Реорганизация филиала в обособленное подразделение

Содержание

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация была реорганизована в форме присоединения к другой организации и прекратила свою деятельность. Вместе с тем прекратившая деятельность организация до момента внесения записи в ЕГРЮЛ имела филиалы и иные обособленные подразделения.Несмотря на то что была внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в результате реорганизации, налоговые инспекции по месту постановки на учет филиалов и обособленных подразделений автоматически не отразили в учете информацию о прекращении деятельности данных обособленных подразделений.
Обязана ли налоговая инспекция, которая внесла запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, передать информацию об этом другим налоговым инспекциям?
Лежит ли на организации-правопреемнике обязанность подавать сообщение в налоговые инспекции о прекращении деятельности обособленных подразделений реорганизованной организации?

Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

На основании п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, снятие его с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в ЕГРЮЛ. По смыслу этой нормы, с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации она подлежит снятию с учета не только в налоговом органе по месту ее нахождения, но и во всех иных налоговых органах, в которых она по каким-либо основаниям состояла на налоговом учете (в том числе и в налоговых органах по месту нахождения имевшихся у организации филиалов и иных обособленных подразделений). Иное означало бы возможность налогового учета ликвидированной организации, что не соответствует ни налоговому, ни гражданскому законодательству.

Читайте также:  Протокол о создании гаражного кооператива

Более того, согласно положениям ст.ст. 83-84 НК РФ постановка на учет и снятие с учета организации по месту нахождения ее филиалов и иных обособленных подразделений во всех случаях осуществляются на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, то есть в соответствии со сведениями, фиксируемыми в указанном реестре в ходе процедур государственной регистрации. Предусмотренная пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика сообщать в налоговый орган о закрытии филиала (обособленного подразделения), на наш взгляд, возникает только в случае принятия самостоятельного решения о прекращении деятельности через соответствующее подразделение. Если такая деятельность прекращается автоматически (например, в связи с ликвидацией организации), сообщать в налоговый орган о закрытии подразделения, на наш взгляд, не требуется. В любом случае отсутствие такого сообщения не препятствует снятию организации с налогового учета по месту нахождения ее филиала при изменении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Снятие организации с налогового учета в этом случае, как следует из НК РФ, осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика и исключительно на основании сведений, предоставляемых налоговым органом, осуществившим снятие организации с учета (п. 3.5 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, письмо ФНС России от 21.06.2011 N ПА-4-6/9802@).

Поэтому, если по каким-либо техническим причинам присоединенная организация не снята с налогового учета в налоговых органах, где она состояла на учете по месту нахождения ее обособленных подразделений (филиалов), указанные в вопросе действия налоговых органов не создают каких-либо обязанностей для организации-правопреемника.

К сведению:

Вместе с тем нельзя не указать на то обстоятельство, что положения налогового законодательства, не обязывая правопреемника присоединенной организации предпринимать какие-либо меры, направленные на снятие присоединенной организации с учета в налоговых органах по месту нахождения ее филиалов и иных подразделений, в то же время и не содержат норм, в соответствии с которыми при указанных в вопросе обстоятельствах постановка на учет организации-правопреемника по месту нахождения таких подразделений осуществляется "автоматически".

В связи с этим в случае, если деятельность по месту нахождения обособленных подразделений присоединенной организации будет продолжена уже организацией-правопреемником, последняя должна будет уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

21 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нередки случаи, когда существование филиала перестало приносить прибыль и стало неэффективным для общества, в таком случае филиал подлежит ликвидации или реорганизации.

Для чего создаются филиалы?

Филиал предприятия представляет собой обособленное подразделение, выполняющее часть функций организации за его пределами. Также филиал может функционировать в полном объеме, представляя отдельную фирму.

Филиал не является отдельным юридическим лицом, поэтому проводит свою деятельность в интересах предприятия, частью которого является. Ответственность за деятельность филиала в данном случае полностью возлагается на организацию, которому он принадлежит

Филиал организации ведет свою хозяйственную деятельность в соответствии с положениями и утверждением генерального директора общества. При создании филиалов в устав предприятия вносятся соответствующие изменения.

Читайте также:  Берут ли наркозависимых в армию

Филиалы могут иметь собственные расчетные счета в банках и собственное имущество, в этом случае баланс филиала входит в сводный баланс организации.

Филиалы создаются для выполнения деятельности предприятия без его реорганизации и создания нового юридического лица.

Управление филиалом предоставляется доверенному лицу собственника. В доверенности на право пользования и распоряжения имуществом оговариваются пределы правления и право на произведение юридических операций от имени общества.

В случае нарушений сделки признаются обществом недействительными с момента их заключения, а управляющий филиалом несет ответственность за недобросовестный подход к выполнению обязанностей.

Причинами ликвидации чаще всего является:

  • Убыточность филиала предприятия.
  • Ликвидация юридического лица, которому принадлежит филиал.

Реорганизация филиала

Филиал в ходе своего существования может быть перестроен в юридическое лицо. Регистрация филиала как отдельной организации проводится путем реорганизации головного предприятия и выделения из него отдельной фирмы.

В этом случае филиал разделяет права и обязанности с основным предприятием, а так же ему присваивается имущество пропорционально объему прав и обязанностей.

Первым этапом реорганизации предприятия является проведение общего собрания учредителей. На нем выносят окончательный вердикт о реформе, утверждают разделительный баланс и устав и выбирают руководство новообразованной фирмы.

После проведения собрания участников общества следует оповестить ФНС и кредиторов о принятом решении. В Федеральную налоговую службу необходимо подготовить ряд документов:

  • Утвержденные собранием учредительные документы новообразованной организации.
  • Решение учредителей головной организации о реорганизации предприятия.
  • Разделительный баланс и положение о правопередаче.
  • Квитанцию об уплате госпошлины.
  • Документацию, подтверждающую уведомление кредиторов.

Филиал принимает на себя обязательства юридического лица после регистрации его в Едином государственном реестре.

Ликвидация филиала

Причиной закрытия филиалов чаще всего служит неэффективность их существования для основного предприятия. Так как филиал не является отдельным юридическим лицом, законодательство не устанавливает порядок закрытия. Алгоритм обязательных действий определяет опыт предпринимателей в рыночных отношениях.

Решение о ликвидации филиала принимается собранием учредителей. В соответствии с вынесенным вердиктом происходят изменения в уставе организации. После проведенного собрания необходимо представить ИФНС следующие документы:

  • Заявление на внесение изменений в устав.
  • Вердикт общего собрания об изменении учредительных документов организации.
  • Перечень изменений, которые необходимо внести в устав компании.
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Ликвидация филиала считается завершенной после регистрации изменений и выпуска бумаги, подтверждающей их.

В случае, если происходит ликвидация организации полностью, закрытие филиалов происходит автоматически, так как они являются частью компании.

Особенности ликвидации филиала

При ликвидации филиала могут возникнуть определенные трудности, одна из таких – увольнение персонала.

Если филиал и головная организация находятся на одной территории, увольнение сотрудников происходит как сокращение штата. В этом случае порядок действий таков:

  • Издание приказа о предстоящем сокращении.
  • Оповещение сотрудников и предложение им другой работы в соответствии с квалификацией сотрудника.
  • Уведомление центра занятости населения.
  • Увольнение.

В случае, если филиал значительно удален от основной фирмы, сотрудники уведомляются о ликвидации за два месяца. При увольнении организация обязана выплатить сотрудникам фактическую заработную плату на момент увольнения, оплатить неиспользованный отпуск и выплатить компенсацию в размере двух среднемесячных заработных плат.

Реорганизация и ликвидация филиала — сравнительно простая процедура, если соблюдать установленные правила. Процедуру можно провести как самостоятельно, так и обратиться к специалистам, которые помогут провести реформы без неприятных последствий.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Филиал преобразован в обособленное подразделение. Какие изменения нужно внести в кадровые документы?Заранее спасибо за ответ

Ответ

Ответ на вопрос:

Читайте также:  Право наследство после смерти бабушки

Нужно оформить перевод сотрудников в ОП.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

За что ГИТ будет штрафовать кадровиков.

Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Организации необходимо будет встать на учет по месту нахождения такого подразделения в налоговой инспекции (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Если организация создает обособленное подразделение в иной форме, нежели филиал или представительство, то она должна уведомить об этом налоговую инспекцию по своему местонахождению в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (подп.3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого необходимо направить сообщение по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № МMВ-7-6/362@. На основании данного сообщения налоговая инспекция поставит организацию на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения в течение пяти дней с момента получения сведений (п. 4 ст. 83 и п. 2 ст. 84 НК РФ).

Теперь что касается кадровых процедур.

Переход сотрудников из филиала в ОП, расположенными в одной местности, в случае, если филиал был указан в трудовом договоре (у Вас он был указан), нужно оформить постоянный перевод сотрудников в пределах одной организации. Это следует из положений части 3 статьи 72.1 Трудового кодекса РФ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Популярные вопросы

1. Ситуация: Как оформить постоянный перевод сотрудника из одного филиала организации в другой. Филиалы расположены в разных местностях, должность сотрудника не меняется

Перевод следует оформить по общим правилам постоянного перевода в пределах одной организации. Это правило действует независимо от того, был филиал указан в трудовом договоре сотрудника или нет.

Объясняется это следующим. Переводом признают изменение структурного подразделения, в том числе если новое подразделение расположено в другой местности. При этом под другой местностью понимают местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Такой вывод следует из положений частей 1 и 3 статьи 72.1 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, перевод сотрудника из одного филиала в другой, который расположен в другой местности, при сохранении должности независимо от того, был филиал указан в трудовом договоре сотрудника или нет, нужно оформить как постоянный перевод в пределах одной организации. О порядке документального оформления такого перевода см. Какие документы нужно оформить при переводе сотрудника в пределах одной организации.

Внимание: переход сотрудника между филиалами, расположенными в одной местности, в случае если филиал не был указан в трудовом договоре, при сохранении должности оформляют по правилам перемещения. А если филиал был указан в трудовом договоре, то даже при переходе сотрудника между филиалами, расположенными в одной местности, придется соблюдать процедуру постоянного перевода сотрудника в пределах одной организации. Это следует из положений части 3 статьи 72.1 Трудового кодекса РФ.

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector