Политическое убежище может быть предоставлено лицу преследуемому

Политическое убежище может предоставляться лицу, преследуемому на родине за политические, религиозные и иные убеждения, но только при условии, что эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Последнее обстоятельство особо важно, так как в антидемократическом государстве с государственной идеологией закон может признавать преступлением просто инакомыслие, но это не должно становиться препятствием для получения убежища. Поэтому значение должен иметь только международный стандарт, а не национальное определение преступности деяния. Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России и регулируется
Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 12 июля 2012 г.).

Согласно этому положению, лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

1) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

2) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

3) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом РФ «О беженцах»;

6) лицо представило заведомо ложные сведения;

7) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

8) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

1) возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2) выезда на жительство в третью страну;

3) добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

4) приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

С предоставлением политического убежища связан вопрос экстрадиции. Экстрадиция – это передача другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное дело или вынесен приговор. Экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. Однако, существует конституционный запрет выдачи гражданина России другому государству (ст. 61 Конституции РФ).

Контрольные вопросы

1. Что такое гражданство?

2. Назовите основные принципы Российского гражданства.

3. Назовите основания, позволившие Ж. Депардье, не проживавшему на территории России и не знавшему русского языка получить российское гражданство.

4. Кто такие иностранные граждане и апатриды?

5. Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы?

6. Может ли иностранный гражданин иметь статус вынужденного переселенца?

7. Что такое экстрадиция?

Темы рефератов

1. Конституционно-правовые статусы личности в Российской Федерации.

2. Гражданство и брак в Российской Федерации.

3. Государственные органы по делам гражданства.

4. Правовое положение бипатридов.

5. Конституционно-правовые вопросы экстрадиции.

Литература

1.Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) //Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 г. № 9.

2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в редакции от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 22. Ст. 2031.

3. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в редакции от 25 ноября 2013 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 427.

4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3032.

5. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. № 34. Ст. 4029.

Читайте также:  Найден кошелек нижний новгород

6. Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 1993. № 12. Ст. 425.

7. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 г. № 30. Ст. 3285.

8. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в редакции от 6 августа 2014 г) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4571.

9. Артамонов, О. В., Малумов Г. О. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». / О. В. Артамонов, Г. О. Малумов. – М.: Деловой двор, 2009.

10. Басик, В. П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России / В. П. Басик. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – 318 с.

11. Головистикова, А. Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов / А.Н. Головистикова // "Законодательство и экономика", 2005. – № 5.

12. Корявцев, В. В. Гражданство Российской Федерации приобретенное и оформленное / В. В. Корявцев. – СПб.: Весь, 2005. – 128 с.

13. Кутафин, О. Е. Российское гражданство. / О. Е. Кутафин. – М.: Юрист, 2003. – 287 с.

14. Левченко, И. П. и др. Российское гражданство: учеб. Пособие для вузов / И. П. Левченко (и др.). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, 2005. – 350 с.

15. Шабайкин, Ю. Н. Двойное гражданство / Ю. Н. шабайкин. – М.: Юрист, 2008. – 97 с.

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
"Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 "Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются — лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. — Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

Читайте также:  Когда можно сменить объект налогообложения при усн

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. — Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Читайте также:  Брачный договор при смерти одного из супругов

Правительство США предоставляет тем, кого преследуют на родине, гуманитарную помощь. Гуманитарная помощь включает программы:

Термины «убежище» и «беженец» означают специальный статус, который может быть предоставлен тем, кто преследуется или опасается, что будет преследоваться на основе расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или своих политических убеждений.

Убежище может быть предоставлено человеку, находящемуся на территории США не более одного года. Если этот срок пропущен, у просителя должны быть очень веские причины для объяснения, почему он не подал заявление раньше. Одной из таких причин может быть резкое изменение политической обстановки в стране заявителя.

Легальность въезда в Соединенные Штаты и текущий статус просителя не имеют значения.

Также попросить убежище человек может на американской границе. В этом случае просьбу рассмотрит иммиграционный Офицер и, если сочтет прошение обоснованным, препроводит человека в специальную тюрьму, где тот будет дожидаться иммиграционного суда. В ходе судебного заседания судья решит, предоставить просителю политическое убежище в США, или депортировать его в ту страну, откуда он прибыл.

Если Вы получаете убежище в США или статус беженца, то Вы можете находиться в Америке неограниченное время и при этом иметь право на работу. Вы также можете подать документы на получение вида на жительство в США (Грин Карты). Однако, для того, чтобы получить убежище или статус беженца, Вы обязаны доказать, что Ваш случай отвечает определённым критериям.

Вы должны доказать следующее:

  1. Вы не можете больше жить в Вашей стране из-за преследования или обоснованного страха преследования в будущем
  2. Преследование или страх преследования имеют место на основе одной из следующих причин:
  • раса (расовая принадлежность)
  • религия
  • национальность
  • принадлежность к определённой социальной группе
  • политические убеждения

Если человека преследуют по любой другой причине кроме этих, политического убежища в США он не получит.

Преследование обычно определяется как действия, связанные с причинением страданий или вреда преследуемому. Подвергнуться дискриминации или унизительному обращению ещё недостаточно для того, чтобы это считалось преследованием. Действия по отношению к вам могут включать угнетение, наказание или другие физические или психологические методы воздействия. Угроза жизни, например, всегда считается преследованием. Наиболее часто встречающимися формами преследования являются причинение или угроза причинения тяжёлых физических увечий, избиение, пытка, изнасилование, похищение и тюремное заключение.

Три необходимых условия

Политическое убежище в США может быть предоставлено, если будут соблюдены три основных условия:

  • Человека по одной из пяти вышеназванных причин преследует государство, то есть его официальные организации, или люди, которых власти не могут или не желают контролировать.
  • Преследуемый человек обоснованно боится возвращаться на родину.
  • Человек не сможет избежать преследования, переселившись внутри страны.

Два обязательных фактора

Политическое убежище в США может быть предоставлено при одновременном наличии двух факторов — субъективного и объективного.

Субъективное — это личное мнение человека, его переживания, опасения, рассказ о том, что с ним произошло и тому подобное.

Объективное — это документы, протоколы, справки, газетные публикации, свидетельства, прецеденты и так далее.

То есть человек должен субъективно испытывать опасения возвращаться, подкрепив эти опасения объективными доказательствами.

Если человек не боится преследований в случае возвращения в свою страну, хотя при этом есть доказательства, что преследования существуют — политического убежища в США он не получит. Также он не получит политического убежища, если боится преследований, но не доказал их реальность. Бремя доказывания лежит на заявителе.

Политическое убежище в США не может получить человек, который сам участвовал в преследовании кого-либо по любой из этих пяти основных причин.

Преследование на основе расы, религии или национальности предполагает, что правительство Вашей страны либо осуществляет эти преследования, либо поощряет других преследовать Вас по причине Вашей расы, религии или национальности. Такое преследование должно быть индивидуально направлено, т.е. Вы должны доказать, что именно Вы являетесь непосредственной целью этого рода преследования. Будет недостаточно просто показать, что такого рода преследования широко распространены в Вашей стране.

К подготовке дела нужно подойти серьезно и обстоятельно. Самая важная задача — сбор всех необходимых документов. Их довольно много:

  • форма I-589;
  • документы, подтверждающие вашу личность;
  • если Bы подаёте заявление на получение политического убежища не в одиночку, а с членами семьи, то нужны ещё и документы, свидетельствующие о вашем родстве;
  • ваша реальная история
  • доказательства, подтверждающие вашу историю.

Если у Вас больше одного гражданства и Вас преследуют в одной из этих стран, то Вы не отвечаете требованиям, предъявляемым к претендентам на статус убежища или беженца, т.к. в этом случае Вы можете поехать в другую страну.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector