Температура в квартире в отопительный сезон далеко не всегда оказывается комфортной для проживающих. Практика показывает, что часто управляющие компании не следят за надлежащим предоставлением своих услуг.
И даже когда человек платит за отопление добросовестно, по факту в его квартире могут быть холодные батареи. А ведь температура в квартире в отопительный сезон регулируется стандартами ГОСТ. И их игнорирование – это нарушение прав потребителя, за что он может взыскать с управляющей компании компенсацию (или заставить провести перерасчет). Но какой должна быть температура в квартире и что делать, если она не соответствует заявленным стандартам?
Нормы температуры в помещениях
Согласно установленным нормативам ГОСТ Р-51617-2000 и СанПиН 2.1.2.2645-10, в отопительный период температура воздуха в квартире должна быть в пределах 18-24 градусов по Цельсию, для угловых комнат минимальная — 20 градусов. Для нежилых комнат – следующая:
- санузел и ванная комната – 18-26 градусов (оптимальная – 19-21);
- кухня – 18-26 градусов (оптимальная – 22-24);
- лестничная площадка и вестибюль – не менее 16 градусов;
- лифт – не менее 5 градусов;
- чердак, подвал – не менее 4 градусов (если имеются).
При этом допускается, что температура воздуха в квартире в ночной период может понижаться ниже минимума не более чем на 3 градуса (то есть, до 15). Но только с 00:00 до 06:00 часов.
Существует и понятие верхнего предела температуры в 26 градусов. Согласно нормативам министерства здравоохранения, это уже завышенная норма, при которой человек чувствует себя некомфортно. Если будет таковая температура в квартире зимой, то это тоже повод получить компенсацию за ненадлежащее предоставление услуги.
Как правильно измерить температуру?
Измерить температуру самостоятельно можно при помощи обычного спиртового термометра. Сам замер должен проводиться по следующим правилам:
- расстояние от внешней стены – не менее 1 метра;
- расстояние от пола – не менее 1,5 метра.
Таким же образом в жилых помещениях делают замеры и комиссии, организовываемые управляющей компанией при жалобе на несоответствие температуры.
Важно учесть, что большинство бытовых приборов для измерения имеют допустимую норму отклонения. Для тех же спиртовых термометров она составляет 2 градуса, для электронных – до 0,5 градусов.
По факту, этот показатель нужно добавлять к получившемуся (или отнимать, если речь идет о чрезмерно высокой температуре). Если все равно будет менее 18 градусов (или более 26), то можно смело говорить о нарушении прав потребителя.
Кто несет ответственность?
Полную ответственность за несоблюдение температуры в квартире в отопительный период несет управляющая компания, за которой закреплен дом. Это не относится к следующим случаям:
- явный виновник – сам владелец жилья (к примеру, он выполнял перепланировку
квартиры или заменил систему отопления без согласования);
- причина – техногенные или природные факторы, которым невозможно противостоять (землетрясение, стихия);
- теплосеть была умышленно повреждена (но восстановить её работу управляющая компания обязана в течение 24 часов).
Нормы температуры в квартире в отопительный и неотопительный сезон не могут корректироваться самостоятельно управляющей компанией или местными органами управления. В некоторых регионах были случаи, когда владельцам жилья частные коммунальные предприятия предоставляли документы, что у них заключен договор с администрацией по иным нормативам. Это – тоже нарушение законодательных мер.
Какую ответственность понесет управляющая компания? За каждый час отклонения от нормы температуры в квартире владелец жилья имеет право получить скидку в 0,15% за месячный платеж по услуге. По факту, если в течение месяца проблему не исправят, то в общем зачете он заплатит менее 10% за отопление.
Но доказать это – крайне сложно. В подобных случаях специалисты рекомендуют изначально жаловаться непосредственно в управляющую компанию, а свои права вместе с этим отстаивать через суд. Впоследствии можно затребовать компенсацию и за судебные издержки, медицинские услуги (если из-за низкой температуры в семье кто-то заболел и это доказано).
Чтобы иметь возможность пожаловаться на управляющую компанию, владелец квартиры (или зарегистрированный в ней жилец) обязаны предоставить протокол с проведенными замерами, составленный комиссией. В нем указывают:
- дату составления;
- характеристику квартиры;
- члены комиссии;
- данные прибора (наименование и серийный номер, дата последнего технического обслуживания, если проводилась);
- минимальная и максимальная зафиксированная температура (замеры проводятся в нескольких комнатах, а также на кухне, в ванной);
- подписи всех членов комиссии и заявителя.
Составляется 2 копии протокола. Одна оставляется заявителю, вторую комиссия забирает себе.
Кратность воздухообмена
Невзирая на то, какая температура должна быть в квартире в отопительный период, для комфортного проживания важен и нормальный воздухообмен в помещении. Нормативы ГОСТ Р-51617-2000 и этот показатель регламентируют. Согласно ему, норма воздухообмена для многоквартирных домов составляет:
- 3м3 на каждый квадратный метр жилой площади;
- 6 м3 на каждый квадратный метр кухни (9м3, если установлена газовая плита с 2-я конфорками, 12м3, если труба с 4 конфорками).
К сожалению, самостоятельно провести замеры и выявить «неполадку» — невозможно. Поэтому придется обращаться в управляющую компанию, чтобы они провели все необходимые замеры и, в случае нарушения нормативов, составили протокол.
Куда жаловаться?
Жаловаться на нарушение прав со стороны управляющей компании следует в:
- прокуратуру;
- жилинспекцию (организовывается местными органами управления);
- отдел по защите прав потребителя.
В крайнем случае можно обращаться в судовые инстанции, но подкрепив заявление актами проведения замеров, копией регистрации заявки (в управляющую компанию).
Итого, нормы отопления в жилой квартире действительно существуют и управляющие компании обязаны их придерживаться. Несоблюдением нормативов является нарушением прав потребителей и может стать причиной отзыва выданной раннее лицензии.