В форме самообразования может быть получено

Главная > Консультации > Омбудсмен > В каком классе ученик может перейти на самообразование?

Самообразование для многих родителей и детей является хорошей возможностью получить среднее общее образование за пределами школы, не посещая ее и не сдавая промежуточную аттестацию. Почему многие выбирают именно такое обучение?

Причин, по которым ученики и родители выбирают самообразование как форму обучения много:

  • подготовка к итоговой аттестации и поступление в высшее учебное заведение;
  • состояние здоровья;
  • особые способности, одаренность в той или иной области;
  • необходимость сочетать обучение в школе с работой и т. д.

Обсудим следующие вопросы:

С какого возраста можно перейти на самообразование?

Нужно ли проходить промежуточную аттестацию, если получаешь образование по форме самообразования?

Как школа должна организовать прохождение промежуточной аттестации учащихся в форме самообразования?

Чем самообразование отличается от семейного и домашнего обучения?

Основным документом, который регламентирует получение самообразования обучающимися, является Федеральный Закон от 29.12.20012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( далее — Закон).

Право на самообразование закреплено в ст.17 Закона. Закон закрепляет за обучающимися право на получение образования вне образовательной организации, без помощи педагогов. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам.

Особенности самообразования как формы получения образования

1. Обучающиеся не относятся к контингенту образовательной организации.

2. Обучающиеся могут в любой момент перейти на очную форму получения образования в школе.

В каком классе обучающийся может перейти на самообразование?

Самообразование подходит только для тех учащихся, которые получили основное общее образование и хотят получить среднее общее образование вне школы. Это учащиеся 10-х и 11-х классов. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования (п.2 ст.63 Закона). Таким образом, ученик, закончивший 9 классов, успешно сдавший итоговую аттестацию, не имеющий академических задолженностей может принять решение о переходе на самостоятельное обучение.

Кто принимает решение о переходе ребенка на самообразование?

Такое решение может принять учащийся самостоятельно. Дело в том, что родители несовершеннолетних обучающихся выбирают форму получения образования до завершения ребенком получения основного общего образования или при достижении обучающимся возраста 18 лет (п.3 ст.44 Закона, Семейный кодекс РФ). Согласие родителей при переходе на самообразование в 10-м или 11-м классе не требуется. А вот получение основного общего образования родители должны обеспечить.

Какие документы необходимы для перехода на самообразование?

При семейном обучении родители должны проинформировать местный орган управления образования о том, что ребенок будет обучаться в семье. При самообразовании информирование управления образования не требуется. Поэтому достаточно заявления родителей или ребенка.

Как проходит промежуточная аттестация обучающегося, если он находится на самообразовании?

Прохождение промежуточной аттестации обучающегося в форме самообразования — это право обучающегося, а не его обязанность (п.3 ст.34 Закона). Обучающийся, который перешел на самообразование, может пройти промежуточную аттестацию в школе в качестве экстерна. При прохождении промежуточной аттестации в качестве экстерна, обучающийся пользуется всеми правами, которые закреплены за учеником (пользование библиотечным фондом школы, посещение занятий, получение психологической помощи и т. д.).

Если учащийся хочет получить аттестат о среднем общем образований, то прохождение промежуточной аттестации становится обязательным. Это связано с тем, что к государственной итоговой аттестации допускаются только лица, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (Приказ Минобразования от 26.12.2013 г. № 1400 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»). Поэтому учащийся должен обратиться в выбранную им образовательную организацию с заявлением о зачислении его в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации. Аттестат о получении среднего общего образования выдается в той организации, в которой обучающийся проходил промежуточную аттестацию.

Процедура прохождения промежуточной аттестации в школе обучающегося в форме самообразования

Каждая образовательная организация принимает локальный акт и закрепляет в нем форму, порядок, сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся вне школы.

Когда обучающегося зачисляют в образовательную организацию, его обязательно должны познакомить с Уставом школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности и образовательной программой, по которой обучающийся будет проходить промежуточную аттестацию. После того, как обучающийся прошел промежуточную аттестацию, его отчисляют из образовательной организации и выдают справку о прохождении промежуточной аттестации экстерном в 3-х дневный срок (ст.60–61 Закона).

Самообразование достаточно новая форма получения образования. Успешность освоения образовательной программы зависит от причин перехода на такую форму обучения. Учащийся должен лично осознавать необходимость приобретения знаний, обладать определенными интеллектуальными способностями для того, чтобы самостоятельно планировать свое обучение и развиваться.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Самообразование как форма обучения: возможности организации.

Если образование выступало прежде всего как средство подготовки детей к выполнению общественных обязанностей, своего социального долга, то в 90-е годы возможность получить образование начинает рассматриваться как право личности, которое гарантируется государством.(Лебедев,НО №9,с 30)

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. (Закон)

Российское общество перестраивается, переосмысливает свои ценности и цели, эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции образования нашли свое место в практике работы школ. Ведется преподавание деполитизированных гуманитарных дисциплин, сформированы новые структуры для развития и разработки содержания образования, изменилось и содержание учебных предметов. От школы общество ожидает, что она отразит новый, демократический стиль жизни в своей деятельности, и в содержании учебных программ, в стиле преподавания и общения с детьми. Цель этих преобразований – сделать преподавание более индивидуализированным, ставящим в центре внимания ребенка. ( Давыдов В. Российская образовательная политика. НО №6, 2001, с.93)

Один из аспектов реализации права человека на образование – возможность выбора формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» Российской Федерации, вступившему в силу с 1 сентября 2013 года, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме. Можно обучаться и вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования.

Формы обучения в организациях характеризуются тем, что в ходе образования постоянно существует связь между обучающимся и педагогом, который несет ответственность за уровень и качество получаемого обучающимся образования.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся.

При формах обучения вне организаций обучающийся только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы, при этом преподаватели не следят за процессом его подготовки и не несут за это ответственности, вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

Эти формы принципиально различны, но законом разрешено их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один-два года и более. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.

Однако самообразование и семейное образование – это формы обучения вне организаций. И в настоящее время отсутствуют подзаконные нормативные акты по форме самообразования в Российской Федерации. Мы согласны с мнением, что самообразование – очень сложная для многих обучающихся форма получения образования. Более оптимальной является заочная форма обучения, законодательно закреплённая пунктом 2 статьи 17 для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма уже сама по себе предполагает самообразование и семейное образование, только под контролем государства относительно содержания обучения в соответствии с обязательными федеральными государственными образовательными стандартами.

Читайте также:  Прием жидких бытовых отходов

Поэтому в рамках данной статьи рассмотрим самообразование как форму получения образования в рамках заочного обучения для получения среднего образования, т.к. на основании ст.63. п.2 в форме самообразования может быть получено только среднее общее образование. Общее же образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Отметим, что несмотря на отсутствие в новом Законе «Об образовании» формы получения образования экстерном, понятие экстерн в нем сохранилось. Оно может также использоваться для обучающихся заочной формы, самостоятельно изучающих образовательные программы. Согласно Ст.33. п 9 «экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации». Аттестат выдается организацией, в которую экстерн был зачислен для прохождения государственной итоговой аттестации. Таким образом, мы считаем, что общеобразовательное учреждение, аттестующее экстернов, берет на себя «ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья».(Тип. Положение). Значит процесс самообразования при заочном обучении должен быть соответственно организован.

Самообразование основано «на самостоятельном изучении основ наук без посещения занятий, с последующей сдачей экзаменов за этот курс». (Влад.) Поэтому мы считаем, что исключительно важное значение для успешной самообразовательной деятельности имеет правильная организация учебной работы обучающихся, поскольку индивидуальный поиск знаний – самая характерная черта работы обучающегося самостоятельно. ( Бокуть, с 30)

Самообразование как форма получения образования – это и иной учитель: не только предметник, но и социопедагог, ориентированный на работу в гуще жизни, с разными слоями населения, в различных обстоятельствах. Это, наконец, организатор, по чьей инициативе вводятся новые формы обучения.

Эти обстоятельства поставили учителей перед необходимостью самостоятельно осваивать новые технологии обучения, овладеть навыками логико-дидактического анализа учебного материала, структурировать содержание учебного предмета, формировать систему заданий, организующих самостоятельную деятельность обучающихся. Результатом овладения перечисленными навыками является разработка учебно-методического комплекса (УМК) по предмету на весь курс обучения, который позволяет системно и на высоком уровне осуществлять научно-методическое обеспечение учебного процесса и способствует повышению качества самообразовательной деятельности обучающихся. Учебно-методический комплекс представляет собой методическое сопровождение всех элементов образовательной системы: целей образования, содержания образования, дидактических процессов, организационных форм. (Шакирова, Д.У. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Линейная алгебра и аналитическая геометрия как фактор развития познавательной самостоятельности студента университета» // Вестник ОГУ, №9, 2010, С. 209). Так, УМК по предмету «Математика» для учащихся 10-11 классов содержит:

тематический план изучения предмета, включающий:

– выделенные главные узловые темы – макромодули;

– выделенный минимально обязательный уровень знаний и умений обучающихся. Прежде всего, определено конкретно, что надо знать: основные понятия, определения, теоремы; что надо уметь: применение обязательного теоретического материала в решении опорных задач, которые способствуют формированию обязательных навыков, таких, как стандартные рассуждения, построения, вычисления;

– «сквозные» темы, для возможности рациональной организации повторения ранее изученного материала;

– список задач обязательного уровня усвоения содержания по данному разделу;

– список более сложных задач.

2) Разработанные инструктивные карты по теме, информационные схемы, подготовлены тренажеры.

3)Формы проведения контрольных мероприятий и критерии оценки.

4)Дидактические материалы, включающие набор тестов (входных, промежуточных, контрольных).

5)Рабочую тетрадь по геометрии, позволяющую создавать свой рабочий документ при освоении различных понятий.

6)Рекомендации по организации самообразовательной деятельности, план-график изучения различных разделов и тем, расписание лекционных, практических занятий, индивидуальных консультаций, зачетов и контрольных работ.

Хотим отметить, что особенность алгебры такова, что она перенасыщена многими формальными компонентами деятельности. Это создает определенные сложности в усвоении содержания, а также в приложениях к другим предметам школьного курса и практике. Такая особенность является ее спецификой, полностью исключить ее невозможно, однако возможно нейтрализовать негативные стороны этого явления. В этой связи в учебной программе выделяются главные узловые темы – макромодули. Деление может выглядеть следующим образом.

Таблица № .

Макромодули по курсу «Алгебра и начала анализа, 10-11».

Рациональные уравнения и неравенства и их системы.

Систематизация и обобщение сведений о рациональных уравнениях и их системах. Решение рациональных неравенств, метод интервалов решения неравенств. Решение систем рациональных неравенств.

Корни, степени и логарифмы.

Понятие корня степени n четной и нечетной степеней. Степень с рациональным показателем. Понятие логарифма и его основные свойства.

Синус и косинус угла. Тангенс и котангенс угла. Формулы сложения. Понятие тригонометрических функций числового аргумента.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение различных видов тригонометрических уравнений.

Элементы теории вероятностей

Элементы комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения. Понятие вероятности события.

Корни, степени и логарифмы.

Понятие корня степени n четной и нечетной степеней. Степень с рациональным показателем. Понятие логарифма и его основные свойства. Показательная и логарифмическая функции.

Функции и их графики.

Обобщение понятия функции. Область определения функции. График функции. Четность и нечетность функции. Промежутки монотонности функции и знакопостоянства.

Показательные и логарифмические уравнения.

Решение различных видов показательных и логарифмических уравнений и неравенств.

Производная и ее применение.

Производная. Механический и геометрический смысл производной. Производные суммы, произведения и частного. Исследование функций с помощью производной. Приложения производной.

Первообразная, интеграл и его применение.

Первообразная. Правила нахождения и таблица первообразных. Формула Ньютона- Лейбница. Приложения интеграла.

Равносильность уравнений и неравенств. Метод промежутков для уравнений и неравенств. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств.

Уравнения-следствия. Равносильность уравнений на множествах. Равносильность неравенств на множествах.

Для возможности организации повторения изученного ранее материала и показа взаимосвязи между отдельными курсами весь курс математики с 7 по 11 классы разбит на так называемые «сквозные» темы, которые также приведены в УМК.

Остановимся более подробно на некоторых этапах создания УМК по отдельным разделам, например на разделе «Логарифмы. Свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график».

На первом этапе тщательно проанализируем содержание учебного материала, определим круг вопросов для повторения с целью подготовки обучающихся к восприятию нового материала, рассмотрим рекомендованные методическим пособием задачи и примеры. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой задачи изучения материала: привести в систему и обобщить имеющиеся у обучающихся сведения о степенях, повторить свойства ранее изученных функций – линейной и степенной, можно сравнить рост и скорость изменения роста этих функций.

На втором этапе планирования процесса самостоятельного изучения учебного материала отбираем и конкретизируем содержание обучения. Именно здесь необходимо определить и выделить обязательные базовые результаты обучения, которых необходимо достичь всем обучающимся. Достижение этих результатов будет обеспечивать возможность понимания и дальнейшего изучения курса математики, применения полученных знаний в смежных предметах и дисциплинах и практической деятельности. Для нашего исследования принципиально важной является форма задания обязательных результатов обучения. Мы согласны с мнением, что она должна быть настолько конкретной, чтобы допускать возможность ориентации на них в процессе обучения, а также проверки их достижения. Для математики наиболее естественным в большинстве случаев является описание обязательных результатов в виде системы задач. Именно решение задач всегда было и остается важнейшим результатом обучения математике, который традиционно подвергается проверке и оцениванию. Это происходит потому, что умение решать задачи включает в себя целый спектр других важных результатов, таких, как владение математическими понятиями и фактами, умение анализировать, применять изученные приемы, умение рассуждать и обосновывать свои выводы и др. С этой целью выделим главные, существенные элементы раздела: сформировать понятие логарифма числа, изучить его свойства, выделить десятичные и натуральные логарифмы. Овладеть свойствами логарифмической функции, уметь изображать ее график, находить производную. Научиться решать логарифмические уравнения и неравенства. Уметь проводить тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений.

Читайте также:  Получение грантов на развитие бизнеса

С учетом задач обучения и содержания учебного материала на третьем этапе выбираем оптимальные для данных условий формы учебных занятий. Помимо основной формы занятий при обучении экстерном – самостоятельной познавательной деятельности – по некоторым особенно сложным и объемным темам предусматриваются лекционные занятия, лабораторные и практические работы. Для рассматриваемой темы предусмотрено одно лекционное занятие (необязательное для посещения экстернами), разработаны инструктивные карты по теме, информационные схемы, подготовлен тренажер.

Лекционные занятия предусматриваются в основном для изучения теоретической части учебного материала.

Изучение теории – один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Как отмечает В.В. Цукерман, любое усвоение знаний начинается с понимания основных идей и логики материала. В этом отношении живое слово учителя, помноженное на возможность обратной связи с аудиторией, обладает огромной эффективностью. Поэтому даже «один час хорошей лекции трудно заменить и пятью часами самостоятельной работы». (Цукерман, В.В. Нужны ли лекционные математические курсы в вузе? // Математика в школе, 1, 1990, с.42-43).

Лекция представляет собой фронтальную форму работы. Она предполагает организацию совместных усилий всех обучающихся для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому обучающемуся, показывается учителем сразу для всех.

Чтобы лекция не сводилась, как это происходит в большинстве случаев, к слушанию учителя и переписыванию с доски, мы считаем целесообразным проводить ее непосредственно используя учебник. При этом одновременно разбирается учебный материал и обучающиеся привлекаются к самостоятельной организованной работе с учебником.

Тренажер – это комплект упражнений, посвященных отработке определенного конкретного навыка. Задания тренажера по степени сложности практически не отличаются друг от друга. Мы считаем, что тренажеры способствуют развитию и воспитанию вычислительных навыков и умений. Отметим, что именно систематическое развитие вычислительных навыков было одним из требований А.Н. Колмогорова. По его инициативе в первых объяснительных записках к вариантам программ явно выделялись те вычислительные умения, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении того или иного материала. Уже позже, в 80-х годах прошлого века, эта идея была реализована применительно к отдельным классам и темам в перечне обязательных знаний и умений.

Логическим следствием проделанной работы для нашего исследования является четвертый этап – выбор наиболее рациональной и объективной системы контроля и обоснованных критериев оценки. Основой этого этапа стать проверка уровня обязательной базовой подготовки каждого обучающегося по данной теме. Положительная оценка в данном случае характеризует совершенно определенный уровень подготовки обучающегося и является символом того, что обучающийся может продолжить обучение. (Кузнецова, Л.В., Решетников, Н.Н., Фирсов, В.В. Планирование обязательных результатов бучения // Математика в школе, №2, 1985, с. 14-17).

Форма проведения контрольных мероприятий может быть различной: традиционная устная и письменная формы, в форме собеседования, в форме тестирования, в том числе и компьютерного.

Основной целью проведения контроля является проверка у обучающихся математических знаний и умений общекультурного уровня.

Приведем фрагмент УМК для раздела «Логарифмы» по учебнику.

Тематический план изучения раздела.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как "Формы получения образования". Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях", письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому".

Читайте также:  Адвокат защита интересов и прав

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната", который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната" экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского "вмешательства". До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским "участием" (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 "Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается" и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector