Программа стажировки машиниста экскаватора

Данная программа проведения первичного инструктажа по охране труда для машиниста экскаватора разработана на основании Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации.

№ п/п Тема
1. Правила внутреннего трудового распорядка
2. Особенности и характеристика условий труда машиниста экскаватора. Характерные причины несчастных случаев и заболеваний.
3. Порядок допуска машиниста экскаватора к работе. Стажировка на рабочем месте. Инструктажи по охране труда. Предварительный и периодический медицинские осмотры.
4. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на машиниста во время работы
5. Работы повышенной опасности
6. Средства индивидуальной защиты машиниста экскаватора и правила пользования ими
7. Проведение машинистом перед началом работы технического обслуживания экскаватора согласно инструкции по эксплуатации. Порядок проверки экскаватора перед началом работы.
8. Требования безопасности при установке и перемещении экскаватора. Действия, которые запрещены машинисту во время работы экскаватора. Требования безопасности при осуществлении погрузки грунта в автосамосвал.
9. Меры безопасности при выполнении работ вблизи подземных коммуникаций, а также в охранной зоне воздушной линии электропередачи. Требования безопасности при работе с инструментом и приспособлениями
10. Действия машиниста экскаватора при возникновении с кем-то из работников несчастного случая
11. Пожарная безопасность на территории предприятия и при производстве работ. Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях
12. Изучение инструкций по охране труда:

    Инструкция по охране труда по оказанию первой медицинской помощи при НС на производстве

Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора

Инструкция по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями

К работе на экскаваторах допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления экскаватором и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Удостоверения выдаются машинистам, прошедшим курс обучения и сдавшим экзамен (аттестацию).

Обучение проводится, как правило, в профессионально-технических училищах, учебных комбинатах, на курсах, располагающих соответствующей производственной базой для практического обучения, и на заводах-изготовителях экскаваторов в случае освоения новых типов машин. Машинистов подготавливают по учебным программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию или министерствами (ведомствами). Для приобретения практических навыков будущие машинисты проходят производственное обучение (стажировку) под руководством высококвалифицированных специалистов. После обучения и прохождения производственной практики проводится аттестация машиниста квалификационной комиссией по месту обучения.

При аттестации машинистов кранов в состав квалификационной комиссии входит представитель Госгортехнадзора. Машинистам экскаваторов, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии, а машинистам кранов — за подписью председателя комиссии и представителя Госгортехнадзора. Результаты аттестации оформляются протоколом. В удостоверении машиниста указывается тип машины, к управлению которой он допущен. Назначение на работу машиниста экскаватора оформляется приказом по организации (предприятию), на балансе которой находится экскаватор. Машинистами могут работать лица не-моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование. При переводе машиниста с одного типа машины на другой проводят дополнительное обучение по сокращенной программе и аттестацию. При переводе с одной модели экскаватора на другую одного и того же типа дополнительное обучение машиниста не требуется. В этом случае машинист знакомится с особенностями машины и проходит стажировку в течение 3—6 смен, после чего приступает к самостоятельной работе.

Читайте также:  Как расшифровывается гбр охрана

Закончив с обучением, передо мной встал серьезная проблема с поиском работы. Ключевым аспектом формирующим эту самую проблему было как раз то, о чем я говорил в своей предыдущей статье — экскаватор я в глаза не видел, и как им управлять мог только догадываться. А это, в свою очередь, сводило на ноль попытки трудоустроиться экскаваторщиком в принципе. Чтобы хоть как-то увеличить вероятность трудоустройства, хотя бы на 5%, от этого самого нуля, нужно было найти место где мне позволили бы поработать на технике. Над этим вопросом я ломал голову довольно долго, но решение пришло само-собой. Наверное у каждого из нас есть родственники, друзья и знакомые которые длительное время работают на автотранспортных предприятиях, имеют хорошие отношения с руководством. Такой родственник есть и у меня. Через своего дядю, я договорился о возможности прохождения стажировки на экскаваторе в одном из автодорожных предприятий города.

Стажировка проходила на карьере по добыче камня, посреди глухой тайги в 50 км. от города. Можно было бы рассказать как я тратил на дорогу туда и обратно по 6 часов в день, как КАМАЗы штурмовали гору и порой не могли пробраться в карьер из-за снегопадов, но думаю это не так уж и интересно.

В первый день, прибыв на карьер, я не мог налюбоваться бескрайними просторами густой тайги уходящей куда-то вдаль, за горизонт. Здесь исчезла привычная городская суета. Тишина заснеженной тайги, периодически прерывалась лишь тарахтением экскаватора или завыванием ползущего в гору КАМАЗа. На вершине карьера, одиноко стояли временный вагончик сторожа и скучающий без дела бульдозер.

Первым делом я пообщался с экскаваторщиком, рассказал кто я, кто меня отправил и пр. После чего Дима, так звали экскаваторщика, вкратце объяснил расположение органов управления, значение кнопок, рычагов, а так же показал расположение "внутренностей". Получасовое знакомство с экскаватором, закончилось тем что я попробовал по управлять этой техникой. Если честно, то было страшновато. Я бесконечно путался в джойстиках. Пытался зацепить и поднять грунт, а вместо этого поднимал сам экскаватор с одной стороны на пол метра. При попытке открыть ковш, бился им о рукоять, в общем драконил экскаватор, и полагаю, этим сильно накалял Диму. Через 10 минут, мои первые мучения закончились и мы пошли в вагончик пить чай.

Стоит немного рассказать об основных органах управления экскаватора. Управление экскаватора просто как кирпич. Сев в экскаватор первым делом нужно опустить рычаг расположенный возле сиденья со стороны двери. Этот рычаг отвечает за давление в гидросистеме. Если его не опустить, экскаватор в движение не привести. Он преграждает тебе путь из кабины, так что выйти не подняв его, не получится. Сделано это для безопасности, чтобы, если ты садясь в кабину случайно заденешь джойстик, экскаватор не пришел в движение.

Читайте также:  Получение загранпаспорта ребенку до 14 лет

Впереди расположены две педали, дублирующиеся рычагами, они отвечают за движение экскаватора вперед/назад. Правый рычаг и педаль — это правая гусеница, соответственно левая педаль и рычаг — левая гусеница. Можно управлять как тебе удобно — хочешь педалями, хочешь рычагами. Так как платформа крутится на 360 градусов, то чтобы начать движение, нужно вначале убедиться в какой стороне стоят ведущие звездочки. Просто можно толкнуть рычаги от себя, думая что кабина стоит передом, а окажется что она стоит наоборот и ты поедешь назад. Я так несколько раз путался.

Спереди, в правом углу, стоит монитор бортового компьютера. Я не углублялся в его изучение, но там можно посмотреть наработку по моточасам, время до следующего планового ТО, все параметры работы экскаватора, типа давления в гидросистеме, оборотов двигателя, а так же наличия неисправностей.

Возле правого джойстика, интуитивно понятные кнопки — фары, дворники, печка, кондиционер, ключ зажигания т.д. Самый большой "вертушек" — это акселератор (рычаг газа). После того как мы включили рычаг давления в гидросистеме, этот "вертушек" необходимо повернуть примерно на половину и экскаватором можно начинать управлять.

Управление ковшом, стрелой, рукоятью и поворотом платформы осуществляется при помощи двух джойстиков. На различных экскаваторах, те или иные функции могут отличаться. Например, на одном экскаваторе движение левого джойстика вправо, это поворот платформы, а на другом это движение рукояти. Но я расскажу как осуществляется управление на том экскаваторе, на котором я проходил стажировку, а именно на Hitachi ZX-330.

Левый джойстик:

рукоять движется от тебя.
рукоять движется на тебя.
платформа поворачивает влево.
платформа поворачивает на право.

Правый джойстик.

стрела поднимается.
стрела опускается.
ковш закрывается.
ковш открывает.

Джойстики очень "мягкие", чуть коснешься и экскаватор движется. Основная задача, это научиться контролировать степень надавливания на джойстик — "почувствовать экскаватор" и естественно, не путаться в действиях. Первые три дня у меня ушли именно на это. Например, хотел открыть ковш, вместо этого закрыл его еще больше или опустил стрелу. К концу третьего дня я уже перестал путаться, руки сами делали то что я хотел и меня это бесконечно радовало.

Затем, несколько дней, я учился правильно черпать грунт, набирать полный ковш и при этом не зарываться. Получалось с трудом. Черпал то по пол ковша, то по трети. Долго не мог сообразить в какой момент нужно остановить движение рукояти на себя, начать закрывать ковш, до какого угла это делать и в какой момент начать поднимать стрелу. Но со временем пришло понимание и этого. Рассказать как правильно это делать, я не могу, это нужно просто понять и привыкнуть в процессе работы.

Хоть я и научился черпать полный ковш и не зарываться при этом, оставалась последняя проблема — ямы. Ямы, это когда ты черпаешь грунт, нужно оставлять после зачерпывания ровную площадку по которой потом будут подъезжать КАМАЗы. Попробую объяснить на "пальцах". Представьте маятник. Если его качнуть, он будет идти не по прямой, а описывать полукруг в движении. Если поставить ковш ровно на грунт и начать тащить рукоять на себя, то ковш будет постепенно зарываться вниз так же описывая полукруг. Чтобы ковш не зарывался, нужно синхронно тащить рукоять на себя и поднимать стрелу вверх, без скачков. Проще сказать чем сделать. Я потратил 5 дней чтобы научиться азам подобных манипуляций. Тренировался так — высыпал ковш грунта на площадку и ровнял ковшом от себя и на себя. Было довольно сложно скоординировать движение рукояти корректируя ее подъемом или опусканием стрелы. Эта тренировка напомнила фильм "малыш каратист", в том моменте когда он несколько дней красил забор. 🙂

Читайте также:  Отключили свет как подключить самому

Когда же я освоил и это, настало время погрузки КАМАЗов. Хоть я уже и умел управлять экскаватором, но грузить первые машины было страшно. При погрузке, нужно выполнить несколько новых задач, помимо тех что описал выше.
Во первых, не убить водителя, 🙂 если он вышел из машины.
Во вторых, аккуратно вести ковш, не рассыпая грунт, чтобы камни не падали на кузов или не дай Бог на кабину.
В третьих, не ударить ковшом по кузову КАМАЗа.
В четвертых, не сдвинуть машину с места, случайно толкнув ее открывая ковш.
И в пятых, грузить в определенное место, в район центральной оси. Нагрузишь больше на перед — КАМАЗ сильно трясет при езде, а если больше нагрузишь назад — машина руля не слушается. Везде свои тонкости.

Погрузив несколько дней машины, я уже перестал бояться, но по прежнему все делал с предельной осторожностью. Наверное надо хотя бы пару месяцев по выполнять эти однообразные движения, и все довести до идеала, ну или хотя бы приблизиться к нему. Для этого нужно найти работу экскаваторщиком, стажироваться больше, особого смысла не было. Сообщил руководству о том что все, моя стажировка закончена, все умею. И мне выдали справку, о том что я стажировался на экскаваторе. Предстоял долгий поиск работы.
Стоит сказать, что поиск работы, хоть и с умением, но без стажа — это еще одна, реально серьезная проблема. Которая, на момент написания этой статьи, не решена. Надеюсь, как только смогу решить и эту проблему, опишу все трудности с которыми столкнулся при поиске работы экскаваторщиком, о том как фраза — "нет, тебя не возьму", стала ожидаемой и привычной.

Подробный фото отчет о стажировке, вы можете посмотреть в моем посту на Pikabu.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector