Реорганизация и ликвидация оао

1. Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права

Список используемой литературы

Предметом настоящего а являются процедуры реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права в Российской Федерации. Законодательство не содержит определения реорганизации, давая определения лишь пяти существующим формам реорганизации, каковыми являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Например, при любой форме реорганизации акционерного общества происходит передача его прав и обязанностей правопреемникам. В этом заключается существенное отличие создания и прекращения данной организационно-правовой формы юридических лиц при реорганизации от обычного учреждения или ликвидации акционерного общества. Реорганизация соединяет в себе такие элементы, как создание и прекращение субъекта права, и добавляет третий — правопреемство. Несмотря на то, что большинство вопросов, связанных с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, достаточно детально урегулировано законодательством РФ, процедура реорганизации описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при проведении реорганизации, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий.

Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее не затронуть. Примеры слияния и присоединения пока достаточно редки, поскольку рыночная экономика России еще достаточно молода. Но тенденции развития не оставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия заставят предприятия объединяться, чтобы не только преуспеть, но и выжить в жесткой конкурентной борьбе. Такие объединения могут происходить, в частности, путем реорганизации в форме слияния или присоединения.

1. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

Реорганизация субъектов хозяйственного права

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченными на то ее учредительными документами. Реорганизация может также осуществляться помимо воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе. Например, в соответствии с Законом о конкуренции государственный антимонопольный орган может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Так, внешний управляющий выступает от имени реорганизуемого лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 указанного выше Закона на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования.

В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации. При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении — в разделительном балансе. К передаточному акту и разделительному балансу предъявляются следующие требования: они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами; эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации; передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесении изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них сведений о правопреемстве по обязательствам влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательство содержит нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего, это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая организация. При этом кредиторы вправе требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства. Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Регистрация возникших при реорганизации новых организаций, а также внесение необходимых сведений в государственный реестр происходит в общем порядке.

Ликвидация субъектов хозяйственного права

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта хозяйственного права без правопреемства. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта не переходят к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ. .Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, которым предоставлено такое право (в отношении федеральных предприятий — Мингосимущество РФ). Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению Правительства РФ. В ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана. Особо следует отметить такое основание, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. При наличии такого основания учредители юридического лица должны принять решение о его ликвидации, в противном случае она будет осуществлена в принудительном порядке.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые ее основания обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это — осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены по другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ, а не каким-либо иным актом.

Ликвидационный процесс включает несколько этапов. На начальном этапе учредители организации либо орган, принявший решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности и юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр сведений о том, что лицо находится в процессе ликвидации. Поскольку в соответствии с законодательством этот реестр является открытым для всеобщего ознакомления, данной информацией могут воспользоваться заинтересованные лица (кредиторы, потенциальные контрагенты, инвесторы и др.). По согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, учредители (участники) лица или орган, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия наделяется функциями ликвидатора. В случае, когда ликвидация происходит по решению суда, им может быть предусмотрено возложение на учредителей (участников) либо орган юридического лица обязанности осуществления ликвидации.

На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжают существовать в качестве субъектов хозяйственного права. Полномочия по управлению делами Юридического лица осуществляет ликвидационная комиссия, в частности, ей предоставляется право от имени ликвидируемого лица выступать в суде. На следующем этапе ликвидационная комиссия публикует в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, извещение о ликвидации предприятия и о порядке и сроках предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В обязанности ликвидационной комиссии входит формирование активов и пассивов предприятия. С этой целью ею выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» инвентаризация в данном случае осуществляется в обязательном порядке.

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, к которому предъявляют следующие требования по форме и содержанию: он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию; баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Значение промежуточного ликвидационного баланса состоит в том, что: в соответствии с ним осуществляется удовлетворение требований кредиторов. Он подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок; удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса; на основе данных баланса делается вывод о достаточности денежных средств предприятия для удовлетворения требований кредиторов. В противном случае ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Признанные ликвидационной комиссией требования кредиторов удовлетворяются из имеющихся у лица денежных средств, из сумм, вырученных от продажи имущества, в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. ГК установил пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого субъекта оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. До утверждения ликвидационного баланса кредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или кому отказано в удовлетворении, имеют право обратиться в суд с исками к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда было отказано. Исключение из приведенного правила предусмотрено для казенных предприятий, по долгам которых в случае недостаточности их имущества субсидиарную ответственность несет РФ. Свои требования кредиторы могут адресовать и другим лицам, которые в соответствии с законом пли учредительными документами также несут субсидиарную ответственность по долгам ликвидируемого лица. Такими лицами являются, в частности, участники полного товарищества и полные товарищи в товариществе на вере, участники общества с дополнительной ответственностью, члены кооперативов.

Читайте также:  Как поменять год рождения в паспорте незаметно

Процесс ликвидации включает в себя также процедуры проверки удовлетворения требований перед государством и государственными внебюджетными социальными фондами и снятие с учета. Порядок снятия с учета в налоговом органе определен ст. 84 ГК РФ и приказом Госналогслужбы РФ. С этой целью в государственную налоговую инспекцию по месту постановки субъекта на учет ликвидационная комиссия представляет: заявление установленной формы о снятии с учета; копию распорядительного документа, подтверждающего, принятие решения о ликвидации (решение общего собрания учредителей или суда); копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии; промежуточный ликвидационный баланс. Налоговая инспекция принимает решение о проведении документальной проверки ликвидируемого юридического лица. Процедура снятия с учета в налоговой инспекции считается завершенной после выдачи ликвидационной комиссии информационного письма о снятии с учета.

После погашения долгов комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию. Затем ликвидационная комиссия закрывает счета в банке. Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный капитал юридического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

В орган государственной регистрации ликвидационная комиссия представляет следующие документы: заявление ликвидационной комиссии с просьбой об исключении субъекта из реестра; протокол общего собрания учредителей с решением о ликвидации юридического лица и создании ликвидационной комиссии или решение суда о ликвидации; печатное издание с опубликованным объявлением о ликвидации юридического лица; утвержденный ликвидационный баланс; справки из налоговой инспекции и из государственных внебюджетных социальных фондов о снятии с учета; справки из банка о закрытии счетов; письмо из Российского статистического агентства об аннулировании классификационных кодов; справку из органов внутренних дел о сдаче на уничтожение печати и штампов юридического лица; справки из архива о приеме на хранение первого экземпляра устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации. В архив сдается также первый экземпляр карты постановки на учет налогоплательщика.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Действующее законодательство обходит молчанием многие вопросы, связанные с проведением реорганизации; главным пробелом является отсутствие специального регулирования вопросов правопреемства при реорганизации, ГК РФ лишь ссылается на универсальное правопреемство при реорганизации, никак не определяя этот институт, этот пробел имеется и в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26,12,95 г. № 208-ФЗ.

Создание должного правового регулирования института реорганизации предприятий видится одним из насущных вопросов современного российского права. По мере усложнения общественных отношений возникает потребность в их регулировании. Так и в данном случае — необходимость правового регулирования процедуры реорганизации появилась по прошествии определенного времени после появления различных форм и видов субъектов хозяйствования. Едва начавшиеся исследования института реорганизации в дореволюционной России были прерваны и, по большому счету, еще не возобновились. В настоящее время вопросы реорганизации рассматриваются в рамках общих обзоров института юридических лиц, в юридической литературе встречаются мнения по отдельно взятым аспектам реорганизации, становится ясной не только теоретическая, но и практическая необходимость комплексного изучения этого правового института.

Список используемой литературы

1. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/Под ред. Г.П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 № 44;

2. Банкротство. Правовое регулирование. Методические рекомендации. – М.: «Ось-89», 2000. – 176 с.;

3. Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. – М.: «Статут», 2001. – 207 с.;

4. Овчаренко М.В. Реорганизация юридических лиц (комментарий законодательства, налогообложение и бухгалтерский учет, судебная практика, формы документов). – М.: Юрайт-М, 2001. – 304 с.;

5. Предпринимательское право: Учебник/под ред. Е.П.Губина. – М.: Юристъ, 2004. – 416 с.;

6. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник в 2 т., Т.1. – М.: Юристъ, 2001. – 727 с.;

7. Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 208 с.;

8. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» ото 26.10.02. №127-ФЗ, принят Государственной Думой 27.09.02., одобрен Советом Федерации 16.10.02.

Читайте также:

  1. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА 1 страница
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА 2 страница
  3. Акционерные общества
  4. Акционерные общества
  5. Акционерные общества (АО).
  6. Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми.
  7. Акционерные общества и акционерное право в советский и постсоветский периоды
  8. Акционерные общества.
  9. Акционерные общества.
  10. Акционерные общества.
  11. Акционерные общества.
  12. Акционерные общества: понятие, виды, специфика правового статуса, права и обязанности акционеров, органы управления, права на имущество.

Согласно п. 1 ст. 105 ГК РФ общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о реорганизации или ликвидации общества, т.е. инициировать процедуру добровольной реорганизации или ликвидации.

Принудительная реорганизация общества возможна только в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и только в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 57 ГК). Принудительная ликвидация общества возможна только по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК (абз. 3 п. 2 ст. 61, п. 4 ст. 61, абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК).

Порядок реорганизации АО определяется ст. ст. 57 — 60 ГК, ст. ст. 15 — 20 Закона об АО и ст. 38 Закона о защите конкуренции.

Ликвидация акционерного общества регламентируется ст. ст. 61 — 65 ГК и ст. ст. 21 — 24 Закона об АО.

Требование о принудительной ликвидации АО может быть предъявлено в суд органом, которому соответствующее право предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Согласно п. 2 ст 105 ГК РФ АО может быть преобразовано не только в коммерческие организации (общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив), но и в некоммерческую организацию. В абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО уточняется, что акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров.

Изменение типа акционерного общества (преобразование ОАО в ЗАО или наоборот) не является реорганизацией юридического лица, так его организационно-правовая форма не изменяется. Следовательно, нормы ГК и Закона об АО, касающиеся реорганизации общества, в таких случаях не применяются. Преобразование АО одного типа в АО другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Статья 97. Публичное акционерное общество

1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

Акционерное общество вправе представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

Публичное акционерное общество приобретает статус публичного в отношениях с акционерами и потенциальными приобретателями ценных бумаг такого общества со дня принятия решения уполномоченным органом акционерного общества о внесении соответствующих изменений в устав такого общества.

2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам настоящего Кодекса, закона об акционерных обществах и законов о ценных бумагах, установленным в отношении публичного акционерного общества.

3. В публичном акционерном обществе создается наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти.

4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии возлагаются на независимую организацию, профессионально осуществляющую такую деятельность.

5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.

6. Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

7. Дополнительные требования к созданию и деятельности публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

Вопрос №2.ДОГОВОР ПОДРЯДА (ПОНЯТИЕ, ХАРКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ)

Подрядным отношениям посвящена гл. 37 ГК (ст. 702 — 768).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

Договор подряда принадлежит к группе договоров, направленных на выполнение работ и оказание услуг. Это позволяет отграничить договор подряда от обязательств иной направленности (передача имущества в собственность или во временное пользование, передача имущества в собственность с условием возврата такого же количества имущества того же рода и качества и т.д.). Специфика направленности на выполнение работы наиболее характерно проявляется при сравнении купли-продажи и подряда, предусматривающего передачу заказчику права собственности на результат работы. И купля-продажа, и названная разновидность подряда имеют одинаковую конечную цель — передача имущества в собственность контрагенту. Однако для участников подрядных отношений недостаточно просто передачи имущества в собственность, как это происходит при купле-продаже. В сфере их экономических интересов оказывается процесс изготовления имущества и осуществление контроля за этим процессом. В договоре купли-продажи регламентируется только то поведение отчуждателя, которое связано с передачей обусловленного имущества, а в подрядном правоотношении регулирования требует прежде всего деятельность по изготовлению вещи. Предметом подряда может быть только такой результат, которого еще не существует на момент заключения договора и который должен быть достигнут подрядчиком в процессе выполнения работы.

Особенность подряда, отличающая его от договоров, направленных на оказание услуг, выражается в том, что целью подрядной работы является достижение результата, отделимого от самой работы. Договор подряда не может считаться исполненным, если работа выполнена, но результат (хотя бы частичный) не достигнут. Этот квалифицирующий признак позволяет отграничить подряд, в частности, от договора возмездного оказания услуг, который направлен на достижение результата, неотделимого от самой услуги, иными словами, результата, потребляемого в процессе оказания услуги.

Договор подряда определен законодателем как возмездное обязательство: заказчик получает встречное удовлетворение в виде результата работы, а подрядчик — в виде соответствующей оплаты.

Согласно п. 2 ст. 702 ГК к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами об этих видах договоров.

Читайте также:  Как получить налоговые льготы пенсионерам

Специальные правила, посвященные особенностям отдельных видов подряда, предусмотрены и в ряде других нормативных правовых актов.

К отношениям бытового подряда применяется Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с этим Законом, например Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Строительный подряд регламентируется нормами Градостроительного кодекса, Закона об архитектурной деятельности, Закона об инвестиционной деятельности и ряда других законодательных актов.

Подрядные работы для государственных нужд регулируются, в частности, Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, Законом о поставках продукции для федеральных государственных нужд.

Развернутое судебное толкование законодательства о подряде содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда". Разъяснения о применении норм Закона о защите прав потребителей, в том числе относительно договора бытового подряда, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

Стороны договора подряда:заказчик и подрядчик, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, являющиеся заказчиками.

Для отдельных видов подряда установлены дополнительные требования, которым должны отвечать стороны договора. Например, для выполнения некоторых видов работ требуется получение лицензии. Для отдельных договоров установлено обязательное участие на стороне подрядчика предпринимателя, а на стороне заказчика — гражданина (например, договор бытового подряда). Специальные требования установлены для заказчика в договоре подряда для государственных нужд.

Подрядчик вправе выполнить работу лично, но может привлечь к ее выполнению других лиц (субподрядчиков), если это не противоречит закону или договору. В этом случае он становится генеральным подрядчиком (п. 1 ст. 706 ГК) и вправе заключить два и более субподрядных договора. Возможны ситуации, когда генеральный подрядчик поручает выполнение всего объема договорных работ субподрядчикам, а за собой сохраняет лишь общее руководство.

Привлечение к выполнению работ субподрядчика является частным случаем возложения исполнения обязанности на третье лицо, и генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за его действия как за свои собственные. Правоотношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком представляют собой договор подряда, в котором генеральный подрядчик выступает в роли заказчика. Поэтому генеральный подрядчик несет перед субподрядчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей заказчика по основному договору подряда. Генеральный подрядчик вправе в дальнейшем в регрессном порядке переложить ответственность соответственно на неисправного субподрядчика или заказчика.

По общему правилу заказчик и субподрядчик непосредственно не связаны обязательственными правоотношениями (их разделяет фигура генерального подрядчика). Поэтому, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК). Однако в законе или договоре может быть предусмотрена возможность предъявления заказчиком требований непосредственно к субподрядчику и субподрядчиком — непосредственно к заказчику.

С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. Эти правоотношения не являются субподрядными, они непосредственно связывают заказчика с другими подрядчиками. Соответственно, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы указанные подрядчики несут перед заказчиком (п. 4 ст. 706 ГК).

Наряду с построением подрядных правоотношений по принципу генерального подряда возможны ситуации, когда на стороне подрядчика выступают два и более лица, т.е. имеет место множественность лиц на стороне подрядчика. Правовое положение таких подрядчиков зависит прежде всего от делимости предмета обязательства. Если он неделим — подрядчики признаются солидарными должниками и кредиторами заказчика. При делимости предмета обязательства, а также в иных случаях, предусмотренных правовыми актами или договором, каждый из подрядчиков приобретает права и несет обязанности в пределах своей доли (ст. 707 ГК). Это положение является исключением из общего правила п. 2 ст. 322 ГК, согласно которому множественность должников в предпринимательских правоотношениях предполагается солидарной.

Предмет договора – м.б любая работа, которая создает результат, отделимый от процесса ее выполнения и передаваемый в итоге заказчику. Результат подрядной работы носит предсказуемый характер, т.е. он обязательно должен наступить при надлежащем исполнении сторонами договорных обязательств (в отличие, в частности, от договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по которым результат в силу его рисковости может быть не достигнут, несмотря на безупречную работу исполнителя). Результат подрядной работы может выражаться в создании новой вещи либо в изменении существующих вещей. Условие о работе и ее результате является существенным для договора подряда. Поэтому без его согласования договор не может считаться заключенным.

Срок выполнения работы. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами могут быть предусмотрены также промежуточные сроки, т.е. сроки завершения отдельных этапов работы (п. 1 ст. 708 ГК).

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 363 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества.

Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

Избрание органов управления общества осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

Особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами.

Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

Число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти.

Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Устав общества является учредительным документом общества.

Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Устав общества должен содержать следующие сведения:

полное и сокращенное фирменные наименования общества;

место нахождения общества;

тип общества (открытое или закрытое);

количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);

размер уставного капитала общества;

структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

сведения о филиалах и представительствах общества;

иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

Устав общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция").

По требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Общество обязано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества. Плата, взимаемая обществом за предоставление копии, не может превышать затрат на ее изготовление.

Государственная регистрация общества

Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Особенности реорганизации общества — субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения — с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Читайте также:  Другие публикации этого автора

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.

Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.

Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.

При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.

При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом.

Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.

Совместное общее собрание акционеров указанных обществ принимает решения о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении.

При присоединении общества акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, погашаются.

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.

Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса.

Общее собрание реорганизуемого в форме разделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме разделения, о порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса. Общее собрание каждого вновь создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов.

Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.

Общее собрание акционеров каждого создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании его органов. Если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества.

Если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества.

При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.

Общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Совет директоров (наблюдательный совет) преобразуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение о преобразовании общества, порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива. Участники создаваемого при преобразовании нового юридического лица принимают на своем совместном заседании решение об утверждении его учредительных документов и избрании (назначении) органов управления в соответствии с требованиями федеральных законов об этих организациях.

При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований настоящего ФЗ и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Порядок ликвидации общества

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 настоящего ФЗ.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

Распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 настоящего ФЗ;

во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами — владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Завершение ликвидации общества

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector