Российская газета банкротство юридических лиц

Рубрика: Арбитражно-процессуальное право

Дата публикации: 19.06.2018

Статья просмотрена: 946 раз

Библиографическое описание:

Кулиева Л. Ч. Банкротство юридических лиц // Новый юридический вестник. — 2018. — №4. — С. 33-36. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/98/3436/ (дата обращения: 02.09.2019).

Несостоятельность или банкротство организаций является в настоящее время злободневным вопросом. В средствах массовой информации систематически публикуются обширные списки организаций, терпящих банкротство. Количество компаний, которые признаются банкротами будет только увеличиваться. Реальным подтверждением тому может служить и тот факт, что в сфере юридических услуг все больше специалистов переквалифицируются именно по специализации банкротство. В некоторых компаниях специально создаются самостоятельные «банкротные» отделы.

Деятельность в этой сфере сегодня сопряжена со многими правовыми проблемами и рисками, лежащими на стыке законодательства о несостоятельности (банкротстве), арбитражного процесса, гражданского, корпоративного, трудового, административного и уголовного права. Принципиальное отличие ситуации последних лет от первой половины 90-х годов заключается в том, что основные участники этих процессов гораздо реже прибегают к обману и силовым акциям, как это было раньше. Поэтому основные события происходят на формирующемся правовом поле действующего законодательства.

Появились новые, современные проблемы банкротства, такие как защита прав кредиторов, должников. Также требует совершенствования и конкурсное производство.

Анализ литературы, закона «О банкротстве», дают понимание того, что одним из первых средств защиты должника выступает заявление должника о признании несостоятельным (банкротом) (ст. 8, 9. 213.4 Закона о банкротстве) [1]. Что касается других средств защиты прав должника, следует отметить, что в разных случаях используются разные средства защиты.

Так, в случае нарушения прав и законных интересов движением дела о банкротстве и порождаемыми ограничениями его право — и дееспособности, возможно:

– обжалование определения о принятии заявления кредитора о признании должника банкротом (п. 35.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8];

– возражения (отзыв) на заявление кредитора о признании должника банкротом при принятии судом данного заявления к производству (ст. 47 Закона о банкротстве) [9];

– обжалование судебных актов о введении конкурсных процедур (п. 4 ст. 49, п. 2 ст. 93, п. 3 ст. 124 Закона о банкротстве); ходатайство о прекращении производства по делу о банкротстве (ст. 57 Закона о банкротстве, п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 35) [10].

Рассмотрим проблемы конкурсного производства при банкротстве коммерческих организаций. При банкротстве коммерческих организаций также существуют проблемы конкурсного производства. Обратим внимание на некоторые из них. Нарушение сроков конкурсного производства.

По Закону конкурсное производство вводится на 6 месяцев, но обычно срок продлевается до полутора лет, т. е. средняя продолжительность банкротства составляет 1,5–2 года [11].

Объявление должника банкротом и открытие конкурсного производства не означают одномоментную ликвидацию должника — юридического лица. Конкурсное производство — это определенная процедура, т. е. набор определенных действий, протяженных во времени, так как происходит ликвидация коммерческой организации и продажа имущества [12]. Продажа имущества осуществляется в рамках Закона о банкротстве. Имущество должника продается по специальным механизмам и алгоритмам (открытые торги или публичное предложение с понижением цены до тех пор, пока не купят, т. е. может продолжаться долго).

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают внести изменения в закон о банкротстве, законодательно запретив продление общего срока конкурсного производства более чем на 24 месяца. С такой инициативой ОНФ обратился в Верховный суд РФ. Письмо с призывом внести предлагаемые изменения направлено на имя председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева [13].

Поправки предлагается внести в ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно действующей редакции которой, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться по решению арбитражного суда на такой же период времени. Однако, по мнению активистов ОНФ, судебная практика пошла по другому пути.

Как показывает анализ судебной практики, основной причиной увеличения сроков рассмотрения банкротных дел является именно неоднократное продление срока конкурсного производства, — отмечают в ОНФ.

«Фронтовики» обратили внимание на эту проблему, участвуя в деятельности комиссии, созданной по инициативе губернатора Краснодарского края для решения спорных вопросов фермеров, связанных с использованием сельхозземель. Так, по одному из дел, поступившему на рассмотрение в рабочую группу от представителей сельхозпредприятия, конкурсное производство в рамках процедуры банкротства длится уже пять лет.

Из-за тянущихся годами судебных споров производственные предприятия не работают тогда, когда могли бы заниматься производством и импортозамещением. Во многих регионах России распространена схема, при которой конкурсные управляющие обанкротившихся предприятий извлекают прибыль с обычной хозяйственной деятельности, например, сдавая в аренду спорное имущество, а установленные законом цели конкурсного производства не достигаются.

Вторая проблема касается нехватки средств на проведение процедуры конкурсного производства.

В соответствии со ст.28,128 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий должен публиковать сведения в официальных изданиях (газета КоммерсантЪ, ЕФРСБ, при публикации о торгах также в местном издании). Выделяя определенные издания, государство создает монополистов в сфере банкротства. Таким образом, высокие тарифы у изданий «монополистов» создают проблему, как для самого должника, так и для конкурсного управляющего, который вынужден финансировать процедуру за свой счет. В случае нарушения закона, сроков, предусмотрена административная ответственность в размере 25 тыс. руб., при этом ежемесячное вознаграждение конкурсного управляющего составляет 30 тыс. руб.

Проблема назначения конкурсного управляющего.

Ключевой фигурой, ответственной за проведение конкурсного производства, является конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в общем порядке одновременно с принятием решения о признании должника банкротом. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства, т. е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

М. В. Телюкина отмечает в этой связи, что «Закон 2002 г., к сожалению, не регламентировал рассмотренные ситуации, хотя они возможны в силу ч.5 ст.75 Закона» [14].

Правила очередности удовлетворения требований кредиторов также нуждаются в совершенствовании.

Прежде всего, нуждается в совершенствовании положение о том, что к числу текущих обязательств относятся любые обязательства, которые не считаются с возможностью функционирования должника, не обеспечивают, подчас, его имущество, что не может не вносить в конкурсное производство ряд неопределенностей.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. Согласно п.2. Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий».

Согласно п.3. вышеназванного Постановления «в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору».

Проблемы субсидиарной ответственности при конкурсном производстве при банкротстве коммерческих организаций.

Статья 10 Закона о банкротстве, регулирующая порядок и основания привлечения контролирующего должностного лица к субсидиарной ответственности оттачивалась судебной практикой на протяжении нескольких лет. Результатом такой работы стала полностью обновленная редакция статьи, вступившая в силу 30.06.2013 года. Однако эти изменения оставили много вопросов для применения ее в практике.

Самое интересное новшество касается объединения оснований привлечения к субсидиарной ответственности для руководителя и иных КДЛ, а также корректировка состава правонарушения руководителя в случае отсутствия документов бухгалтерской отчетности.

Прежняя редакция разграничивала составы правонарушений: в пункте 4 для всех КДЛ — за указания и действия, приведшие к банкротству, и отдельно в пункте 5 для руководителя — за отсутствие или искажение бухгалтерской отчетности.

В судебной практике соответственно закрепилось мнение о том, что ответственность руководителя по пункту 5-му предполагает самостоятельный состав правонарушения, при котором не имеет значения, есть ли связь между действием или бездействием директора и банкротством предприятия [15].

Законодатель ослабил ответственность директоров. Теперь отсутствие или искажение бухгалтерской документации является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности, только если это обстоятельство повлекло существенное затруднение проведения процедуры банкротства.

Критерии существенности в законе не раскрыты, но в качестве примера названо затруднение формирования и реализации конкурсной массы. Можно предположить, что данная оценочная категория будет применяться судами по своему усмотрению с учетом конкретных обстоятельств дела.

Читайте также:  Лицензия такси на лизинговый автомобиль

Следует отметить, что такое решение адекватно, и на первый взгляд кажется вполне оправданным применение данной редакции в уже рассмотренных делах.

Однако законодатель не предусмотрел для обновленной статьи 10 исключения из общего правила о действии закона во времени, согласно которому новая норма не распространяется на отношения, возникшие до ее введения.

Представители судебной системы, комментируя этот вопрос, ссылаются на Информационное письмо Президиума ВАС РФ 2010 года, согласно которому новые материально-правовые нормы статьи 10 применяются если обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу новой редакции. Данные разъяснения касались введения в действие прежней редакции 2009 года, и работники аппарата ВАС РФ посчитали разумным распространение этих разъяснений и на редакцию статьи 2013 года

Из изменений ясно следующее:

– теперь руководителям можно допускать искажение бухгалтерской отчетности, которая не повлечет существенное затруднение процедуры банкротства;

– неисполнение обязанности по составлению балансов до 2 квартала 2013 года включительно является более значимым нарушением, неотвратимо влекущим субсидиарную ответственность, чем то же самое деяние, только начиная с 3-го квартала;

– новая редакция, попадает под условия общего конституционного принципа, согласно которому «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (статья 54 Конституции РФ).

Единственная новелла статьи 10, действие которой по понятным причинам имеет смысл «отложить» — введение срока исковой давности по заявлениям о субсидиарной ответственности.

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)
  2. Вестник ВАС РФ. 2012. N 8.
  3. Адамова В. Б., Марков П. А., Спахова Н. М. Проблемные вопросы практики применения законодательства о банкротстве // Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2008, № 4;
  4. Аминов Е. Р. Особенности соглашения о новации в процедуре несостоятельности (банкротства) (Начало) // Арбитражный и гражданский процесс. — 2010. — № 5;
  5. Аминов Е. Р. Особенности соглашения о новации в процедуре несостоятельности (банкротства) (Окончание) // Арбитражный и гражданский процесс. — 2010. — № 6;
  6. Аржанкин С. Вернуть участников банкроту // ЭЖ-Юрист. — 2010. — № 21; Бардина Е. Н. Особенности подачи заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) // Современное право, 2010, № 8;
  7. Безбородова Т. И. Взаимодействие органов финансового контроля при признании должника банкротом // Юрист. -, 2010. — № 6. — С. 44–49;
  8. Беляева О. Банкротство по-новому // ЭЖ-Юрист. — 2010. — № 7.
  9. О прекращении производства по делу о банкротстве как средстве защиты должника см. подробнее: Галкин С. С. Прекращение производства по делу о банкротстве как правовое средство защиты должника и кредиторов // Предпринимательское право. 2015. N 1. С. 53 -59.
  10. Галкин С. С. Прекращение производства по делу о банкротстве как правовое средство защиты должника и кредиторов // Предпринимательское право. 2015. № 1. С. 53 -59.
  11. Никитина О. Конкурсное производство // Бизнес адвокат. — 1998. — № 15. — С. 9.
  12. Райзберг Б. Антикризисное управление — основа оздоровления предприятия // Экономист. — 2009. — № 10. — С. 4.
  13. Срок конкурсного производства при банкротстве предлагают ограничить // Известия. — 12.05.2016.
  14. Налимова А. И., Абрамов Н. М. Совершенствование механизма проведения процедуры конкурсного производства // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Материалы Шестой международной научно-практической конференции / Научно-ред. кол.: О. П. Осадчая, (отв. ред.), Е. С. Беляева, Д. В. Ремизов. М.: Выбор, 2014. — С. 317–320.
  15. Постановление Президиума ВАС РФ № 9127/12.

Похожие статьи

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 63 «О некоторых вопросах. Основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника в деле о несостоятельности (банкротстве).

Актуальные проблемы правового регулирования оспаривания.

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 63 «О некоторых вопросах

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника в деле о несостоятельности ( банкротстве ).

К вопросу о признании сделок должника в процедуре.

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности. банкротство, субсидиарная ответственность, Российская Федерация, дело, обязательство должника, Западно-Сибирский округ, Арбитражный суд, конкурсная масса, судебная практика, Верховный Суд РФ.

Понятие контролирующего должника лица в контексте.

Ключевые слова: банкротство; контролирующее должника лицо; должник; кредитор; конкурсный управляющий.

Опять же, учредитель будет привлечен к субсидиарной ответственности только в том случае, если банкротство наступило именно в результате его.

Добросовестность исполнения арбитражным управляющим.

Основные термины (генерируются автоматически): управляющий, банкротство, Российская Федерация, РФ, профессиональная деятельность, постановление Пленума, дело, Гражданский кодекс

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

Случай привлечения ликвидатора юридического лица.

Банкротство юридических лиц | Статья в журнале. Объявление должника банкротом и открытие конкурсного производства не означают одномоментную ликвидацию должника — юридического лица. Проблемы субсидиарной ответственности при конкурсном.

Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц

Основанием для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц является следующий состав гражданского

Это подтверждается также и судебной практикой, так в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от.

К вопросу о проблемах проведения арбитражным управляющим.

финансовый анализ, финансовое состояние должника, управляющий, рыночная модель анализа, финансовое оздоровление, рыночная модель, конкурсное производство, бухгалтерская отчетность, арбитражный суд.

Ответственность управляющей организации при исполнении.

Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Так, в одном из постановлений Пленум ВАС РФ указал на то, что: «корпоративное законодательство, в рамках ст. 71 Закона об АО, определяет для управляющей организации.

Сведения о ходе процедуры банкротства физлиц обязательно публикуются в открытом доступе и доступны для ознакомления всем желающим. Зачем необходимо размещать сведения о банкротстве в реестре? Такие данные могут понадобиться кредиторам, чтобы они смогли своевременно подать заявление о включении своих требований в реестр и вернуть принадлежащие им средства от банкрота. В них также заинтересованы лица, которые принимают участие в торгах и сам должник.

Какие сведения публикуются

Перечень сведений, которые подлежат обязательной публикации в ходе процедуры банкротства, прописан в ст.213.7 ФЗ о несостоятельности. Размещению подлежит следующая информация:

  • о признании обоснованными заявления на банкротство;
  • о введении в отношении физлица этапа реструктуризации и его завершении;
  • о признании физлица банкротом и введении в отношении него процедуры реализации имущества и его завершении;
  • о прекращении дела о банкротстве (например, при заключении сторонами мирового соглашения);
  • о наличии/отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;
  • об утверждении кандидатуры финансового управляющего, отстранении или освобождении его;
  • об утверждении предложенного плана реструктуризации долгов;
  • о проведении торгов и их результатах;
  • о проведении собрания кредиторов и его результатах;
  • о банке, в котором был открыт спецсчет должника и прочие сведения.

Все сведения общедоступны и для ознакомления с ними не требуется специального разрешения. Кредиторы и иные заинтересованные лица считаются извещенными в течение 5 дней после появления информации в открытом доступе.

При публикации сведений физлицо-должник должен быть четко идентифицирован. В частности, указаны его ФИО, дата и место рождения, СНИЛС, ИНН, место регистрации или проживания.

За размещение сведений отвечает финансовый управляющий. У него есть 10 дней, чтобы опубликовать их с момента вынесения соответствующего судебного акта.

Где публикуются сведения

Вся информация должна публиковаться в ЕФРСБ (Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) по адресу fedresurs.ru и в официальном издании. В настоящее время изданием, которое выбрали федеральные власти для размещения сведений о банкротстве, является газета «Коммерсант». Информация о банкротстве физлиц публикуется в субботнем выпуске газеты, а также на ее официальном сайте в разделе «Объявления о несостоятельности».

Комитет кредиторов может выбрать и иное СМИ, в котором будут размещаться сведения.

Все сведения о ходе процедуры признания лица финансово несостоятельным обязательно публикуются в Федреестре. Данный ресурс первоначально был создан для размещения информации о юрлицах и ИП, но теперь он был дополнен данными о физлицах.

Помимо информации о ходе процедуры банкротства и документации из картотеки арбитражных дел на ресурсе можно найти сведения о СРО, финансовых управляющих и организаторах торгов, торговых площадках, дисквалифицированных лицах, получить ответы на популярные вопросы, посмотреть видеоинструкции и пр.

В газету «Коммерсант» поступают только сведения о признании обоснованным ходатайства гражданина по банкротству и относительно введения в отношении него одного из этапов данной процедуры (реализации или реструктуризации). Публикуемое сообщение о банкротстве физлица должно содержать такие данные как:

  • ФИО должника и его управляющего, СРО в которой он состоит;
  • наименование арбитражного суда;
  • номер дела о банкротстве;
  • сущность сообщения;
  • дата следующего заседания по данному делу;
  • реквизиты управляющего для отправки ему корреспонденции.

Стоимость публикаций

Согласно ФЗ «О банкротстве» , все расходы на публикацию сведений ложатся на плечи гражданина. Назвать точную сумму, которую предстоит потратить ему на размещение информации, нельзя. Все будет зависеть от того, сколько этапов пройдет гражданин в ходе своего банкротства.

За публикацию сведений в реестре предстоит заплатить 402,5 рублей за каждое сообщение. Указанная сумма может меняться, но она не должна превышать 50% от тарифа, установленного в отношении юрлиц. В среднем должнику предстоит опубликовать 5-6 сообщений, а его расходы на размещение сведений в интернете составляют до 3000 р.

Читайте также:  Договор аренды земельного участка между физическими лицами

Расходы на публикацию сообщений в газете «Коммерсант» в среднем не превышают 12 тыс.р. Стоимость одного сообщения рассчитывается исходя из тарифа около 211 руб. за кв.см.

В исключительных случаях физлицо могут освободить от оплаты публикаций. Например, если у него недостаточно имущества для покрытия данной статьи затрат. Если процедура банкротства была инициирована кредитором, то оплатить публикации должен именно он. Также решение об ином порядке оплаты может быть вынесено комитетом кредиторов.

Как проверить физическое лицо на банкротство

Типичная ситуация: коллега на работе или родственник просит в долг крупную сумму. Как можно дополнительно обезопасить себя? Один из таких способов – это проверка лица на банкротство. Проверить действующий финансовый статус гражданина можно с помощью двух ресурсов:

  1. Картотека арбитражных дел.
  2. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Для проверки гражданина на банкротство через Федреестр нужно пройти следующие этапы:

  1. Зайти на сайт Федреестра по адресу http://bankrot.fedresurs.ru.
  2. В левом углу будет поисковая строка, которая позволяет искать информацию о лице по его ФИО. Здесь нужно выбрать тип поиска «По физическим лицам» и нажать кнопку «Поиск».
  3. Если должник уже проходит процедуру признания своей несостоятельности, то по результатам поиска можно будет увидеть его персональную карточку. Она будет содержать его ФИО, реквизиты и контактные данные, все сообщения о ходе процедуры и документация из Картотеки арбитражных дел.
  4. Если поиск не принес результатов, то лицо не проходило процедуру финансовой несостоятельности и не находится в стадии признания банкротства.
  5. Часто бывает, что в результате поиска отображается информация о нескольких гражданах с одинаковыми фамилиями. Специально для таких ситуаций предусмотрена опция расширенного поиска, позволяющая указать дополнительные идентифицирующие сведения, которые известны заинтересованному лицу.

Таким образом, публикация данных о ходе процедуры банкротства физлиц осуществляется через размещение информации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также в газете «Коммерсант».

1 октября вступили в силу новые положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – закон о банкротстве), предусматривающие возможность банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Изначально предполагалось, что рассматривать соответствующие дела будут суды общей юрисдикции. Однако впоследствии это решение было изменено, и рассмотрение дел о банкротстве физических лиц отнесено к подведомственности арбитражных судов. Несмотря на то что последние имеют более чем обширную практику работы с делами о банкротстве, данная категория дел имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, со спецификой субъекта – гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью. Поэтому ВС РФ попытался разъяснить общие вопросы по применению на практике новых положений о банкротстве граждан (Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 г. № 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"; далее – Постановление). Рассмотрим, какие пояснения дал Суд.

Первое и очень важное разъяснение касается того, какие требования учитываются при определении размера долга физического лица. ВС РФ уточнил, что при возбуждении дел о банкротстве граждан учитываются требования кредиторов, возникшие и до 1 октября 2015 года (п. 1 Постановления).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подробности о проведении процедуры банкротства граждан – в материале "Должники vs. кредиторы: кому более выгоден новый закон о банкротстве?" (часть 1, часть 2).

Если речь идет о банкротстве гражданина, являющегося ИП, учитываются все обязательства, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом для процедуры банкротства ИП установлен ряд особенностей, в частности об аннулировании лицензий на осуществление определенных видов деятельности и др. (§2 гл. X закона о банкротстве). Кроме того, возбуждение двух дел о банкротстве одного лица – как гражданина и как ИП – невозможно, а к гражданам, которые являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, положения о банкротстве физических лиц и вовсе не применяются (п. 2-3 Постановления).

Рассматриваются дела о банкротстве граждан по месту их жительства, которое может быть подтверждено выданными ФМС России документами о регистрации или выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I, п. 2 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ). Если же место жительства должника (здесь и далее под должником понимается гражданин, в том числе ИП) неизвестно или он находится за границей, дело о банкротстве этого гражданина рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту его жительства, которое определяется, как указано выше (п. 5 Постановления). ВС РФ пояснил, что суды при подготовке дел к судебному разбирательству вправе запрашивать в органах регистрационного учета информацию о месте жительства должника для проверки достоверности указанных в заявлении о признании банкротом сведений. Данное разъяснение было включено в Постановление по просьбе судей арбитражных судов и должно помочь правильно определять подсудность дел о банкротстве.

Заявление о признании гражданина банкротом

Подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом может он сам, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.3 закона о банкротстве). ВС РФ пояснил, что перед обращением в суд заявителю не нужно публиковать уведомления о намерении подать такое заявление (п. 7 Постановления). К этому выводу Суд пришел на основании того, что данная обязанность законодательно не установлена в отличие от общего правила для юридических лиц и ИП, согласно которому кредитная организация или должник (тот, кто подает заявление о признании банкротом) обязаны не менее чем за 15 дней до подачи заявления опубликовать информацию о планируемом обращении в суд путем внесения ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Напомним, такая форма обнародования намерения подать заявление обязательна с 1 июля текущего года (п. 2.1 ст. 7 и п. 4 ст. 37 закона о банкротстве).

Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей или участников должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями на региональном и муниципальном уровнях (ст. 2 закона о банкротстве).

ВС РФ подчеркнул, что вне зависимости от того, кем подано заявление о признании должника банкротом, должник должен представить суду (абз. 4 п. 12 Постановления):

  • информацию о своих доходах;
  • справку о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банках и об остатках денежных средств (выписки по операциям должна содержать сведения за три года, предшествующие дню подачи заявления);
  • данные об остатках электронных денежных средств и переводах таких средств.

БЛАНКИ
Заявление гражданина о признании его банкротом
Заявление конкурсного кредитора о признании гражданина банкротом
Заявление уполномоченного органа о признании гражданина банкротом

В случае, когда на момент подачи заявления о признании должника банкротом конкурсным кредитором или уполномоченным органом их требования не подтверждены вступившим в силу решением суда (без такого судебного решения заявители могут подавать заявление в отношении только определенных требований (п. 2 ст. 213.5 закона о банкротстве)) и между заявителем и должником есть спор о праве, суд либо признает заявление необоснованным и оставляет его без рассмотрения, либо прекращает производство по делу (абз. 4-5 п. 2 ст. 213.6 закона о банкротстве). ВС РФ уточнил, что под спором о праве понимаются возражения должника, как письменные, так и устные, о размере, сроке исполнения задолженности и ее существовании в принципе (абз. 2 п. 14 Постановления). Однако, по мнению Суда, арбитражный суд может отклонить возражение должника, если есть основания полагать, что он пытается не допустить или отсрочить введение процедуры банкротства (например, должник признает факт наличия задолженности и просрочку ее возврата, но при этом возражает против возбуждения в отношении него дела о банкротстве), что противоречит принципу недопустимости злоупотребления правом.

При рассмотрении заявления уполномоченного органа о признании гражданина банкротом суды должны помнить, что Правительством РФ установлен специальный порядок предъявления в деле о банкротстве требований по обязательствам перед РФ (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве"), и проверять его соблюдение (п. 15 Постановления).

В каждом деле о банкротстве судом назначается финансовый управляющий (ст. 213.9 закона о банкротстве). ВС РФ отметил, что в заявлении о признании должника банкротом заявитель указывает только саморегулируемую организацию, один из членов которой должен быть утвержден финансовым управляющим. Ни сам должник, ни конкурсный кредитор, ни уполномоченный орган не могут выбрать конкретную кандидатуру управляющего. Поэтому если в заявлении указаны данные об определенном человеке, оно подлежит оставлению без движения. Если же, помимо этих данных, в заявлении указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, суд запрашивает у нее кандидатуру финансового управляющего для утверждения в конкретном деле (п. 16 Постановления).

Читайте также:  Как забрать накопительную пенсию из пенсионного фонда

ВС РФ подчеркнул, что финансовый управляющий может привлекать к своей деятельности других лиц. Соответствующее определение суда выносится, если доказана необходимость привлечения этих лиц, обоснована цена их услуг, а заявитель согласен оплатить эти услуги. Если оплатить привлечение других специалистов согласился кредитор или уполномоченный орган, то понесенные ими расходы не возмещаются за счет должника.

Оплата услуг иных лиц может осуществляться за счет конкурсной массы, если имеющего в нем имущества достаточно для этого, а без указанных лиц невозможно достичь целей банкротства (абз. 3 п. 21 Постановления). Например, привлечение кадастрового инженера необходимо для кадастрового учета земельного участка должника, обязательного для регистрации прав на этот участок и его продажи в целях проведения расчетов с кредиторами. Кроме того, оплатить услуги привлеченных специалистов может сам финансовый управляющий, и в этом случае его расходы не возмещаются ни должником, ни кредитором, ни уполномоченным органом.

Реструктуризация долга и реализация имущества должника

В делах о банкротстве граждан, напомним, применяются три процедуры: заключение мирового соглашения, реструктуризация долгов и реализация имущества должника (ст. 213.2 закона о банкротстве). Причем если при реализации имущества речь идет уже только об удовлетворении требований кредиторов, то цель реструктуризации – восстановить платежеспособность должника, в результате чего он сможет погасить задолженность перед кредиторами. Этим двум процедурам уделено особое внимание в Постановлении.

Проект плана реструктуризации может быть предложен самим должником, кредитором либо уполномоченным органом. Если финансовый управляющий не получит ни одного проекта плана реструктуризации долгов в течение 10 дней с момента истечения двух месяцев с даты опубликования сообщения об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом (на протяжении именно такого срока конкурсные кредиторы и уполномоченный орган могут предъявить требования к должнику, которые включаются в реестр требований кредиторов), он выносит на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (п. 4 ст. 213.12 закона о банкротстве). Однако ВС РФ отметил, что направленный по истечении указанного 10-дневного срока проект плана реструктуризации все же может быть рассмотрен на первом собрании кредиторов (ст. 213.8 закона о банкротстве), если он получен до дня проведения собрания, финансовый управляющий успел подготовить свои предложения или возражения по нему, а заинтересованные лица – ознакомиться с ним (абз. 2 п. 28 Постановления).

Направление одобренного собранием кредиторов проекта плана реструктуризации в арбитражный суд, рассматривающий соответствующее дело о банкротстве, является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. Никакого ходатайства от участников дела в этом случае не требуется (п. 29 Постановления). При этом по ходатайству лица, участвующего в деле, суд может утвердить и не одобренный собранием кредиторов план реструктуризации. Это возможно в том случае, когда его реализация позволит полностью удовлетворить требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а требования, включенные в реестр требований кредиторов, – в существенно большем размере, чем при немедленной реализации имущества (п. 4 ст. 213.17 закона о банкротстве).

Важно, что любой проект плана реструктуризации долга – как одобренный собранием кредиторов, так и не одобренный – обязательно должен быть одобрен должником, так как именно он лучше всех понимает свое финансовое положение и может оценить осуществимость плана. Одобрить план должник может письменно либо устно – в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. Без одобрения должника план реструктуризации может быть утвержден в единственном случае – когда несогласие должника является злоупотреблением правом. Например, если не обладающий имуществом должник, получающий высокую зарплату, настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов, чтобы уклониться от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов (абз. 3 п. 30 Постановления).

Для недопущения злоупотребления правом кредиторами арбитражные суды не должны утверждать планы реструктуризации, в которых не предусмотрены средства на проживание должника и членов его семьи, находящихся у него на иждивении (не менее величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе), а также те, при реализации которых будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних, полагает ВС РФ (п. 31 Постановления).

Кроме того, план реструктуризации долгов не утверждается судом, если по окончании срока его реализации должник не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (п. 34 Постановления). Данное разъяснение Суда нужно учитывать и в случае утверждения плана без одобрения собрания кредиторов.

По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина (соответствующий отчет готовится финансовым управляющим не позднее чем за месяц до истечения срока, установленного для реализации плана реструктуризации) и жалоб кредиторов арбитражный суд принимает определение о завершении реструктуризации долгов гражданина, если задолженность погашена, а жалобы кредиторов признаны необоснованными, либо отменяет план и принимает решение о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.22 закона о банкротстве). ВС РФ пояснил, что под указанными жалобами понимаются заявленные кредиторами или уполномоченным органом возражения против завершения процедуры реструктуризации долгов, в том числе из-за неисполнения должником условий плана реструктуризации. Они рассматриваются одновременно с вопросом о результатах исполнения плана, назначения отдельного судебного заседания для их рассмотрения не требуется (абз. 3 п. 35 Постановления).

Признав гражданина банкротом, арбитражный суд принимает решение о введении реализации его имущества (п. 2 ст. 213.24 закона о банкротстве). Порядок, условия и сроки реализации имущества должника, не являющегося ИП и не бывшего им ранее, утверждаются судом по ходатайству финансового управляющего (п. 1 ст. 213.26 закона о банкротстве).

Имущество должников – индивидуальных предпринимателей, а также граждан, которые уже не являются ИП, но обязательства которых возникли у них в то время, когда они были предпринимателями, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, продается в порядке, предусмотренном для продажи имущества юридических лиц (ст. 139 закона о банкротстве).

По требованию финансового управляющего должник должен предоставлять ему сведения о своем имуществе, обязательствах и кредиторах (п. 9 ст. 213.9 закона о банкротстве). Непредставление сведений финансовому управляющему либо суду, а также представление заведомо недостоверных сведений является одним из оснований неосвобождения от обязательств гражданина, признанного банкротом, по завершении реализации имущества и расчетов с кредиторами (абз. 3 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве). При принятии такого решения суды должны учитывать факт наличия или отсутствия у должника документов, которые необходимо направить финансовому управляющему или в суд, и возможность их получения или восстановления, считает ВС РФ (абз. 2 п. 42 Постановления).

По общему правилу решение о неосвобождении должника от обязательств суд принимает при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абз. 5 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве). Однако если обстоятельства, являющиеся основанием для принятия такого решения, будут выявлены после завершения реализации имущества должника, соответствующее судебное определение, в том числе в части освобождения от обязательств, может быть пересмотрено по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего, отметил ВС РФ (п. 46 Постановления).

Нужно отметить, что любое определение суда о завершении реструктуризации долгов должника или реализации его имущества может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 213.29 закона о банкротстве). При возобновлении производства по делу или введении процедуры реализации имущества финансовый управляющий выбирается из той саморегулируемой организации, член которой выполнял функции финансового управляющего в данном деле (п. 27 Постановления).

И судьи ВС РФ, и судьи арбитражных судов отмечают, что более конкретные разъяснения по новым положениям закона о банкротстве могут быть даны только после того, как начнет формироваться судебная практика по делам о банкротстве граждан и станет понятно, какие именно нормы требуют пояснения. Кроме того, нельзя исключать возможности внесения изменений в законодательство, особенно учитывая, что положения о банкротстве граждан в довольно сжатые сроки были перенесены (причем не без изменений) из Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ в Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев во время лекции о развитии и современном состоянии института банкротства в России, состоявшейся в МИА "Россия сегодня" 20 октября, обозначил противоречие, имеющееся в нормах об обязательном и добровольном обращении гражданина в суд с заявлением о банкротстве. "В этом законе есть две статьи, которые друг другу, на мой взгляд, не соответствуют. В одной статье написано, что гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о процедуре банкротства вне зависимости от того, какой у него долг (п. 2 ст. 213.4 закона о банкротстве). А в другой – что суд имеет право принять заявление, только когда долг больше 500 тыс. руб., если иное не предусмотрено законом о банкротстве (п. 2 ст. 213.3 закона о банкротстве). Юристы считают, что то исключение, которое сделано для гражданина [о возможности подать заявление вне зависимости от суммы долга. – Ред.], является исключением и для суда, но я с этим не согласен. Надеюсь, что суды подобные противоречия грамотно разрешат либо обратятся в ВС РФ", – подчеркнул омбудсмен.

Таким образом, можно констатировать, что рассмотренное Постановление – первый, но вряд ли последний разъясняющий положения о банкротстве физических лиц документ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector