от конкретной деятельности, которая планируется вестись на участке. Проект рекультивации должен быть предусмотрен в плане проведения строительных, земляных и прочих работ, связанных с нарушением почвенного слоя.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

  • Разработке месторождений полезных ископаемых подземным или открытым способом, а также добыче торфа;
  • Прокладке трубопроводов, проведении строительных, геологоразведочных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • Ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • Складировании и захоронении промышленных, бытовых и иных видов отходов;
  • Строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (метрополитен, шахтные выработки, хранилища, канализационные сооружения и др.);
  • Ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • Проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Потребность в проведении рекультивационных мероприятий может внепланово, но вполне прогнозируемо возникнуть как результат хозяйственной деятельности, вырубки лесов, организации свалок, испытании оружия. В остальных случаях, при проектировании дорог, сооружений и городов данный документ подготавливается заранее.

Экспертиза

Чтобы начать создание проекта рекультивации необходимо провести ряд экспертных оценок, которые определят либо уже существующий ущерб, либо потенциальный, который может возникнуть в процессе реализации проекта строительства и т.д.

Из экспертно-оценочных работ обязательно проводятся инженерно-экологические изыскания, инженерно-геологические изыскания и санитарно-гигиенические исследования.

По проведению каждого из этих этапов существует свод правил, регламентирующий все необходимые измерения и пробы, по результатам которых составляется заключение.

СП 11-102-97 " Инженерно-экологические изыскания для строительства" и СНиП 11-02-96.

Состав работ отражается в техническом задании и напрямую зависит от месторасположения участков и назначения земли.

Этапы проведения изысканий:

  1. Сбор и анализ опубликованных и задокументированных данных об экологических изысканиях, проводившихся ранее.
  2. Полевые исследования — непосредственная работа на объекте с проведение всех необходимых измерений и отбор проб.
  3. Камеральная обработка полученных материалов — лабораторные исследования.
  4. Подготовка отчетности о проведенной работе и составление рекомендаций, прогнозов.

Организации, у которых есть допуск к проведению подобных мероприятий, имеются практически повсеместно.

Для инженерно-геологических и санитарно-гигиенических исследований также имеются свои нормативные документы, регламентирующие порядок проведения работ.

Рекультивация может проходить в различных направлениях, потому как целевое использование земель различается. Таким образом, преобразовывать земли можно в следующих направлениях: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, рыбохозяйственное, водохозяйственное, строительное.

Проект рекультивации земель

Составление проекта — ответственная работа, которая может составляться самостоятельно по существующим нормам и правилам, установленным в Положении о рекультивации земель. Последующее утверждение проекта производится в инстанциях, наиболее подходящих для конкретного участка. В каждом регионе России также есть свои особенности данного процесса, поскольку единого закрепленного порядка для данной операции не предусмотрено. Однако, имеется список инстанций, компетентных в вопросах утверждения проектов рекультивации:

  1. Федеральные органы исполнительной власти;
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ (природоохранные, санитарные, по охране памятников культуры, гидрометеорологические, мелиоративные, сельскохозяйственные и др.);
  3. Руководители соседствующих с участком организаций;
  4. Заинтересованные компании, обслуживающие территорию;
  5. Соседствующие с участком объединения граждан в лице руководителей объединений.

Конкретный же список заинтересованных лиц может быть составлен индивидуально к каждому отдельному участку.

В случаях, когда самостоятельное составление проекта рекультивации не представляется возможным, можно обратиться к организациям или частным лицам, компетентным в данном вопросе. Важно помнить, что каждый отдельный участок требует тщательного индивидуального подхода к учету всех особенностей и свойств.

Выполненный не по требованиям Положения о рекультивации проект не будет принят, а если неверно составленный проект будет реализован, то это может повлечь за собой негативные последствия для окружающей среды, земельных ресурсов и, как следствие, штрафные санкции со стороны государства в лице контрольно-надзорных органов в области экологии.

Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 " О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы "

Для обеспечения рекультивации земель, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ постановило:

  1. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юр. лицами и гражданами осуществляется за счет собственных средств этих лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. В установленном порядке на эти цели возможно направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
  2. Комитету РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и другими заинтересованными министерствами, и ведомствами утвердить Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
Читайте также:  Почта россии сколько хранится посылка на почте

Инструктивно-методические документы и формы отчетности, а также разъяснения по вопросам рекультивации земель, снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы издаются Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Утверждение проекта рекультивации земель

Составленный проект, как говорилось выше, необходимо утвердить. После выбора инстанции, нужно отнести в нее свой проект и оставить заявление.

Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 16.11.2011 N Д23-4729 статьей 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.

Таким образом, утвердить проект рекультивации однозначно могут рассматривать к утверждению: федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, тогда как Росреестр не уполномочен согласовывать землеустроительную документацию. Однако, согласование проекта рекультивации с Росреестром необходимо.

Реализация мероприятий по рекультивации, согласно плана, должна проводиться под контролем заказчика или владельца земельного участка, либо по окончании работ произвести прием результатов работы уполномоченными органами в области землеустройства.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект рекультивации земель пишите нам — наши Контакты.

Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами: разработать и сдать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП и в области выбросов в атмосферный воздух: разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс.

20 июля вступает в силу Постановление Правительства РФ, которое в значительной мере меняет требования к проведению рекультивации и консервации нарушенных земель.

Восстановление нарушенных земель является важной государственной задачей, решение которой улучшает экологическую обстановку, обеспечивает возврат земель и создает условия для развития на них различных видов хозяйственной деятельности.

Однако долгое время в российской практике рекультивационных работ складывалась довольно печальная картина: работы по рекультивации земель после окончания деятельности, часто не проводилась или проводились только на бумаге. Внимание общественности неоднократно обращалось к данному вопросу, острая необходимость в изменении нормативной базы назрела уже давно.

Проведение работ по рекультивации нарушенных земель и консервации до настоящего момента регламентировались несколькими законодательными актами: постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и постановлением Правительства РФ от 2.09.2002г. №830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», которые через несколько дней утратят силу.

«Главный недостаток действующего природоохранного законодательства заключался в том, что большая часть существующих нормативно-правовых актов была посвящена проблемам использования и охраны земель, а не их восстановления. В условиях, когда четких требований нет, контроль не налажен, работать было сложно, — считает председатель «Эконадзора» Евгений Слюсарь. – Изменения, произошедшие в законодательстве сегодня, могут стать прочной основой проведения масштабных работ по рекультивации нарушенных земель, поскольку в документе прописаны более четкие и конкретные требования, которые не предполагают двусмысленности».

«Эконадзор» проанализировал основные изменения, касающиеся проведения работ по рекультивации и консервации земель.

Согласно документу, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.

Кроме того, рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат.

Проект рекультивации земель подготавливается в виде отдельного документа в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если они приведут к деградации земель и снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Проект рекультивации и консервации земель должен содержать раздел «Пояснительная записка», включающий: описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель, а также кадастровые номера земельных участков, сведения о границах земель в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, информацию о правообладателях земельных участков, сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования.

Читайте также:  Кого можно привлечь в качестве эксперта

Кроме того, в проекте должен присутствовать раздел «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», включающий экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации и консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения работ, описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации и консервации земель, обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель.

Раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель» должен включать состав работ по рекультивации или консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий, а также описание последовательности и объема проведения работ, сроки проведения работ, планируемые сроки окончания работ.

Раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» должен содержать локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации или консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации или консервации земель с привлечением средств бюджетной системы РФ.

В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации или консервации земель заявителю направляют уведомление о согласовании проекта.

В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

Завершение работ по рекультивации или консервации земель подтверждается актом, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации или консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию, а также в федеральные органы исполнительной власти.

Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Некоторые виды работ, проходящие на земле, предназначенной под сельскохозяйственное использование, могут нанести почве серьезный вред. Это могут быть строительные работы, прокладка подземных коммуникаций, разработка карьеров для добычи полезных ископаемых. В результате почва может просто перестать быть пригодной для выращивания на ней сельскохозяйственных культур.

Чтобы этого не произошло, проводится комплекс мероприятий по рекультивации земель. Из данной статьи можно узнать о цели и сути процесса рекультивации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Цель и суть процесса

Что же представляет из себя рекультивация? Согласно определению, зафиксированному в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. Технический этап включает в себя несколько мероприятий по подготовке земель к последующему использованию в сельском хозяйстве, это:

  • очистка поверхности от результатов произведенных работ (строительный мусор, обломки пород и так далее);
  • планировка и формирование откосов;
  • нанесение слоя плодородной почвы;
  • устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений.

Полный перечень работ, входящих в технический этап рекультивации, описан в п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83.

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы (агрофизических, биохимических и других). Этот этап проводится только после полного завершения технического этапа.

Для чего нужен проект?

Проект рекультивации земель (сокращенно его называют ПРЗ и КРЗ) описывает комплекс мероприятий, которые будут проведены для восстановления состояния земель сельскохозяйственного назначения, в рамках этапов, описанных выше (технический и биологический), на данном конкретном участке.

Весь перечень видов деятельности, при которых необходима подготовка и реализация проекта рекультивации земель, перечислен в статье № 78 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ.

Составление

Проект рекультивации может быть разработан организацией, которая проводит работы на земельном участке, самостоятельно либо сторонней организацией, которая специализируется в этой нише. Второй способ позволит снизить временные затраты на подготовку проекта и риск возникновения ошибок и недочетов в проекте.

Цена подготовки ПРЗ индивидуальна: она зависит от технологических параметров местности, предоставленных заказчиком. Как правило, стоимость подготовки такого проекта начинается со 100 тысяч рублей.

Читайте также:  Арбитражный суд москвы территориальная подсудность

Разработка ПРЗ состоит из четырех этапов.

  • На первом этапе осуществляются подготовительные работы: сбор планово-картографических данных, полевое исследование участка, исследование почвы и так далее.
  • На втором этапе выполняются необходимые изыскания – топографические, геологические, мелиоративные.
  • Затем специалисты переходят к составлению плана мероприятий и заполнению всех разделов проекта.
  • Финальным этапом является согласование проекта в государственных инстанциях.

В составе проекта входят следующие разделы:

  1. Описание природно-климатических, гидрогеологических и геоморфологических условий района размещения объекта.
  2. Данные о почвенно-растительном покрове, сведения о прогнозе нарушений земельных угодий.
  3. Описание проектных решений по проведению рекультивации – отдельно технического, отдельно биологического этапов.
  4. График проведения рекультивационных работ и их сметная стоимость.
  5. Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности и непосредственно природоохранных мероприятий.
  6. Технологические карты и сроки приема-передачи рекультивационных участков землевладельцам.
  • Скачать бланк проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения
  • Скачать пример проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения

Утверждение

Согласование

До того, как ПРЗ будет утвержден, он должен быть согласован со всеми заинтересованными сторонами. Конкретного перечня, утвержденного в законодательстве, нет. Все зависит от того, кто является собственником земли – государство или частная организация.

Именно с собственником нужно утвердить перечень сторон, с которыми требуется согласование. Это могут быть, помимо собственника, местные органы власти, организации, обслуживающие территорию (Водоканал, Лесхоз и другие), соседние организации, имеющие общие границы, пути сообщения, инженерные сети).

После того, как заинтересованные стороны согласовали ПРЗ, он направляется на утверждение. Никакую государственную пошлину за этот процесс платить не надо. Обычно экспертиза проводится не более месяца, один из экземпляров проекта рекультивации после экспертизы остается в ведомстве.

Кто утверждает?

В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства. Вопрос согласования и утверждения ПРЗ весьма индивидуален в каждом отдельном случае, поэтому прежде чем приступать к подготовке проекта, необходимо ознакомиться с региональным законодательством на этот счет. Актуальную информацию можно узнать в местном уполномоченном органе, связанном с природопользованием.

Сейчас утвердить проект во многих регионах можно при помощи многофункциональных центров государственных услуг. Для того чтобы понять, доступна ли эта услуга в вашем регионе, нужно найти соответствующую информацию на сайте МФЦ региона.

Перечень документов

Несмотря на то, что утверждение ПРЗ регулируется в каждом регионе отдельно, перечень документов является стандартным в большинстве случаев и включает в себя следующие документы:

  • Кадастровый номер земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.
  • Разрешение на использование земельного участка.
  • Информацию об общей площади земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, которые подлежат рекультивации.
  • (ОКАТО) территории, на которой расположен земельный участок.
  • ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ относительно юридического лица-заявителя.
  • Номер и дата решения (распоряжения, постановления) о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, подлежащего рекультивации, или кадастровый паспорт такого земельного участка.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
  • Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  • Локальный сметный расчет на проведение работ по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель.
  • Проект рекультивации в двух экземплярах.

Проект утверждается, как правило, в течение месяца.

Основания для отказа

После рассмотрения пакета заявителю направляется уведомление – либо об утверждении проекта, либо об отказе. Отказаться от утверждения проекта рекультивации ведомство может по следующим причинам:

  • Предоставление неполного пакета документов.
  • Предоставление неверных сведений.
  • Ошибки в проекте рекультивации, отсутствие в перечне необходимых для рекультивации данного участка сельскохозяйственных земель мероприятий.

Что делать дальше?

Что происходит после утверждения проекта рекультивации сельскохозяйственных земель?

После того, как ПРЗ утвержден, он может быть реализован. Реализация мероприятий, прописанных в проекте, должна происходить под строгим контролем заказчика (если работы по рекультивации проводит подрядчик) и собственника земель.

По окончанию работ собственник либо уполномоченные органы в области землеустройства в регионе (зависит от того, является ли участок земли частным или государственным) производят приемку работ, о чем составляется акт. Итоговая сдача объекта не может быть произведена без этих работ.

Проведение рекультивации по проекту, который не был согласован и утвержден, влечет за собой штрафные санкции от государства, кроме того, такие действия могут нанести непоправимый ущерб природе и состоянию сельскохозяйственных земель в регионе.

Штрафы за несвоевременно или неправильно произведенную рекультивацию могут составить от 400 до 700 тысяч для юридического лица, поэтому средства, потраченные на подготовку ПРЗ специалистами, в любом случае окупятся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector