Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).
Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» [5] ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства [5] .
В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [6] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [7] , документах судов [8] и специальной юридической литературе [9] .
Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» [10] .
В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте [11] .
Общая характеристика нарушения авторских прав
Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.
Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:
- создание копии и её продажа;
- создание копии и передача её кому-либо ещё;
- в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.
Распространённость нарушений авторских прав
Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.
Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:
- Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
- Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).
Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).
Примеры нарушений авторского права
Видеопиратство
Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить] у съёмочной группы).
Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [12] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).
Аудиопиратство
Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.
Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.
Программное обеспечение
Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.
Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.
Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) [13] [14] .
Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное, с приобретением лицензий на него). По данным BSA и >[15] .
Компьютерные и видеоигры
Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.
В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».
Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.
Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также: q:en:Jack Valenti (высказывания Джека Валенти, президента Американской ассоциации кинокомпаний).
Литературные произведения
Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы [16] .
В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.
Ваше видео, выложенное в соцсети, появилось на телевидении? А фото пошло гулять по интернету? Обнаружили на чужом сайте свой текст? Или кто-то зарегистрировал сайт, который называется точь-в-точь как ваша компания? О том, что считать нарушением авторских прав, а что нет, и какую сумму можно получить в качестве компенсации, АиФ.ru рассказал член гильдии российских адвокатов Илья Гатикоев.
Ситуация № 1
Фото, которое вы разместили на своей страничке в соцсети, стали лайкать и постить другие люди.
— Если люди используют ваши фото или видео в своих личных целях, это не является нарушением авторских прав. Человек может разместить фотографию вашего авторства у себя на страничке, сделать её заставкой на своём компьютере, увеличить и повесить над своей кроватью и т.д. — всё это примеры использования фото в сугубо личных интересах.
Ситуация № 2
Вы стали свидетелем какого-то события (упал метеорит, случился пожар, теракт и т.д.), сняли его на видео и выложили в соцсети. Включаете телевизор, а ваши кадры транслируют по всем телеканалам.
— Это пример нарушения ваших авторских прав. Видео использовано в коммерческих целях. Поэтому я, как адвокат, хочу всех предупредить — у любой фотографии, даже той, что размещена в общем доступе на просторах интернета, есть свой законный владелец. И он может заявить о своих правах и потребовать у вас компенсации. Поэтому не воруйте фото в интернете для публикаций, рекламы и других своих коммерческих целей!
Ситуация № 3
Ваши фотографии так понравились учёному, что он решил вставить их в свою презентацию для научной конференции.
— И это нарушение авторских прав, потому что ваши фото были использованы не в личных, а коммерческих целях.
Ситуация № 4
Вы пошли на митинг, где вас сфотографировали крупным планом с плакатом и разместили на первой полосе газеты.
— Если фото напечатано с согласила его автора, значит, никакого нарушения здесь нет. Вы находились в общественном месте, где разрешены фото- и видеосъемка, так что предъявлять претензии вы не вправе. Исключение — если вы заранее предупредили фотографа о том, что отказываетесь сниматься. А также если ваше фото с плакатом с митинга появится в рекламе какой-то партии — тогда ваши права будут нарушены.
Ситуация № 5
Вы купили костюм человека-паука, и стали устраивать детские вечеринки в роли аниматора.
— Если правообладатель данного персонажа узнает о вашем бизнесе, он может подать на вас в суд. Несколько лет назад была судебная история, связанная с героями мультфильма «Маша и медведь». Одна женщина — индивидуальный предприниматель в небольшом магазинчике — продавала детские рюкзачки с изображением этих персонажей. Была контрольная закупка и выяснилось, что ни у производителя, ни у продавца не было разрешения на использование данного товарного знака. Только за 1 этот факт нарушения предпринимательницу оштрафовали на 50 тыс. руб. Так что если производители «Смешариков», «Человека-паука», «Тачек», «Мимимишек» или других героев застукают вас за зарабатыванием на них денег, они будут вправе требовать у вас компенсацию.
Кстати, несколько лет назад была организована целая компания по выявлению нарушений авторского права — эксперты ходили по ресторанам и фиксировали песни российских авторов, чтобы потом потребовать компенсацию за нарушение авторских прав. Не исключаю, что подобная акция возможна и в отношении агентств по организации детских праздников.
Ситуация № 6
Кто-то зарегистрировал сайт, который называется точь-в-точь как ваша компания. И некоторые ваши клиенты по ошибке обращаются к нему.
— Такие действия профессионалы называют домейнингом или киберсквоттингом. «Доменные споры» сейчас очень распространены. Был громкий случай с известной компанией Nike. Дело в том, что один товарищ подсуетился, зарегистрировал на себя домен nike.ru, и продавал на нём спортивные товары. Корпорация с одноименным названием обратилась в арбитражный суд, и выиграла дело, забрав домен себе. А позиция защиты товарища на суде была такая: «Я назвал сайт в честь богини Ники». Это было довольно простое доменное дело, чаще споры случаются намного сложнее.
Наиболее типичной является ситуация при которой владелец интернет-магазина в зоне .ru на пике популярности своего бизнеса регистрирует свое исключительно право на товарный знак, желая обезопасить свой бизнес, но впоследствии ему становится известным, что в другой доменной зоне, к примеру .su или .рф уже существует интернет-магазин со схожим наименованием и аналогичным товарным рядом. Бизнес правообладателя начинает претерпевать колоссальные убытки, так как лояльный товарному знаку, но дезориентированный потребитель, ориентируясь на запомнившееся название интернет-магазина, начинает приобретать товары у иной компании, нежели у правообладателя.
Как это ни странно, но прямого ответа на такое посягательство Российское авторское право не дает, а интересы правообладателей защищает ст.10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, которая запрещает недобросовестную конкуренцию.
При возникновении такой спорной ситуации правообладателю необходимо выяснить, кто является администратором сайта, неправомерно использующего товарный знак. В случае если администратором является юр лицо, то сделать это можно через сервис Whois, а если администратором является физлицо (зачастую так это и происходит), то посредством официального запроса в адрес регистратора доменного имени. Далее, определившись с недобросовестным администратором доменного имени, необходимо подготовить претензию в адрес администратора доменного имени, в случае неудовлетворения которой необходимо обратиться с иском в арбитражный суд, в котором можно заявить три требования: запрет на использование товарного знака, передача прав администратора доменного имени и взыскание компенсации.
Копию искового заявления со штампом суда о его принятии рекомендуется также направить в адрес регистратора домена с просьбой не осуществлять никаких действий по передаче прав администратора до рассмотрения доменного спора судебными инстанциями.
Какую компенсацию можно получить?
— Существует два подхода определения сумм компенсаций. Первый — расчёт убытков, когда правообладатель может посчитать, какой ущерб ему нанесён в результате нарушения его авторских прав (обычно это делают эксперты). Считаются как не дополученные доходы, так и прямой ущерб. Суммы компенсации в данном случае ничем не ограничены — это может быть хоть миллион, хоть миллиард рублей. Но, учитывая, что в авторском праве обычно сложно рассчитать прямые убытки, законодательство предоставляет второй вариант — фиксированную компенсацию. В этом случае сумма не может быть ниже 10 тыс. руб. и больше 5 млн руб. При этом никаких критериев её определения нет. Законодательство, как и в случае определения морального вреда, делегирует это определять судьям. На моей памяти максимальную компенсацию по авторскому праву заплатил один известный интернет- магазин бытовой техники автору рекламных роликов — 470 млн руб. За ваши фото, размещённые в газете, конечно, столько не заплатят. Суд определяет размер компенсации в каждом конкретном случае отдельно.
И когда обращаться в суд
Я побывала в 60 странах мира. Свои путешествия я описываю в блоге, и чем популярнее становятся мои рассказы, тем чаще нарушаются мои авторские права.
Хорошие тексты и экзотические фотографии пользуются спросом, но не всегда порталы и журналы используют их законными методами. Если вы популярный блогер, однажды вы найдете свою статью на сайте, которому не давали разрешение на перепечатку. Или вашу фотографию без спроса напечатают в журнале и не заплатят гонорар. Это вопрос времени.
Мы уже писали, что нет стопроцентной защиты от воровства из блога. Эта статья — о том, что делать, если контент украли, и как остаться в выигрыше, если кто-то нарушил ваши авторские права.
Статья для блогеров
По закону авторские права и права автора на имя и авторство — это не одно и то же.
Авторские права включают в себя личные неимущественные права, такие как право авторства, право на имя, право на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения, и исключительные имущественные права, которые связаны с использованием произведения.
Может быть так, что исключительные права принадлежат не автору произведения, а другому лицу. Например, художник-фрилансер нарисовал иллюстрацию по заказу журнала. Если кто-то украдет эту иллюстрацию, требовать компенсацию или убытки будет журнал, а не художник. Однако у художника останется право признаваться автором произведения и требовать возместить моральный вред.
В этой статье мы говорим о нарушениях прав блогеров, которые пишут тексты на своих сайтах и блог-платформах или размещают авторские фотографии в своих блогах не на заказ. Поэтому применительно к этой статье автор — всегда правообладатель. И у него есть все возможные способы правовой защиты, в том числе признание права авторства и выплата компенсации.
Примеры — это просто примеры. Скриншоты сайтов и фотографии журналов, которые вы увидите ниже, используются исключительно для иллюстрации статьи. У нас нет претензий к этим компаниям по соблюдению авторских прав.
Есть ли нарушение
Ситуации бывают разные. Бывает, блогер, у которого нет собственных фотографий, гуглит чужие и забирает их для иллюстрации своей статьи. Иногда недобросовестный сайт-агрегатор перепечатывает статью без активной ссылки и указания авторства. Турагентство может взять без спроса фото для рекламы.
У моих коллег тревел-блогеров даже были случаи, когда их сайты со всеми статьями и фотографиями копировали полностью, расставляя там реферальные ссылки на сайты бронирования отелей и туров для заработка. С первого взгляда непонятно, что из этого нарушение, а что нет.
Первый шаг — понять, нарушены ли вообще ваши авторские права. Гражданский кодекс дает автору произведений, в том числе фотографий и текстов, исключительное право на них, включая право на опубликование. В общем случае перепечатка текста целиком без согласия автора, даже с указанием имени, — уже нарушение закона.
Есть случаи, когда перепечатка не является нарушением. Например, если на сайте прописано, что тексты можно перепечатывать с указанием авторства и активной ссылкой на оригинал. Если эти условия выполнены, придраться не к чему: владелец сайта разрешил такое использование. Или если вы продали фотографию на сток: дальше ее использованием управляет фотосток, а вы получаете роялти.
Закон позволяет публиковать произведения без разрешения автора в информационных, научных, учебных или культурных целях. В этом случае обязательно должны быть указаны имя автора и первоначальный источник. Этот пункт коммерческие порталы часто пытаются использовать для защиты. Но не все так просто: список вариантов такого использования четко прописан в гражданском кодексе — цитирование и использование отрывков, а не произведения целиком, в некоммерческих целях.
Отдельными нарушениями также являются некоторые манипуляции с текстами и фотографиями. Например, удаление водяного знака с фотографии — это нарушение права на неприкосновенность произведения. По закону вносить изменения в произведения нельзя.
Публикация без имени или за подписью другого человека — тоже нарушение, даже если автор дал разрешение на перепечатку. Закон защищает право признаваться автором произведения и право публиковаться под своим именем, псевдонимом или анонимно.
Как найти нарушителя
Если нарушение есть, нужно понять, кто нарушитель.
В печатных изданиях. В случае с журналом или газетой вычислить нарушителя просто — нужно проверить выходные данные. В журнале они обычно расположены после оглавления, в газете — внизу первой или последней страницы. Там указано название юридического лица и контактные данные редакции.
Пример выходных данных журнала «Вокруг света»
В интернете. Если фотографию или текст украли в интернете, собственника сайта можно проверить через сайт whois.com. Стоит также проверить подвал сайта — нижнюю часть со вспомогательной информацией — и раздел «О нас».
Если данные неполные или скрытые, их можно получить от регистратора доменного имени. Информация о владельце домена конфиденциальна. Расширенные данные регистраторы предоставляют только лицу, у которого есть статус адвоката, по мотивированному адвокатскому запросу. Так что придется обратиться за помощью к юристу.
Пример информации о владельце сайта на сервисе Whois
Информацию о владельце сайта можно найти в разделе «О проекте»
Пример реквизитов компании на сайте «Билетикс-ру»
В соцсетях. Сложнее, если материалы из вашего блога опубликовали в социальных сетях, например в Фейсбуке или Инстаграме. Особенно если владелец аккаунта скрывает свое настоящее имя.
Если блогер или портал ведет хоть какую-то коммерческую деятельность, в его профиле должны быть контактные данные: телефон, сайт или электронная почта. По ним нарушителя можно дальше искать через Гугл или Яндекс.
Цель и требование
Прежде чем предъявлять претензии нарушителю, сформулируйте, чего вы от него хотите. Закон позволяет правообладателю требовать от вора прекратить нарушение прав, возместить убытки или выплатить компенсацию. Это общие меры для всех гражданских правонарушений.
То есть, если украли текст или фотографию, вы можете потребовать:
- убрать контент с чужого ресурса;
- поставить активную ссылку на ваш блог и указать авторство на сайте, который перепечатал контент;
- выплатить компенсацию за нарушение авторских прав или возместить убытки, которые вы понесли из-за нарушения.
Первые два варианта не работают, если фотографии и тексты использовали в журналах или печатной рекламе. Блогеры, в отличие от авторов книг или песен, реже несут прямые убытки от пиратского использования текстов или фотографий. Поэтому самое распространенное требование — выплатить компенсацию за украденный из блога контент.
С точки зрения закона неважно, утащил фотографию мелкий блогер для иллюстрации некоммерческой статьи или крупная корпорация для федеральной рекламной кампании. Нарушение, по гражданскому кодексу, все равно есть. Но разбирательство, тем более судебное, — это время и деньги. Приходится сопоставлять расходы с компенсацией, которую реально получить.
По закону компенсация за нарушение авторского права по выбору автора составляет:
- от 10 тысяч до 5 миллионов рублей на усмотрение суда, то есть автор просит какую-то сумму, а суд решает, сколько в итоге присудить, но не меньше 10 тысяч;
- двукратный размер стоимости контрафактных копий;
- двукратный размер вознаграждения за правомерное использование произведения в сравнимых обстоятельствах.
На практике чаще используют первый вариант — фиксированную сумму компенсации. Контрафактные копии — лишь частный случай нарушения, а установить справедливый размер вознаграждения не всегда возможно. За текст для сайта могут платить и пятьсот рублей, и десять тысяч: единых расценок нет. Вознаграждение за фотографии могут рассчитать по цене снимка с фотостока, а это копейки.
Фиксация нарушения
Если вы решили добиваться денежной компенсации, нарушение надо зафиксировать.
С печатными материалами все просто: нужен экземпляр журнала или листовки. С интернетом сложнее. В случае спора нарушитель может удалить материалы с сайта или переписать текст до неузнаваемости. Тогда в суде у вас не будет никаких аргументов.
Простого скриншота недостаточно. Классический метод, который принимают российские суды, — нотариально заверенный протокол осмотра веб-страниц. Это всё еще нестандартная услуга, особенно в провинции не все нотариусы готовы заверять веб-страницы. В среднем заверение обходится в сумму от 6,5 до 30 тысяч рублей в зависимости от количества веб-страниц. Есть смысл позвонить в несколько нотариальных контор и сравнить стоимость. В случае победы в суде эти расходы можно взыскать с нарушителя.
Также можно использовать видеофиксацию. Это непрерывное видео, без монтажа и склейки, в котором открываются веб-страницы со скопированным контентом. В начале такого видео нужно зафиксировать дату и время, для этого можно открыть главную страницу Яндекса. Видеодоказательства допустимы по закону. Обычно удается убедить судью их принять. Но если вы настроены судиться, то лучше сделать видеофиксацию с помощью юриста, чтобы учесть все нюансы.
Претензия
Всегда есть смысл сначала попытаться договориться без суда — написать нарушителю. Предложите варианты урегулирования спора: убрать контент, поставить активную ссылку и указать имя автора. Оставьте контакты для связи.
Были случаи, когда другие блогеры иллюстрировали свои посты моими фотографиями, которые нашли в интернете. Обычно было достаточно написать им личное сообщение в соцсетях, что это авторское фото, и попросить указать мое имя в подписи к фото и поставить активную ссылку на мой блог. Они ставили ссылку или убирали фотографию, и инцидент был исчерпан. Но когда речь идет о коммерческих порталах и денежной компенсации, стоит составить формальную претензию. У нее нет стандартной формы. В претензии необходимо сослаться на публикацию нарушителя, указать, какой контент и откуда был взят без разрешения. Также нужно указать, какие статьи гражданского кодекса были нарушены.
Претензию можно отослать по электронной почте, но лучше отправить письмо с уведомлением о вручении или воспользоваться курьерской доставкой. Дальше возможны несколько вариантов.
Вам отвечают и соглашаются на требования. Это идеальный вариант. Иногда из такой ситуации может получиться долгосрочное сотрудничество, потому что качество работы другая сторона уже оценила. А иногда может выясниться, что нарушения не было. Например, моя знакомая тревел-фотограф обнаружила на крупном сайте для заказа билетов свою фотографию, но выяснилось, что они ее легально купили на фотостоке.
Вам отвечают, но отрицают претензии, или не отвечают вообще. В этом случае суда не избежать.
Блокировка сайта нарушителя
Еще до суда автор или правообладатель может подать заявку на блокировку сайта, на котором незаконно были размещены авторские материалы. Блокировка сайта — мера временная. Она обеспечивает защиту прав до того момента, как суд вынесет окончательное решение.
Решения о блокировке выносит только Мосгорсуд, независимо от местоположения истца и ответчика. Мосгорсуд обязан рассмотреть заявление в течение одного дня. В определении об обеспечительных мерах будет указан срок, до которого необходимо подать иск против нарушителя.
С решением Мосгорсуда нужно обратиться в Роскомнадзор, заполнив заявление по стандартной форме. Роскомнадзор обязан определить провайдера хостинга и уведомить его о нарушении. Провайдер в свою очередь блокирует нарушителя, если тот не удалил материалы.
Судебное разбирательство
Иски по авторским правам рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды по месту нахождения ответчика.
В иске нужно указать полные имена и адреса истца и ответчика, описать и проанализировать нарушение, сослаться на нормы закона и предъявить требования. Если нарушений было несколько, анализировать нужно каждое отдельно. К иску необходимо приложить подтверждающие документы и материалы.
На этом этапе стоит привлечь юриста. Некоторые работают за процент от выигрыша, то есть в случае неудачи денег с вас не возьмут или возьмут небольшую фиксированную сумму. Также некоторые юридические фирмы предлагают бесплатную услугу по оценке перспективности иска.
Госпошлина за иск о нарушении авторских прав — это процент от его цены, то есть суммы всех требований. Проще всего ее посчитать на специальном калькуляторе на сайте суда.
В суде придется доказывать авторство фотографий или текстов. В прошлой статье я описывала шаги для фиксации вашего авторства. Другой стороне придется доказывать, что они использовали материалы на законной основе. Чем лучше вы подготовились заблаговременно, еще на этапе публикации, тем проще будет в суде.
На выпуск решения в окончательной форме обычно уходит около месяца после заседания. Решение вступает в законную силу через месяц после его изготовления, если ответчик не обжаловал решение.
В 2019 году суды по защите авторских прав блогеров и фотографов — уже не экзотика. Авторы успешно отстаивают свои права и получают компенсации. В Москве за незаконное использование фотографии либо за удаление водяного знака с информацией об авторе можно получить от 10 тысяч рублей за снимок за каждый случай нарушения. Есть примеры, когда суды присуждали компенсацию в 25 тысяч и даже 80 тысяч рублей за фотографию. Если фотографий много, то можно отсудить крупную сумму.
Например, в 2016 году суд Карачаево-Черкесии присудил фотографу около 800 тысяч рублей за сет фотографий, которые использовали в рекламе воды «Архыз». Компания наняла фотографа, а потом отказалась платить за работу, но использовала его снимки. В итоге по решению суда заплатила больше в 30 раз.
На сайте базы данных судебной практики по информационному праву можно найти десятки других примеров успешных исков о защите авторских прав.
Например, во Владивостоке суд рассматривал иск автора панорамных фотографий города, использованных на другом сайте без разрешения. Фотографии взяли из открытого источника и убрали с них водяной знак. Фотографу присудили 90 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение исключительных прав. И еще 18 тысяч рублей морального вреда.
Исполнительное производство
Бывает так, что суд присудил автору компенсацию, а проигравшая сторона все равно ее не выплачивает. В этом случае действовать надо так же, как в других гражданских делах: взыскивать компенсацию через приставов.
После того как решение суда вступит в законную силу, необходимо написать заявление о выдаче исполнительного листа. Такое заявление подается в суд на имя судьи, который вынес решение по делу. Лист выпускают в единственном экземпляре. Если его потерять, придется писать заявление на выдачу дубликата, которое будет рассматриваться в отдельном судебном заседании.
Исполнительный лист нужно предъявить в службу судебных приставов вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Обращаться нужно в УФССП по месту жительства или пребывания нарушителя, а если нарушитель — компания, то по ее юридическому адресу.
Не факт, что служба приставов будет работать быстро. Чем активнее вы будете напоминать о себе, тем выше шансы взыскать всю сумму компенсации.
Есть более быстрый путь — обратиться с исполнительным листом и заявлением напрямую в банк, где у нарушителя есть счет. Для этого сначала придется узнать, в каком банке нарушитель держит деньги. Необязательно знать номер счета — только банк.
Банковские данные могут быть указаны в договорах компании или на сайте. Также данные о банковских счетах должника по исполнительному листу можно запросить у налоговой инспекции.
Административная и уголовная ответственность
За нарушение авторских прав можно привлечь не только к гражданской ответственности, но и к административной, а в особо вопиющих случаях — даже к уголовной. Но такие дела возбуждает не автор, а прокуратура по его заявлению.
Административная ответственность в основном применяется для случаев продажи контрафактной продукции с использованием объектов авторского права.
Для привлечения к административной ответственности целью нарушения должно быть получение дохода. Например, если фотографии без разрешения напечатали на открытках или сувенирной продукции. Штрафы доходят до 15% от выручки за контрафактную продукцию или 100 тысяч рублей. Они идут в бюджет государства.
Для блогеров ситуация производства контрафакта с использованием их авторских произведений встречается нечасто. Эти статьи кодекса больше используются в других делах, например против производителей поддельных компакт-дисков или псевдобрендовой одежды.
Уголовная ответственность наступает, только если причинен крупный — 100 тысяч рублей — или особо крупный ущерб, то есть стоимость экземпляров произведения или стоимость прав превышает миллион рублей. Ответственность предусмотрена за плагиат или незаконное использование объектов авторских прав.
Уголовные санкции включают штрафы до 500 тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до 6 лет.
Вы можете подать гражданский иск одновременно с заявлением в правоохранительные органы, а также до или после рассмотрения уголовного или административного дела. Спор о возмещении убытков или выплате компенсации можно выиграть, даже если не доказана вина нарушителя. Достаточно доказать, что нарушение имело место в процессе предпринимательской деятельности.