Когда кто-то из членов семьи отсутствует и не пользуется жилплощадью продолжительное время, когда не осуществлялась подача воды или тепла, то при наличии подобных обстоятельств граждан интересует, реально ли сделать перерасчет за коммунальные услуги. В каких случаях это возможно, что нужно предоставить, куда обращаться, как скоро можно рассчитывать на ответ?
Можно ли сделать перерасчет
Уменьшение размера начислений по коммунальным платежам – вполне законная процедура, регламентируемая Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. Но важно знать, что не на все услуги можно сделать перерасчет. В п.86 ПП №354 указано, что корректировка начислений не коснется платы за общедомовые нужды и за отопление.
В этом же пункте постановления говорится, что вправе обращаться за снижением начислений только те пользователи, у кого нет счетчиков на следующие энергоносители:
- газ;
- электроэнергия;
- вода горячая и холодная.
Не сделают перерасчет по коммуналке тем, кто имеет технические возможности для монтажа приборов учета, но просто не позаботился об этом или принципиально отказался заниматься этим вопросом, как и ремонтом вышедшего из строя счетчика. Начисления по водоотведению пересчитают только в случае, когда уменьшают плату за водоснабжение.
Основание для перерасчета коммунальных услуг
Постановлением №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг…. В п.31 этих Правил… перечислены основания для корректировки начислений за коммуналку. Это такие обстоятельства:
- услуги были предоставлены ненадлежащего качества;
- жильцы непостоянно пользовались помещением и услугами, так как отсутствовали;
- коммунальные услуги предоставлялись с перерывами, превышающими нормативно допустимые;
- жильцы были временные.
По каждому из этих оснований будет выполнен перерасчет коммунальных платежей, но только при наличии официальных документов. К примеру, если квартире было холодно в отопительный период, то основанием для уменьшения суммы платежа за эту услугу будет принята бумага от представителей теплоснабжающей организации и ТСЖ или УК, подтверждающая, что такой факт имел место на протяжении некоторого периода времени.
Откорректируют платежки и в случае, когда жильцы отсутствовали. В п. 86 ПП №354 перечислено, какие документы должны быть предоставлены в связи с отсутствием пользователей услуг:
копия командировочного удостоверения;
- копия путевки в санаторий или иное лечебно-профилактическое, курортное учреждение с подписью руководителя учреждения и мокрой печатью;
- бумага из дачного или садового кооператива, с подписью председателя и печатью;
- справка из больницы с подписью должностного лица и печатью;
- проездные бумаги и т.п.
Подтверждающие документы должны быть на русском языке, с регистрационным номером и датой выдачи. Срок отсутствия жильцов примут во внимание, если его продолжительность составила не менее 5-ти дней, причем в п.90 постановления №354 указано, что дни убытия и прибытия в период отсутствия не включаются.
Максимальный период отсутствия жильцов, за который сделают пересчет платежей, равен 6 месяцам, после чего нужно обращаться заново, прикладывая обновленные документы. Отличный выход, если вы проживаете в единственном числе или в составе, уезжающем вместе – заявить о предстоящем отъезде заранее, тогда пришлют слесаря, который перекроет подачу газа, вода, электричества и поставит свои пломбы.
В этом случае никаких подтверждающих бумаг предоставлять не потребуется: целостность пломб удостоверит, что энергоносители не использовались (п.96 ПП №354).
Куда обращаться для перерасчета
Обращаться следует в бухгалтерию предприятия ЖКХ, обслуживающего ваш жилой дом. Подавая заявление, необходимо в этом обращении не только изложить суть просьбы и основания, но и перечислить прилагаемые документы, а также приколоть их в порядке перечисления.
Однако не всегда есть возможность на дату подачи заявления иметь на руках подтверждающие документы, тогда об этом также следует поставить в известность бухгалтера, указав причину.
Сроки рассмотрения
Сроки рассмотрения бумаг на перерасчет коммунальных услуг регламентированы в п.91 ПП №354. Бухгалтерия обязана отреагировать в течение 5 календарных дней со дня поступления заявления (при наличии документального подтверждения оснований). Если на момент обращения за перерасчетом документов не было, то заявитель в течение 30 дней обязан их предоставить (считая с даты возвращения домой отсутствующих жильцов).
Что делать если получили отказ
В случае, если не откорректирована платежка по прошествии 5 дней с момента обращения, или если отказано в перерасчете, а все основания имеются, то налицо нарушение прав жильцов и неисполнение постановления №354. Имеет смысл пойти на прием к руководителю УК, рассказать суть недоразумения, попросив вмешаться и дать указания бухгалтеру. Если последует категорический отказ пересчитывать платежи за коммунальные услуги при наличии на то законных оснований, тогда необходимо обращаться в суд.
Вопрос перерасчета за коммуналку заключается не только в уменьшении платы, но имеет и принципиальную подоплеку: закон обязаны соблюдать все, в том числе и работники сферы ЖКХ, даже если сумма окажется не такой уж и внушительной. Чаще всего вмешательство судебных органов не требуется, так как корректировка квитанций – обычный, рядовой момент в работе бухгалтера при обращении жильцов.