В школах вводят второй иностранный

undrey / Depositphotos.com

Минпросвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (письмо Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08-1214). Поясним, что с 15 мая текущего года Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"). Как пояснили ГАРАНТ.РУ в пресс-службе Минобрнауки России, указанное министерство не занимается вопросами средней школы, так как эта тема относится к ведению Минпросвещения России.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации (школы). А такую программу школа разрабатывает и утверждает самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru).

При этом ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Имеют ли право родители (законные представители) выбирать язык, языки образования? Узнайте из материала "Образовательный процесс" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Любопытно, однако, что к выводу о необходимости изучать второй иностранный язык министерство пришло лишь в текущем году: упомянутый ФГОС был введен в действие в марте 2011 года, и уже тогда второй иностранный язык упоминался в нем в качестве обязательного компонента учебного плана. Сравним:

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература);
  • родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)
Читайте также:  Налог на роскошь квартиры 2018

Отметим, что "второй иностранный" не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Общими усилиями дело СО строится и развивается. Из трудов отдельных самостоятельных родителей постепенно рождается социальное явление. Поле работы не ограничено. Каждый свободно действует. Мы сделали сайт и форум по СО и ведем их. Новый форум — это приглашение к сотрудничеству. Для дальнейшего развития общего дела сейчас нужно больше продуманности и меньше эмоций. За советы всем спасибо

Объявление форума
Уважаемые посетители!
Наш форум открыт. Добро пожаловать! Ознакомьтесь с Правилами форума — 2010
Форум для родителей-практиков семейного образования
Тема дня 2018-2019
Минпрос решил не вводить второй иностранный

Заявление замминистра просвещения России Павла Зеньковича об отказе от введения второго иностранного языка как обязательного.

Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск ::

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
1 окт. 2012

ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ В ФГОС

В новых федеральных государственных стандартах (ФГОС) второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.
Ранее в Минпросвещения заявляли, что новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) помогут снизить нагрузку на школьников.

"Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС — ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию", — сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.
"Мы знаем прекрасно, что во многих школах нет такой возможности. Они вводят этот второй язык, он становится формальным, преподается один-два часа в неделю, в итоге это приводит к лишней нагрузке на детей, эффекта никакого", — добавил замминистра.
https://sn.ria.ru/20190424/1552996656.html

Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск ::

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
1 окт. 2012

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ СО?

Для нас это означает, что мы его не сдаем даже там, где "условия" в школе есть (то есть учителя, уроки и аттестация, где есть второй иностранный в учебном плане школы) — потому что мы не обучаемся по плану школы, мы — ВНЕ.

У нас свой план, индивидуальный, созданный на основе федерального минимума, в котором второго языка пока не было — а теперь и не будет. Подробнее о ИУПе писала тут: http://www.familyeducation.ru/. am&b=2&a=2

Читайте также:  Как расшифровывается кусп в полиции

Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск ::

Ссылка

Дата регистрации на форуме:
1 окт. 2012

Напомню — ранее планировалось еще и введение иностранного языка в ЕГЭ в качестве обязательного.

Процитирую ответ родительнице Минобра РФ 2-летней давности:

Расширение перечня обязательных учебных предметов для сдачи ГИА, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» планируется к моменту полного перехода на обучение по ФГОС среднего общего образования. Данный переход будет завершен в полном объеме к 2022 году.
Таким образом, в 2022 году наряду с русским языком и математикой станет обязательным для сдачи ЕГЭ по иностранному языку, который изучает обучающийся.
Введение обязательного экзамена по иностранному языку в 9 классах не планируется, в связи с тем, что в рамках ГИА для выпускников 9 классов (в отличие от ГИА для 11-классников) предусмотрены два обязательных предмета по выбору, в числе которых может быть и иностранный язык.

В соответствии с ФГОС, второй иностранный язык в школе считается обязательной дисциплиной – в 2019-2020 годах расширить перечень изучаемых предметов предстоит тем учебным заведениям, которые еще не присоединились к программе. Министерство образования и науки РФ напомнило об этом образовательным организациям (письмо № 08–1214 от 17 мая 2018 г.).

Новая языковая программа

После внесения 29 июня 2017 года изменений в ФГОС, дополнительный иностранный язык вошел в перечень обязательных для изучения предметов. Из-за дефицита квалифицированных учителей и методических материалов воплотить в жизнь инициативу удалось не везде. Руководство школ, лицеев, гимназий самостоятельно принимало решение о том, будет ли добавлена новая дисциплина в учебный план. Такая практика сохранилась по сей день.

Многие родители выступают против нововведений. Они опасаются, что дополнительный предмет увеличит нагрузку, а его изучение окажется неэффективным. Чтобы этого не произошло, Министерством образования и науки рекомендовано поэтапное обучение. Английский (реже – немецкий) школьники начинают учить с 1 класса. С 5 по 9 классы 2 урока в неделю посвящаются изучению испанского, немецкого, китайского, французского (на выбор). Освоить дополнительную дисциплину ученики должны на базовом уровне.

  • получить основные грамматические знания, изучить правила речевого этикета;
  • приобщиться к культурному наследию страны;
  • используя полученные знания, уметь устно и письменно излагать свои мысли, осуществлять поиск информации в иностранных изданиях.

Важно! Учащиеся, которые на момент введения новой нормы уже перешли в 6 класс, не попадают под действие программы – она рассчитана на 5 лет.

Проблемы внедрения новых языковых стандартов

Основной проблемой на пути к изучению второго иностранного языка в школе становится отсутствие «окон» в расписании. При пятидневном обучении занятость учащихся 5-9 классов не должна быть больше, чем 29-33 учебных часа. Учитывая насыщенную программу по другим предметам, выделить 2 урока на новую дисциплину проблематично. Особенно сложно обстоят дела в региональных школах, где ученики изучают родной, русский, иностранный языки.

Читайте также:  Больничный закрыли в пятницу

Внедрению новых стандартов препятствует дефицит кадров – испанский или китайский способны преподавать на достойном уровне немногие преподаватели. Лучше обстоят дела с более популярными французским и немецким, но для сельских школ даже в этом сегменте найти хорошего преподавателя сложно.

Препятствием служит недостаточная мотивация учеников – некоторые из них не планируют использовать даже базовый иностранный язык. На фоне высокой загруженности, необходимость получения потенциально «ненужных» знаний становится сильным раздражающим фактором. Это негативно сказывается на нервной системе детей. В случае отсутствия прогресса в обучении возникает необходимость в занятиях с репетитором – это дополнительные траты времени и денег.

Многие родители считают более предпочтительным факультативное изучение. Не все дети имеют предрасположенность к лингвистике, зато делают успехи в точных науках – дополнительная нагрузка не дает сконцентрироваться на области знаний, имеющей перспективное для ребенка значение.

Преимущества изучения дополнительного иностранного языка

Лингвисты говорят о том, что освоение второго и всех последующих языков проходит легче, чем изучение первого – это правило действует даже в случае, если они относятся к разным группам и совершенно непохожи друг на друга. У учащегося пропадает привязка к привычной логике словообразования и построения предложений, ему проще понимать новые правила, применять их на практике. В процессе обучения:

  • улучшается память;
  • расширяется кругозор;
  • развивается способность решать параллельно сразу несколько задач, быстрее приспосабливаться к изменению обстоятельств;
  • повышается точность распознавания звуков – нередко это позволяет достичь успехов в музыке.

Замечено, что билингвы быстро схватывают суть событий, они умеют лучшие концентрироваться на выполняемых действиях.

Реформа ФГОС приносит не только дополнительную нагрузку, но и положительные перспективы. Знатоки языков имеют возможность проходить обучение (стажировку) за рубежом, не испытывают сложностей с коммуникацией при посещении других стран. Часто они получают преимущества при трудоустройстве – особенно ценят современные работодатели знание английского и китайского.

В 2019-2020 г. обязательный второй иностранный язык будет введен в программу многими учебными заведениями. Несмотря на то, что далеко не все приветствуют такое нововведение, процесс постепенно охватит все школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector