Меры ответственности должностных лиц

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

· признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий

· установление единых норм требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, независимо от среды хозяйственной деятельности

· государственное управление деятельностью в области охраны труда, гос надзор и контроль за соблюдением законов в области охраны труда

· защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве

· проведение эффективной налоговой политики

· применение эк санкций в целях соблюдения предприятиями требований по охране труда(штрафы)

Определение охраны труда. Система правовых актов РФ.

Охрана труда – система законодательных актов, соц-экономич., организ-технич., лечебно-профилактич. мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда.

Система правовых актов РФ (которые должны соблюдаться федер.органами исполнительной власти, а также предприятиями всех форм собственности):

· гос стандарты РФ

· сист. Стандарты безопасности труда

· санитарные правила и инструкции по технике безопасности

Главные надзорные органы по охране труда.

Гос управление охраны труда осуществляет гос орган, полномочия которого опр-ся президентом РФ и по его поручению Правительством РФ;

Главный надзорный орган по охране труда – федеральная инспекция труда при Мин.Здравоохранении и Соц.Развитии, контролирующих выполнения законодат о труде и охране труда силами гос инспекций труда, являющихся его территориальными органами;

· санит.-эпидемиологический надзор (за выполнение предприятиями и орг-ми санитарно-гигиенич норм и правил)

Гос технич. надзор (контролирует прав.устройства и эксплуатации электрич. и теплоиспольз-ых установок)

Гос пожарный надзор – контролирует выполнение требований пожарной профил-ки при проектир-ии и эксплуатации произв. Помещений

Федер надзор РФ по ядерной и радиац безоп-ти — контр-ет источники ионизир-их излучений

Прогнозируемый риск. Четыре методических подхода к определению риска.

Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Существуют 4 метод. подхода к определению риска:

· инженерный, опирающ. на статистику и вероятностныйый анализ безопасности

· модельный основан на построении моделей воздействия вредн. факторов на человека

· экспертный, при котором вероятность соб-ий опр-ся данными экспертизы

· социальный основан на опросе населения

Защитные и предохранительные устройства.

Защитные (оградит.)устройства: к ним относятся ср-ва защиты, препятствующие попаданию чел-ка в опасн. зоны; они применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны обработки заготовок, станков, прессов, ударных элементов машин. Конструктивно-оградит устройства могут быть: стационарными, подвижными и переносными.

Предохранительные устройства: предназначены для автоматич отключения подвижных агрегатов и машин при отклонении от норм. режима работы, к ним относ-ся: ограничители хода, изготовл-ых в виде упора, концевых выключателей, ограничителей скорости с тормозными устройствами и т.д.

Виды ответственности должностных лиц.

Должностные и административные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда несут ответственность: дисциплинарную, административную, уголовную и материальную.

· Дисциплинарная ответственность — дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу по спец-ти на срок до 3х месяцев) налагается в порядке подчиненности вышестоящей администрацией.

· Административная ответственность — выражается в применении административных взысканий :предупреждение, денежный штраф, взыскиваемый из заработной платы, лишение удостоверений (прав) — налагаются административными комиссиями, техническими инспекторами профсоюзов, органами Госгортехнадзора, энергонадзора, санитарного и пожарного надзоров.

· Уголовная ответственность — к ней привлекают органы прокуратуры. За нарушение правил охраны труда по ст.140 УК РФ виновное должностное лицо наказывается лишением.Согласно УК РФ лица, виновные в нарушении правил : а)при производстве строительных работ (санитарных, эксплуатации строительных механизмов);б)на взрывоопасных предприятиях наказываются :исправительными работами на срок до 1 года или штрафом до 300 руб. или увольнением от должности; в)при перевозке, использовании учета и хранении взрывчатых веществ согласно ст.217 УК РФ — лишения свободы или исправительными работами до 1 года, а при тяжких последствиях — до 7 лет; г)пожарной безопасности — ст.215 (вред здоровью, ущерб — лишение свободы на срок до 3 лет, гибель людей, тяжкие последствия до 5 лет.

· Материальная ответственность — выражается во взыскании с виновного лица сумм, выплачиваемых предприятием потерпевшему лицу или органам соцстраха.

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности не исключает материальной ответственности.

На протяжении более шести с половиной лет одной из приоритетных задач, обозначенной в рамках общей концепции становления России как действительно сильного, экономически передового и влиятельного государства мира, остается реформирование системы государственного управления.
Ирина БАКУЛИНА, начальник отдела договорной правовой работы Юридического управления Федерального Казначейства

В 2003–2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в РФ, в том числе и в части повышения эффективности государственного управления, усовершенствования прохождения государственной гражданской службы, строгого соблюдения государственными служащими законности. Вследствие чего наряду с иными основополагающими нормативно-правовыми актами был разработан и принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», начато реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд и принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В настоящее время в рамках реализации Концепции административной реформы в РФ в 2006–2010 годах, разработанной в целях кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти и одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, одним из восьми основных направлений административной реформы является создание действенного механизма противодействия коррупции. Согласно данной Концепции действующая система закупок для государственных нужд остается недостаточно эффективной. Использование конкурсных механизмов допускает высокий уровень манипуляций, блокируя эффективную конкуренцию.
Важнейшими направлениями повышения эффективности государственных закупок являются формирование системы эффективного контроля над соблюдением законодательства в области закупок для обеспечения открытости и гласности каждой закупки, ведение открытого и доступного всем реестра государственных контрактов, установление жесткой регламентации процедур закупок для государственных нужд. Но реализация мер не будет эффективной без повышения ответственности должностных лиц за неэффективное расходование бюджетных средств, срыв сроков поставки и несоблюдение процедур закупок.

Необходимость повышения ответственности должностных лиц повлекла за собой введение в Кодекс об административных правонарушениях РФ новых видов административных правонарушений в сфере государственных закупок, а также введение повышенного размера налагаемых сумм штрафов. В настоящее время КоАП РФ содержит девять статей, предусматривающих применение мер административной ответственности как к государственным заказчикам, так и к исполнителям государственных и муниципальных контрактов.
К данным видам административных правонарушений относятся: несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 КоАП РФ); нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ); предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП РФ); нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 КоАП РФ); нецелевое использование бюджетных средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ); непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ); непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 19.7.2 КоАП РФ).
При этом следует заметить, что Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу по истечении тридцати дней с даты его официального опубликования, внесены существенные изменения и дополнения в статьи 7.30, 7.31, 7.32 КоАП РФ, а также введены совершенно новые виды административных правонарушений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Речь идет о таких нарушениях, как нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ст. 7.31.1 КоАП РФ). Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта или о его изменении, исполнении, растор­жении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, также является нарушением (ст. 19.7.4 КоАП РФ).

Читайте также:  Где находится ближайший нотариус

Введение в КоАП РФ новых видов административных правонарушений в сфере государственных закупок обусловлено прежде всего необходимостью повышения ответственности должностных лиц за экономию и целевое использование бюджетных средств, а также усиления антикоррупционной составляющей при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря об ответственности должностных лиц в целом, необходимо обратить внимание на то, что нормы об ответственности разбросаны по различным нормативно-правовым актам, что ведет к разобщенному пониманию института ответственности должностных лиц на государственной гражданской службе. Само понятие должностных лиц приводится как минимум в трех различных нормативных актах. Так, понятие должностного лица предусмотрено в статье 2.4 КоАП РФ, согласно которой под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Положениями данной статьи также установлено, что лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29–7.32 КоАП РФ, также несут административную ответственность как должностные лица.
В примечании к статье 285 Уголовного кодекса РФ под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Необходимость четкого определения понятия «должностное лицо» связывают главным образом с совершенствованием законодательства о государственной, в том числе гражданской, службе, имея в виду механизм юридической ответственности в государственном аппарате, поскольку именно должностные лица выступают ее самостоятельными субъектами.
Использование в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) термина «лица» существенно расширяет пределы правовой охраны общественных отношений в государственно-служебной сфере. В юридическом смысле это означает, что ответственности за нарушение законодательства о гражданской службе подлежит неопределенный круг лиц: не только представители нанимателя и гражданские служащие, допустившие подобные нарушения, но и иные (физические и юридические) лица, препятствующие реализации прав гражданских служащих и исполнению ими обязанностей, возложенных данным Законом. При этом статья 68 Закона № 79-ФЗ содержит общее положение, устанавливающее ответственность за нарушение законодательства РФ о гражданской службе, отсылая правоприменителя к положениям различных федеральных законов, устанавливающих основание и порядок применения самых разнообразных видов юридической ответственности: дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной.

Рассмотрим каждый из видов юридической ответственности, выделяемых на сегодняшний день юридической наукой, применительно к должностным лицам, находящимся на государственной гражданской службе.
Дисциплинарная ответственность. Согласно статье 57 Закона № 79-ФЗ на любое должностное лицо за совершение дисциплинарного проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание. К дисциплинарному проступку законом отнесено неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Отличительным признаком дисциплинарной ответственности является то, что ее меры применяются к виновному государственному служащему в порядке подчиненности вышестоящим государственным органом или должностным лицом, уполномоченным назначать государственного служащего на государственную должность, то есть представителем нанимателя.
Материальная ответственность гражданского служащего наступает за дисциплинарный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб органам государственной власти. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения виновного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб государственному органу. Поскольку Законом № 79-ФЗ не определены основание и порядок привлечения гражданских служащих к материальной ответственности, то действуют положения статьи 73 Закона 79-ФЗ. В ней говорится о том, что федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом. Поэтому материальная ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях в соответствии с разделом XI Трудового кодекса РФ.
Гражданский служащий обязан возместить государственному органу причиненный прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества государственного органа или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного гражданским служащим третьим лицам. Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения представителем нанимателя обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного гражданскому служащему.
Трудовым законодательством (ст. 241 ТК РФ) установлено, что правонарушители несут ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (месячного денежного содержания гражданского служащего). Полная материальная ответственность, когда причиненный ущерб возмещается гражданским служащим в полном размере, наступает
в случаях и порядке, предусмотренных статьей 243 ТК РФ.
Взыскание с виновного гражданского служащего суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка (месячного денежного содержания), производится по распоряжению представителя нанимателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя размера причиненного гражданским служащим ущерба. Если месячный срок истек или гражданский служащий не согласен добровольно возместить причиненный государственному органу ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию, превышает средний месячный заработок (месячное денежное содержание) гражданского служащего, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
К гражданско-правовой ответственности отдельные категории гражданских служащих привлекаются за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (ст. 1069 ГК РФ). В этом случае вред подлежит возмещению
в полном объеме за счет соответственно казны РФ или казны субъекта РФ. Кроме того, за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших ему известными в связи
с исполнением должностных обязанностей, гражданский служащий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ.
Административная ответственность традиционно является одним из наиболее детально урегулированных видов юридической ответственности. Правонарушения (административные проступки), за которые применяется данный вид ответственности, затрагивают интересы публичного порядка, поэтому лицо, совершившее административный проступок, несет ответственность непосредственно перед государством.
Общая норма об административной ответственности должностных лиц, как упоминалось выше, содержится
в статье 2.4 КоАП РФ. Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность гражданских служащих наступает в результате совершения ими деяний, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей и содержащих признаки состава преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ. В уголовном законодательстве система этих преступлений включает:
а) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) (глава 30 УК РФ);
б) специальные должностные преступления в сферах: соблюдения Конституционных прав и свобод человека и гражданина; государственного регулирования экономической деятельности;
в) преступления, совершаемые
с использованием служебного положения;
г) преступления, совершаемые отдельными категориями гражданских служащих.
Понимание должностными лицами всей полноты юридической ответственности, знание и неукоснительное соблюдение требований законодательства, в том числе в сфере осуществления закупок для государственных нужд, а также порядка прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации является безусловным обстоятельством, позволяющим избежать различного рода ответственности и достойно представлять интересы государства при осуществлении своей профессиональной служебной деятельности.

Читайте также:  Процедура купли продажи дома с земельным участком

Не исполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.

Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений и, как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения. Кроме того, основания привлечения к ответственности содержаться и в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.

Каждый должен представлять, что за одно и то же противоправное действие (бездействие), будь то нарушение трудовых отношений или нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений, может повлечь за собой ответственность в любых ее проявлениях (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.

Квалифицируют противоправные действия, как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление), и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные, полномочия (суд, прокуратура, милиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).

Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, являющегося руководством для работодателя. А вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.

Следует иметь в виду, что понятие «должностное лицо организации» является собирательным и не имеет законодательного определения.

Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), называя в качестве субъекта того или иного наказуемого деяния должностных лиц, в первую очередь, имеют в виду лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции в органах государственного управления. В частности, в «Примечании» к статье 2.4 КоАП РФ разъясняется, что:

«Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».

В Российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ответственность», поэтому приходится обращаться к науке. Теория права выработала огромное количество определений ответственности, но, как и по многим юридическим вопросам единой точки зрения нет, что опять таки связано с отсутствием легального определения данного понятия.

Как правило, под юридической ответственностью понимают:

наказание за совершенное правонарушение;

реализацию санкции нормы права;

меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

порицание, как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;

особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением. Как правило, основным правоотношением является отношения правонарушителя и государства в лице соответствующих органов.

Каждое из вышеперечисленных определений имеет право на существование. Таким образом, под ответственностью понимается предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия вследствие совершенного им правонарушения.

Читайте также:  Бабушка считает деньги в аптеке

Виды юридической ответственности обычно классифицируют в зависимости от отрасли права: гражданская, налоговая, дисциплинарная, административная, уголовная и так далее.

Следует отметить, что юридическая ответственность является видом социальной ответственности, наряду с моральной и этической.

Применительно к теме настоящей статьи субъектами правоотношений являются — должностные лица организации, к числу которых относятся:

— руководитель организации. Согласно статье 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается Федеральными законами от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статья 69, далее Закон №208-ФЗ), от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 40, далее Закон №14-ФЗ), от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» (статья 21) и иными. Подробный порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается учредительными документами организации.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов.

Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации.

— члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);

Порядок избрания коллегиального органа устанавливается Федеральными законами №208-ФЗ (статья 64, 66), №14-ФЗ (статья 41) и иными. Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации;

— заместители руководителя организации;

— иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и так далее).

Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Но все вышесказанное, применительно к рассматриваемой теме, следует представлять в рамках иной ответственности, под которой авторы понимают наличие у главного бухгалтера и руководителя организации (как работников вообще и как должностных лиц в частности) прав и обязанностей в осуществляемой ими деятельности и в управлении делами, определенными трудовым договором, должностными инструкциями, а также предписаниями нормативных правовых актов, касающихся выполнения главным бухгалтером и руководителем значительного объема полномочий для реализации своих трудовых функций.

В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции. Должностная инструкция, является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающими эти должности.

В должностной инструкции помимо всего прочего должны содержаться положения об ответственности.

Кроме того, законодатель предоставляет работодателю возможность при заключении трудового договора с работником (назначаемым на должность главного бухгалтера либо заместителя руководителя) установить условия о материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю (часть 2 статьи 243 ТК РФ).

Общие положения о правах и обязанностях главного бухгалтера, а также об ответственности главного бухгалтера и руководителя организации содержится в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 года №59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

Из всего сказанного выше следует сделать следующие выводы:

1. Главный бухгалтер и руководитель организации, как граждане, могут нести ответственность гражданскую, в соответствии нормами гражданского законодательства (смотрите Гражданский кодекс Российской Федерации), уголовную ответственность за преступления, кроме должностных, предусмотренные УК РФ, административную, предусмотренную КоАП РФ.

2. Главный бухгалтер и руководитель организации, как работники, могут нести дисциплинарную или материальную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (ТК РФ), и уголовную — за преступные действия (бездействие) в сфере трудовых отношений, предусмотренные УК РФ.

3. Главный бухгалтер и руководитель организации, как должностные лица, могут нести:

— уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности и за злоупотребление полномочиями вопреки интересам службы, предусмотренные УК РФ.

— административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренные КоАП РФ.

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. В тоже время, должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Исключением из этого правила составляют правонарушения хотя и предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов (например, статьи 128, 129, 129.1 НК РФ). Указанные правонарушения не связаны со статусом должностного лица и поэтому могут быть наложены на любое лицо.

Более подробно с вопросами, касающимися ответственности руководителей организации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ответственность должностных лиц организации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector