Разворот на перекрестке по малому радиусу

Разворот по малому радиусу — спорный момент, который не прописан в правилах, вызывает множество вопросов не только у новичков, но и опытных автомобилистов.

К сожалению, до тех пор, пока этот пункт не будет разъяснен в правилах, однозначно ответить на вопрос можно или нет разворачиваться по малому радиусу невозможно.

Между тем вопрос очень важный, так как на кону не просто штраф, а лишение водительских прав.

Суть конфликта ГИБДД и водителей, выполняющих разворот по кратчайшей траектории

Конфликт между ГИБДД и водителями, которые совершают разворот по кратчайшему пути (малому радиусу) заключается в следующем.

ГИБДД считает, что разворачиваясь по малому радиусу, на дорогах с разделительной полосой в середине маневра водитель попадает на встречную полосу, поэтому таким водителям вменяют нарушение пункта 8.6 ПДД

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

а соответственно за такое нарушение применяется пункт 12.15 КоАП.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев

Вся тонкость состоит в том, что в пункте 8.6 ничего не сказано про разворот , и в ПДД нет точного определения пересечения проезжих частей, есть только определение перекрестка.

Правила разворота описаны в пункте 8.11 и 16.1 и они ничего не говорят о развороте по малому или большому радиусу

на пешеходных переходах;

в тоннелях;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
на железнодорожных переездах;
в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
в местах остановок маршрутных транспортных средств.

16.1. На автомагистралях запрещается:
разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

И поэтому между водителями и сотрудниками ГИБДД возникают постоянные споры.
Не смотря на то, что момент спорный, в случае, если суд примет сторону ГИБДД, то водителю грозит лишение прав за выезд на встречную полосу.

А судебная практика на сегодняшний день разнообразна.

В 2011 году вышла методическая рекомендация УГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08 марта 2011 года № 12/2-2455

Полностью можно ознакомится с ней в разделе Документы. В рекомендации сказано

Ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ наступает за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, только в случае нарушения Правил дорожного движения и, следовательно, действия водителя совершившего разворот по кратчайшей траектории не являются противоправными, поскольку Правилами дорожного движения не запрещены. В местах, где такой маневр несет реальную угрозу безопасности дорожного движения, необходимо решать данную проблему при помощи технических средств организации дорожного движения

Казалось бы, все сказано, но после 11 года неоднократно водители наказывались за разворот по малому радиусу и в Челябинске, и в Химках, и в Екатеринбурге, в Ростове и в Санкт-Петербурге.

Поэтому, к сожалению, данный маневр по-прежнему остается в серой неопределенной зоне.

Попробуем все- таки хоть как-то разобраться

Итак, рассмотрим все варианты.

Разворот по малому радиусу на дороге с одним пересечением проезжих частей

На дороге, с которой вы осуществляете разворот, нет разделительной полосы, а значит, есть только одно пересечение проезжих частей.

В этом случае можно разворачиваться по любому радиусу. Что даже указано на сайте ГИБДД в разъяснениях.

Рисунок с сайта ГИБДД

Хотя там они указали Т-образный перекресток, можно разворачиваться и на обычном перекрестке, если у него нет разделительной полосы.
И, что важно, такой поворот возможен, если на перекрестке нет сплошной линии разметки .

Разворот на перекрестке где есть разделительная полоса

Почему акцент делается именно на разделительной полосе? Потому что именно она создает, то опасное направление движения автомобиля в лоб встречному движению, за которое и штрафуют водителей. Чем шире полоса, тем дольше происходит такое движение и тем серьезнее будет кара. Можно легко представить к чему может привести такой разворот на регулируемом перекрестке, если вы замешкаетесь, а встречные машины начнут движение. Но самое опасное выполнять такой разворот на нерегулируемом перекрестке. Тут уж до серьезной аварии остается полшага.

Но в том случае, когда разделительная полоса заканчивается до пересечения проезжих частей, разворот по малому радиусу можно делать, собственно для этого полоса и не доведена до конца. И если сотрудник ГИБДД вас остановит, в этом случае вы можете отстаивать свою позицию с полным ощущением правоты, так как вы ни секунды не находитесь на встречной полосе при таком маневре.

Но при этом надо еще помнить о пешеходном переходе. На пешеходном переходе как гласит пункт 8.11 ПДД разворачиваться нельзя. Поэтому если при развороте по малому радиусу, вы видите, что будете попадать на пешеходный переход, то опять- таки придется разворачиваться по большому радиусу. Правда, за разворот на пешеходном переходе положен лишь штраф 500 рублей

Читайте также:  Работа в полиции тольятти

статья 12.14 часть 2 КоАП

2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса,
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

если вы видите, подъезжая к перекрестку, что осуществляя разворот по малому радиусу, вы какое-то время поедете в лоб встречному движению, значит, такой разворот делать опасно, конфликт с ГИБДД очень вероятен. Следовательно, во избежание проблем, надо разворачиваться за центром перекрестка.

Чем шире разделительная полоса, тем не безопаснее для вас самих. Любая минимальная задержка, меняется сигнал светофора, и вы действительно оказываетесь на встречной полосе. На нерегулируемом перекрестке вы при таком развороте сразу оказываетесь на встречной полосе.

Также нельзя разворачиваться по малому радиусу, если в момент разворота попадете на пешеходный переход, и если на перекрестке есть сплошная линия (в реальной жизни найти перекресток со сплошной линией практически невозможно, кроме как на картинке на сайте ГИБДД)

Однако, если у вас есть достаточно сил и времени, чтобы спорить с инспектором и судиться, то у вас есть шансы выиграть дело, в виду того, что правила такой разворот впрямую не запрещают.

Несколько лет назад сотрудники ГАИ, используя неоднозначное толкование пункта 8.6 ПДД, массово привлекали к ответственности водителей за разворот по малому радиусу (короткой траектории) на перекрёстке. В крупных городах все водители привыкли так ездить и привлекать к ответственности можно было практически каждого водителя. Сколько же было обсуждений и споров, все пытались найти правду. Давайте попробуем найти решение этой проблемы.

Как водители нарушали

В предыдущей статье я описал проблему определения границ пересечения проезжих частей. Если определять границы пересечения проезжих частей по первому методу из статьи, то есть по классическому методу, то на перекрёстках, где одна из дорог с разделительной полосой до перекрёстка, мы получаем два пересечения проезжих частей.

На схеме ниже водитель при развороте или повороте налево выезжает с первого пересечения проезжих частей и оказывается на стороне дороги, предназначенной для встречного движения.

Для привлечения водителей к ответственности сотрудники ГАИ использовали неоднозначный пункт 8.6 ПДД, а мировые судьи их в этом поддерживали.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Ответственность наступала по части 4 статьи 12.15 Коап РФ.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В обсуждения на форумах и в социальных сетях приводилась масса аргументов почему сотрудники ГАИ правы и почему они неправы. Информация до сих пор есть в интернете, обсуждать всё это не вижу смысла, так как здесь проблема в законодательстве, в текущей редакции невозможно однозначно говорить о чём-то.

Давайте лучше рассмотрим другую схему, где вместо разделительной полосы у нас трамвайные пути. По-прежнему, если использовать классический метод определения границ пересечения проезжих частей, мы получим два пересечения проезжих частей. Водители также совершают разворот и поворот налево.

При выезде с первого пересечения проезжих частей водители также оказываются на стороне встречного движения, то есть снова происходит нарушение пункта 8.6 ПДД.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Но по части 4 статьи 12.15 Коап РФ ответственность наступает за выезд на полосу встречного движения, а не сторону дороги.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Так как трамвайные пути не являются проезжей частью, то полос движения на них быть не может, ведь полоса движения это элемент проезжей части.

"Проезжая часть" — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

"Полоса движения" — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Казалось бы, нарушение прежнее по сути, но из-за недостатков в законодательстве возникают вопросы.

В результате, из-за возмущения общественности, вероятно, было дано указание прекратить практику привлечения водителей за подобные нарушения и вопрос пока что закрыт, но проблема в законодательстве не решена.

Разворот это два поворота налево

Давайте снова рассмотрим пункт 8.6 ПДД. В нём речь идёт о повороте (направо, налево), но не про разворот.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Привлекаемые к ответственности водители ссылались на то, что совершали разворот, а не поворот, и привлекать их к ответственности нельзя. И ведь действительно так, казалось бы.

Читайте также:  Приказ о введении дополнительной печати организации образец

Инспекторы ГАИ тогда придумали решение и этой проблемы — разворот это два поворота налево. И суды снова с ними согласились.

Если же не играть словами, а действительно прочитать и понять ПДД, то становится понятно, что на перекрёстке водитель может выполнить лишь определённые действия: осуществить движение прямо, совершить поворот налево, направо или разворот. Никаких двух поворотов налево на перекрёстке не может быть.

Получается, что в случае разворота с последующим выездом на сторону встречного движения не происходит нарушения пункта 8.6 ПДД, хотя по смыслу такое нарушение аналогично повороту с последующим выездом на сторону встречного движения.

Второй метод определения границ пересечения проезжих частей

Как я писал выше, в предыдущей статье был приведён второй метод определения границ пересечения проезжих частей. На схеме ниже перекрёсток, где одна из дорог с разделительной полосой до перекрёстка. Здесь мы получаем одно пересечение проезжих частей.

Казалось бы, вот оно решение проблемы. Использовать второй метод определения границ пересечения проезжих частей. Но не тут-то было, если вместо разделительной полосы у нас трамвайные пути, то снова получаем два пересечения проезжих частей.

Всё дело в том, что трамвайные пути по определению не являются проезжей частью и поэтому, в данном случае, делят одно пересечение проезжих частей на два.

Нет пересечения проезжих частей

В предыдущей статье я описал проблему определения границ пересечения проезжих частей и там же указал, что не на каждом перекрёстке проезжие части дорог пересекаются. Такое происходит в случае примыкания или разветвления дорог.

"Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

В таком случае пункт 8.6 ПДД вообще перестаёт работать.

Решение проблемы

Существует единственно верное решение проблемы. Необходимо внести изменения в пункт 8.6 ПДД. И всё встанет на свои места.

8.6. Поворот (разворот) должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей перекрёстка транспортное средство не оказалось на стороне (полосе) встречного движения.

Границы перекрёстка определены в ПДД и они идеально подходят для сегодняшних реалий.

"Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Также в такой редакции пункт 8.6 ПДД начинает работать на перекрёстках, где нет пересечений проезжих частей (примыкание и разветвление дорог).

Понятно, что такое изменение и его последствия необходимо тщательно продумать. На данный момент я не вижу никаких существенных последствий.

Всем привет! Недавно меня остановили сотрудники ГИБДД и инкриминируют мне нарушение п. 8.6. Правил дорожного движения. Был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. 30 марта будет суд. Прилагаю сюда возражение по данному манёвру, может кому будет интересно. У ИДПС это хлебное место. У них уже есть заготовленная стопка схем нарушения (смотрите фото). Они в эту схему вписывают ФИО человека, данные авто и всё, клиент готов, давай следующего. Сотрудников не интересуют другие нарушения, непристегнутый ремень, не включен свет, ведь за эти нарушения много не заработаешь.

Мировому судье судебного участка № 8
Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Содружества, д.84
Заявитель: ___________
Адрес проживания: Ростовская область,
г. Ростов-на-Дону, ул. _______________
телефон: ______________

ВОЗРАЖЕНИЯ
по протоколу ____________об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ

В отношении ______________ 14 марта 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Как следует из протокола, существо совершенного мною правонарушения состоит в том, что 14 марта 2018 года на перекрестке ул. Жданова и пр. Маршала Жукова при повороте налево я выехал на полосу встречного движения, чем нарушил п. 8.6. Правил дорожного движения.

С указанным протоколом я не согласен, считаю, что в моих действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ по следующим причинам.
В протоколе указано, что прилагается схема моего правонарушения. По схеме видно, что я не поворачивал налево, а разворачивался.
Пункт 8.6 ПДД гласит что: Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Т.е. пункт 8.6 ничего не говорит о развороте, речь идет только о повороте. И единственное что тут смогли придумать сотрудники ГИБДД это сказать, что разворот это не что иное, как 2 поворота налево. В тексте правил на данный момент отсутствует определение понятия разворот и поворот, что и дает инспекторам вольность трактовки. Однако понять то, что это совершенно разные маневры, можно взглянув на знаки 3.18.2 и 3.19 и прочитав подписи к ним. Также это следует и из других пунктов правил, где эти маневры разделены и упоминаются по отдельности.
Также в ПДД нигде нет указаний на то, каким образом определять границы пересечения проезжих частей на перекрестке их количество. Вероятнее всего, все с автошколы привыкли считать, что если дорога имеет разделительную полосу, которая прерывается на перекрестке, то нужно мысленно провести эту полосу на перекрестке и посчитать количество пересечений проезжих частей. Ничего подобного в ПДД вы не найдете. Если дорога имеет разделительную полосу, которая прерывается на перекрестке, то дорога имеет 2 проезжие части до перекрестка и 2 после него. Ну вот на самом перекрестке, проезжая часть 1 и нигде в правилах не сказано, что надо мысленно делить перекресток, чтобы посчитать количество и границы пересечений проезжих частей. К тому же участок перекрестка в створе разделительной полосы тоже является пересечением проезжих частей. Доказать это очень просто. Он находится внутри границ перекрестка. «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Следовательно, все что находится внутри границ перекрестка, принадлежит всем пересекаем дорогам. А раз он предназначен для движения безрельсовых транспортных средств, значит, это проезжая часть. («Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.) Если это проезжая часть принадлежащая обеим дорогам, значит это пересечения проезжих частей.
А вот что еще интересней пункт 8. 6 ПДД, говорит нам о том, как нам выезжать с пересечения проезжих частей покидая перекресток, и не касается выезда с пересечения проезжих частей в пределах границ перекрестка. Понять, почему это так тоже просто. Какая сторона для нас встречная в пределах перекрестка? Сторона, которая была для нас встречной до въезда на перекресток. И именно этому встречному направлению мы должны уступать, совершая поворот налево, согласно пункту правил 13.4 и 13.12. На поперечной дороге для нас нет встречного направления это пересекаемые направления, встречными они могут стать лишь тогда, когда мы выедем с перекрестка, повернув на поперечно дорогу.
Но самое интересное в том, что нарушение пункта правил 8.6, не влечет за собой ответственности по части 4 статьи 12.15 КОАП РФ. Потому что пункт 8.6 устанавливает правила маневрирования, о чем говорит нам название главы 8 ПДД (8.Начало движения, маневрирование). А ответственность по части 4 статьи 12.15 КОАП РФ наступает только за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части (9.Расположение транспортных средств на проезжей части), встречного разъезда или обгона (11.Обгон, опережение, встречный разъезд), что можно увидеть из названия статьи 12.15 КОАП РФ (12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона). То есть за выезд на полосу встречного движения в нарушение пункта из разделов правил дорожного движения, 9 и 11.
Со слов ИДПС моё правонарушение видел один сотрудник, который вписан в протоколе свидетелем, второй сотрудник не видел правонарушение, он составлял протокол на другого человека. От места, где стоял сотрудник ГИБДД и фиксировал правонарушение, до места правонарушения около 150м, место расположения сотрудников могут подтвердить свидетели (_____________ и ____________). На перекрёстке нет разметки, на которую мог бы ориентироваться сотрудник. Ширина проезжей части около 6м, на которую я якобы выехал. Какова вероятность с расстояния 150м. с точностью до нескольких метров определить траекторию разворота? Недавно моя жена училась на права, и я вместе с ней разбирал ПДД. Я живу не далеко от этого перекрёстка и несколько раз в день я проезжаю его, я знаю, как по правилам нужно проезжать этот перекрёсток. Я стараюсь не нарушать ПДД, за последний год у меня, кажется, не было ни одного нарушения. Если суд решит что с расстояния 150м. на дороге без разметки сотрудник может определить траекторию разворота с точностью до нескольких метров и этого из доказательств будет достаточно, то я готов понести ответственность. У меня есть жена и маленький ребенок. Автомобиль это мой единственный способ заработка. Я работаю авто экспертом. Каждый день я передвигаюсь на автомобиле и перевожу людей. Прошу не лишать меня прав, а понести альтернативное наказание.
К данному возражению прилагаю:
1. Методические рекомендации УГИБДД главного УВД по санкт Петербургу и ленинградской области начальникам территориальных отделов Госавтоинспекции.
2. Ответ заместителя начальника В. Черных УГИБДД главного УВД по санкт Петербургу и ленинградской области Ефремову Б.Д.
3. Фото перекрестка и места расположения сотрудников ГИБДД.
4. Фото расстояние от места расположения сотрудников ГИБДД до перекрестка, посчитанное при помощи яндекс карт.
В протоколе кроме схемы административного правонарушения и вписанного сотрудника ГИБДД инспектором, других материалов не прилагается.

Читайте также:  Мотивированное или мотивировочное решение

В моем случае отсутствует как само событие административного правонарушения, так и состав административного правонарушения.

На основании выше изложенного,
Прошу суд:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector