Вечерняя школа плюсы и минусы

магистрант, кафедра психологии и педагогики ИИГСО, ФГБОУ ВО «НГПУ»,

РФ, г. Новосибирск

Первые вечерние школы были организованны с 1 октября 1943 году, они были основаны для подростков, которые работали на предприятиях, но хотели без прекращения работы продолжить свое образование. В стране открывалась все больше и больше таких школ, где подростки после 12-часового рабочего дня шли получать знания. На сегодняшний день, вечерняя (сменная) школа – учреждение общего образования, которое работает в рамках норм и требований государственного образовательного стандарта и занимается по общим образовательным программам с дневной школой. Хотелось бы сделать акцент, на том, что вечерняя школа не разновидность вспомогательного, второсортного, или урезанного образования.

Одной из главных функций данного учреждения является социальная и образовательная коррекция, и поддержка разновозрастных учащихся. В силу особого состава учащихся образовательный процесс в вечерней школе имеются существенные различия. Анализируя литературу, мы выяснили, что основными особенностями вечерней школы по сравнению с массовой общеобразовательной школой является ее ресоциализирующая функция, параллелизм образования, построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ученика [7, с. 393]. Вечерняя школа на всех этапах своего существования представляла собой наиболее гибкий тип учебного заведения, так как режимы ее работы были приспособлены к условиям работы учащихся [4, с. 105]. Учащиеся по ходу учебы могут выбирать наиболее эффективную форму обучения (очная, заочная, индивидуальный учебный план, обучение на дому).

Контингент весьма разнородный по вариантам дидактической запущенности и социальному опыту, по социальному и возрастному составу, преобладают трудные подростки. Изучив основные пути формирования контингента учащихся вечерних (сменах) школ, можно отметить, что учащиеся составляют собой четыре основных группы: педагогически запущенные («трудные») подростки; учащиеся, прервавшие свое образование по различным уважительным причинам (семейные обстоятельства, материальная необходимость и др.); «неудобные» массовой общеобразовательной школе подростки; беженцы и мигранты [7, с. 394].

Безработная молодежь видит в заочной форме обучения реальное средство ускорить решение своей социализации. В связи с этим, спрос на заочную форму в сфере общего образования на данный момент наблюдается в самых различных слоях населения.

Проблема обучения учащихся вечерних школах посвящены ряды работ, таких ученых как: С.Г. Вершловского, М.А. Гаученова, Ю.Н. Кулюткина, В.И. Соколова, Т.В. Черемухиной и др. В основном в них рассмотрены вопросы организации учебного процесса. В своих трудах они отмечают, что основной целью деятельности учителей в вечерних школах является повышение успешности обучения учащихся, развитие у них ответственности за свое будущее, а так же дальнейшее жизненное самоопределение [2].

Как правило, учащиеся в вечерней школе давно потеряли всякий интерес к учебе и проявляют себя негативным отношением в школе, учителям и учебным занятиям. Основной причиной ухода детей из дневных школ, то на первое место выходит низкая успеваемость, из этого следуют конфликты с учителями и администрацией школы. Вечерняя школа дает шанс получить образования детям: с низким материальным положением, с проблемами здоровья; молодым мамам и т. д. Около 70% родителей не занимаются воспитанием своих детей, это влияет на то, что у большинства детей наблюдаются пагубные зависимости, такие как: курение, алкоголь, нецензурная брань и т.д. Около 40% учащихся составляют взрослые, которые имеют большой перерыв в учебной деятельности, как правило, у них ощущается мотивация, но утрачены навыки учебной деятельности.

В законе «Об Образовании» говорится о шести видах государственных школ, одним из которых является вечерня школа. В каждом учебном заведении, есть свои плюсы и минусы. К плюсам мы отнесли: возможность учится не каждый день; бесплатное образование; график, который удобно совмещать с другой учебой (курсы, мастер класс и т.д.); разнообразие форм обучения. Минусы, которые мы выделили: разновозрастные классы; из-за разнообразия форм обучения присуща схематичность и краткость изложения материала.

Общество и руководители разных ведомств воспринимает вечернюю школу как своеобразное учреждение низшей ступени, где скапливается все те, кого отсеяли из дневных школ. Благодаря существующему в России институту вечерней школы, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование, даже если 8-9 классы он окончил несколько лет назад [5].

Вечерняя школа не в состоянии решить все проблемы молодежи и взрослых, но она в полной мере реализует их право на образование. Тем самым дает им дополнительный шанс найти свое место в обществе, на рынке труда, а значит, улучшить социальнокультурные и экономические условия своей жизни [4, с. 108].

В настоящее время, в системе образования статус вечерней (сменной) школы не определен, не смотря на это в России больше 1500 вечерних школ. Социальный заказ вечерней школы – доучивать и воспитывать всех тех, кто ввиду жизненных обстоятельств не смогли получить образования в общеобразовательной школе. Очевидно, что вечерняя школа не может сравняться с показателями дневной школы, так как там есть: высокая успеваемость; призеры различных олимпиад, конкурсов; медалисты. Вечерняя школа все свое время тратит на ликвидацию пробелов и приведению знаний к необходимому уровню детей пришедших из дневных общеобразовательных школ. Одной из основных трудностей, с которой сталкиваются педагоги вечерних школ, с тем, что у учащихся нет навыков самостоятельной подготовки, в связи с этим учителя много времени тратят на то, чтобы за минимальное количество времени дать как можно больше знаний. При обучении различных категорий учащихся по индивидуальным образовательным программам учителям приходится использовать на уроках широкий набор методических приемов и средств, но общим компонентом любых способов работы учащихся являются технологии, которые помогают подготовить учеников к самостоятельной познавательной деятельности, к их самообразованию [3, с. 108-114].

Читайте также:  Куда подать документы на расширение жилплощади

В заключении хочется сказать, что вечерняя школа помогает ученикам удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало; выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность адаптации к социуму. Для того, чтобы обеспечить высокое качество образования обучающихся в вечерних (сменных) школах учителям необходимо, как можно чаще повышать свой профессиональный уровень с учетом особенностей и специфики воспитанников, а также применять в своей работе различные формы и методы работы, которые наиболее эффективно позволят построить свою работу с учениками.

О получении среднего образования в вечерней школе

Тема вечерних школ в прессе поднимается редко. До сих пор бытует мнение, что эта форма обучения — для неудачников и двоечников. Тем не менее, несколько тысяч граждан России ежегодно получают среднее образование в таких учебных заведениях.

Дело было вечером: плюсы и минусы вечерней школы

Жизнь сложилась так, что полное среднее образование я вовремя не получил. Необходимость продолжить обучение в средней, а затем и в высшей школе возникла недавно. О вечерних школах я, конечно, слышал, но конкретно никогда этой формой обучения не интересовался. Поэтому всю информацию пришлось собирать "с нуля".

Моя работа построена на постоянных разъездах, на одном месте не сижу. Поэтому очень важно было найти школу, расположенную близко к дому, — чтобы не тратить время и силы на дорогу.

Первым делом позвонил в окружной отдел департамента образования своего округа, получил адреса и телефоны близлежащих школ. Наметил для себя основные критерии выбора.

Во-первых, я единственных кормилец в семье, "лишних" денег нет. Образование не должно стоить слишком дорого. Во-вторых, меня интересовало обучение, при котором нужно было бы выполнять минимум домашних заданий, — свободного времени крайне мало. В-третьих, важно количество занятий в неделю и время их начала. С работы готовы отпускать пораньше, но не каждый день.

Взвесив свои желания и возможности, начал обзванивать учебные заведения.

Год за два: ускоренное получение аттестата

Первым делом я обратился в школу, которая предлагала обучение экстерном. Ускоренное очно-заочное образование есть в каждой второй "вечерке". Выпускники девятых классов могут пройти два последних школьных года за один. На первый взгляд, это очень удобно для "взрослых" школьников: не приходится долго ждать желанного аттестата.

Но, поговорив подробнее, я понял, что мне интенсив не подходит. Программа очень насыщенная. Большинство тем приходится активно прорабатывать дома. Преобладает схематичная система изложения: преподаватели читают лекции, как в институте. Всю дополнительную информацию ученик добывает сам: готовит доклады, изучает учебники и дополнительную литературу. После каждого блока тем проходят контрольные работы. К ним тоже нужно готовиться.

В конце года придется сдавать экзамены по всем(!) общеобразовательным предметам. А их немало: алгебра, геометрия, физика, химия, литература и т. д. Подготовиться к такому количеству испытаний человеку, много работающему, очень сложно. Как минимум, нужно брать отпуск.

Смутил меня и вопрос оплаты. Бесплатного интенсива не бывает. Стоимость обучения в школах варьируется от 500 до 1000 долларов в год. За каждую дополнительную консультацию с преподавателями нужно платить.

Для взрослых

В следующей школе из списка решил узнать про обычные, не сокращенные программы. Оказывается, по нормативам срок обучения в вечернем общеобразовательном заведении на третьей ступени (старшая школа) составляет три года. Дело в том, что занятия проходят не ежедневно (три раза в неделю — учеба, один день — зачеты). Количество учебных часов в неделю значительно меньше, чем в обычной школе (23 вместо 36). Увеличенная продолжительность обучения — мера вынужденная, иначе не успеть пройти положенную программу.

Кстати, тематическая наполненность занятий в дневной и вечерней школах одинакова. Исключение — физкультура и так называемые предметы эстетического цикла: рисование, черчение, музыка и т. п. Не во всех вечерних школах есть информатика.

Занятия идут по вечерам, с 16.00 до 20.30. Для тех, кто не может трижды в неделю отпрашиваться с работы, предусмотрен индивидуальный график: по договоренности с преподавателями часть уроков можно пропускать, выполняя задания дома.

В конце обучения сдаются выпускные экзамены по той же системе, что и в обычной школе. Два предмета обязательные (сочинение, алгебра), еще два — на выбор из прочих школьных дисциплин. Окончившим школу выдается аттестат государственного образца, точно такой же, как и в обычной общеобразовательной школе.

Хотите сдать ЕГЭ? Если желающих набирается достаточно, единый государственный экзамен проводят централизованно. Если нет, выпускники могут записаться на ЕГЭ самостоятельно.

Золотая середина

"Если есть короткая и длинная программы, возможно, найдется и средняя по продолжительности" — подумал я и продолжил сбор информации.

Такой вариант действительно есть. Правда, учиться придется … по утрам. Полное название "вечерки" — Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя сменная общеобразовательная школа. Оказывается, смены бывают не только вечерние, но и утренние. Уроки начинаются в 9 утра и заканчиваются практически как в обычной школе — после обеда. "В чем же тогда отличие?" — спросил я.

Во-первых, учиться придется четыре дня в неделю, а не пять. Такой режим устраивает ребят, которые покинули обычную школу, чтобы начать активно готовиться к поступлению в вуз. Появляется дополнительный свободный день для посещения репетитора или подготовительных курсов. Во-вторых, такое обучение подходит и противоположной категории учеников — тем, у кого в прежней школе были проблемы с учебой. В "вечерке" педагоги более внимательны, при необходимости занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход. Нуждающиеся в психологической помощи (например, дети из неблагополучных семей) могут воспользоваться бесплатными услугами психолога или социального педагога.

Читайте также:  Протокол заседания экспертной комиссии по стимулирующим выплатам

Третий плюс — возможность параллельно получить профессию. В некоторых школах (в частности, ГОУ ВСОШ 51) для учащихся дневной формы организованны специальные занятия по информатике, по окончании которых выдается сертификат о приобретенной профессии лаборанта-программиста.

По утрам чаще занимаются ребята школьного возраста (14-16 лет). Взрослых немного — в это время все на работе.

В утренних группах продуман досуг учеников: организуются бесплатные походы в театр и музеи, автобусные экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть кружки и секции (например, театральные или музыкальные).

Кстати, в некоторые вечерние школы принимают и без основного общего образования. Организованны занятия для девятого или даже восьмого классов. Правда, прийти в такую школу на общих основаниях нельзя: обязательно требуется заключение комиссии по раннему отчислению с указанием причин, которые заставили вас покинуть предыдущее место учебы.

Сидя за партой

Проанализировав собранную информацию, пришел к выводу: остановлюсь на традиционной трехлетней системе. Потеря времени компенсируется удобным графиком занятий, небольшими домашними заданиями, развернутостью изложения. Выбрал ближайшую к дому школу, предлагающую такую форму обучения.

Чтобы записаться в вечернюю школу, достаточно принести свидетельство об основном школьном образовании (9 классов). Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ, хотя девять классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах, в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Ее представители экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам. Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний — в школу зачислят. Такие случаи бывают. Например, один из молодых людей потерял аттестат во время переезда. Поскольку учился он в другом городе, времени восстановить документ не было. Пришлось сдавать экзамен!

Все остальные абитуриенты освобождены от вступительных испытаний, тестирования или даже собеседования. В вечерние школы принимают всех желающих без какого-либо предварительного отбора.

В моем классе оказалось 26 человек; молодых людей больше, чем девушек. Большинство учащихся — студенты ближайшего училища. Такая ситуация широко распространена в вечерних школах. Профессиональное образование ребята получают в училище или колледже, полное среднее — в ВСОШ. График получается напряженный: утром — профессиональные занятия, вечером — общеобразовательные предметы. Зато через три года ученики получают сразу и аттестат, и диплом.

Несколько одноклассников — люди моего возраста — немного за двадцать. Все они днем работают. По наблюдениям педагогов, чем взрослее ученик, тем серьезнее он подходит к делу. Такие школьники пошли учиться дальше осознанно и не хотят тратить время просто так.

Переписываю расписание. Каждый день предусмотрено пять-шесть уроков. Перед первым занятием волнуюсь — вдруг ничего не пойму из объяснения педагога? Все-таки большой перерыв в занятиях может дать о себе знать…Особенно переживаю за алгебру и геометрию — эти предметы мне никогда не давались.

Поначалу мне действительно пришлось несладко: пока втянулся в ритм, вспомнил необходимые формулы и правила. Затем стало проще. Очень помогли педагоги — дополнительно объясняли непонятое, помогали сосредоточиться. Ведь учить разновозрастную группу значительно сложнее, чем "притершийся" за годы совместного обучения класс: у каждого ученика "вечерки" своя мотивация к занятиям, свои пробелы в знаниях, свои трудности. Один устает на работе и поэтому засыпает на уроках, другой слишком сильно отстал от программы, у третьего все мысли заняты семьей или параллельной учебой.

Один из преподавателей рассказал, что самый тяжелый период в работе — сентябрь. В этот месяц у большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы: оканчивают школу, к сожалению, далеко не все, кто в нее поступает.

Но не стоит думать, что ученики вечерних школ — сплошные неудачники. Например, в прошлом году 24% выпускников ВСОШ 51 поступили в вузы, в том числе и государственные. Профили институтов — самые разные, как и сами ученики, и причины, которые привели их на порог "вечерки".

Эмблема школы

Жизненные обстоятельства сложились так,

что вы по каким-то причинам не смогли получить образование?

Мы предоставляем реальную возможность получить знания всем желающим

любого возраста, как работающим, так и неработающим.

на сайт муниципального общеобразовательного учреждения

Любимской вечерней (сменной) общеобразовательной школы!

На сайте вы найдёте информацию о нашей школе, познакомитесь с нашим коллективом, узнаете о том, чем мы живём. Ежегодно несколько тысяч граждан России получают основное общее и среднее (полное) общее образование в таких учебных заведениях, как наше. Вечерние школы всё ещё необходимы. Всегда нужна школа, куда можно прийти учиться в случае самых непредвиденных жизненных неурядиц. «Вечёрки» живут, действуют и стараются не отставать от происходящей в стране модернизации образования.

У вечерних школ есть свои плюсы и минусы.

Плюсы вечерних школ:

— принимаются все желающие;

Минусы вечерних школ:

— возможность учиться не каждый день;

— график, удобный для совмещения с другой учёбой или работой;

— разнообразие форм обучения

— схематичность изложения материала на некоторых формах обучения;

— не подходит людям, у которых плохо развит самоконтроль

Не стоит думать, что ученики вечерних школ – сплошные неудачники. Они – самые разные, как и причины, которые привели их на порог «вечёрки».

Читайте также:  Больничный лист расчет 2015

Нашей школой накоплен опыт работы с различными категориями обучающихся: у нас учатся и взрослые люди, имеющие жизненный опыт, и отслужившие в рядах Российской Армии, и те, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе. Учителя вечерней школы не только доступно и интересно преподают свой предмет, но и являются хорошими психологами, терпеливыми людьми. Педагоги внимательны, при необходимости занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход.

В нашей школе хорошая материальная база, созданы условия для комфортного обучения. У нас доброжелательная атмосфера, способствующая изменению отрицательного отношения к учёбе, возникновению веры в собственные силы и способности. В нашей школе гарантировано получение качественного общего полного образования, предусмотренного Государственным учебным стандартом, в удобной форме и в удобное время.

Немного о школе

Адрес школы: г. Любим, ул. Даниловская, д. 66

Педагогические кадры: 6 учителей

Имеют высшее образование: 6 учителей

Имеют I квалификационную категорию: 4 учителя, высшую – 1 учитель

Директор школы – Елисеева Елена Михайловна, учитель географии

Педагогический стаж: 38 лет Стаж работы в должности: 16 лет

Информация по кадрам

МОУ Любимская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Елисеева Елена Михайловна

Угличское пед.уч.,29.06.1979г., физическая культура

ЯГПУ, 25.11.2005г., учитель географии

Приказ департамента Ярославскойи области № 02-02/210 от 29.11.2013

Ушмарова Елена Владимировна

Галичское пед.уч., 14.06.1998г., учитель начальных классов, Костромской ГУ им. Н.А.Некрасова 2003 г., учитель математики

25.03.2011 г. приказ № 02-02-144 Департамента Ярославской области

Никольская Маргарита Юрьевна

Русский язык и литература

Угличское пед.уч.28.061987г., учитель начальных классов;

ЯГПУ, 24.01.1994г., учитель русского языка и литературы

Скородумов Владимир Николаевич

ЯГПУ, 22.07.2002г., учитель истории

Мельникова Алевтина Васильевна

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 10.06.1996 МО №000040

Учитель химии, биологии

27.02.2015г. №02-14/03 Департамента образования Ярославской области

Семенова Мария Александровна

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, учитель математики и физики

Количество обучающихся в школе: 19 человек

Формы обучения: 1) заочная;

Режим занятий – 1 смена: 9.00 – 14

Полное название «вечёрки» – муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Оказывается, смены бывают не только вечерние, но и утренние.

Особенности обучения в вечерней школе

Чтобы записаться в вечернюю школу для получения среднего (полного) общего образования, достаточно написать заявление и принести свидетельство об основном общем образовании.

Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ, хотя 9 классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах, в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Её представители экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам. Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний – в школу зачислят. Все остальные абитуриенты освобождены от вступительных испытаний, тестирования или даже собеседования.

В вечерние школы принимают всех желающих без какого-либо предварительного отбора.

Прийти в вечернюю школу для получения основного общего образования (до достижения 18-летнего возраста) нельзя: обязательно требуется заключение комиссии по раннему отчислению с указанием причин, которые заставили вас покинуть предыдущее место учёбы.

По нормативам срок обучения в вечернем образовательном учреждении на третьей ступени (старшая школа) может составлять как 2, так и 3 года. Занятия проходят не ежедневно. Количество учебных часов значительно меньше, чем в обычной школе . Увеличенная продолжительность обучения – мера вынужденная, иначе не успеть пройти положенную программу. Тематическая направленность занятий в дневной и вечерней школах одинакова. Исключение – физкультура и так называемые предметы эстетического цикла: рисование, черчение, музыка и т.п.

Занятия проходят 3-4 раза в неделю. Для тех, кого этот режим занятий не устраивает, предусмотрен индивидуальный график: по договорённости с преподавателем часть уроков можно пропускать, выполняя задания дома.

В конце обучения сдаются выпускные экзамены по той же системе, что и в обычной школе. Окончившим школу выдаётся аттестат государственного образца, точно такой же, как и в обычной общеобразовательной школе.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об образовании" от 29.12.2012 обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Школа не оказывает платных образовательных услуг.

Сведения о возможности, порядке и условиях внесения физическими и (или) юридическими лицами добровольных пожертвований и целевых взносов, механизмах принятия решения о необходимости привлечения указанных средств на нужды образовательной организации, а также осуществления контроля за их расходованием:

Возможность: в наличии для физических и юридических лиц.
Порядок: по договору пожертвования; на расчетный счет школы.
Механизм: решение о необходимости, а также контроль за расходованием средств осуществляет Совет школы.

Адрес электронной почты департамента образования Ярославской области для направления информации о незаконных сборах dobr@region.adm.yar.ru

Адрес электронной почты Управления образования Администрации Любимского муниципального района

upravlenie-lubim@yandex.ru

Уважаемые посетители сайта!

Надеемся, что здесь вы найдёте полезную для себя информацию. Свои вопросы и пожелания вы можете прислать нам по электронной почте vecherka.2015@yandex.ru

Двери нашей школы всегда открыты для вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector