Понятие и значение страхового стажа
Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:
- страховой стаж;
- общий трудовой стаж (ОТС);
- специальный страховой (профессиональный) стаж;
- выслуга лет.
Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.
Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.
Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).
Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.
Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.
Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.
Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.
Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к. от этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.
Общий трудовой стаж
После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.
Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.
К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.
В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.
Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.
Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.
ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:
- ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
- получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.
Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Специальный (профессиональный) страховой стаж
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.
В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.
Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.
Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория, на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.
Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа – 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.
В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста – 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).
Выслуга лет
Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:
- федеральные государственные служащие;
- военнослужащие по контракту;
- профессиональные спасатели;
- лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
- лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
- и другие.
Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.
Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.
Исчисление стажа
В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.
Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.
Время работы граждан, занятых на эксплуатации ЧАЭС и в зоне отчуждения включается в ОТС и в профессиональный стаж в полуторном размере.
Применяются особые правила для исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненных к ним лиц. Так в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:
- один месяц службы за шесть месяцев – в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;
- один месяц службы за три месяца:
- в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
- в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе – с 10 августа по 16 октября 1941г., Ленинграде – с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944г., Севастополе – с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде – с 12 июля по 19 ноября 1942 г.;
- время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и другие периоды.
Подтверждение стажа
Доказательствами страхового стажа признаются документы и свидетельские показания.
К документам приравниваются данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Студентам необходимо знать процедуру открытия индивидуальных пенсионных счетов (ИЛС) в Пенсионном фонде РФ, правила их ведения, перечень сведений, хранящихся на них.
Работа за пределами РФ подтверждается документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором РФ. К уплате страховых взносов приравнивается уплата ЕСН и единого налога на вмененный доход.
Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.
Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы.
Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды, – по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.
Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.
Содержание под стражей, пребывание в местах заключения, ссылке (спецпоселении) реабилитированных граждан подтверждается справками управлений внутренних дел.
Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.
Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.
При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.
К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:
- документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
- документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
- справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.
Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии.
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
08 августа 2014 15:12
В целях оценки пенсионных прав пенсионное законодательство предусматривает такие самостоятельные разновидности трудового стажа как страховой стаж и общий трудовой стаж. Указанные виды трудового стажа имеют различное предназначение. Так, страховой стаж необходим при определении права на трудовую пенсию.
Ведущий специалист-эксперт отдела организации назначения и перерасчета пенсий Азамат Яндиев в интервью корреспонденту Радио «Ангушт» Ибрагиму Мержоеву подробно рассказал, что такое страховой стаж.
Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховой и трудовой стаж это разные понятия
Трудовой стаж — это продолжительность исключительно трудовой деятельности в течение жизни гражданина, которая осуществляется на основании трудового договора. При этом вид трудового договора (на постоянную, временную, сезонную, надомную работу) не оказывает влияния на включение данной работы в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Под иной деятельностью понимается выполнение работ или оказание услуг на основании заключения договора гражданско-правового характера. Данная деятельность также включается в страховой стаж при условии уплаты за указанный период страховых взносов.
Что включается в страховой стаж
В страховой стаж включаются (засчитываются): Периоды работы (иной деятельности), выполняющихся на территории РФ лицами, застрахованными соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (далее — застрахованные лица) Периоды работы (иной деятельности), выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Иные периоды.
К иным периодам, включаемым в страховой стаж, относятся: период прохождения военной службы (другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих»);
— период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности;
— период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессирован и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;
— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраст 80 лет;
— период проживания супругов военнослужащих проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
— период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические и иные представительства, а также консульские учреждения РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждаете» Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.
Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от и продолжительности), указанные выше.
Условия исчисления страхового стажа
Условие 1 Исчисление периодов работы (иной деятельности), а также иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Условие 2 В случае совпадения по времени периодов работы (иной деятельности), а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.
Условие 3 Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.
Условие 4 Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.
Условие 5 Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (иной деятельности) и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, професссию (должность), основания их выдачи (приказы лицевые счета и другие документы).
Условие 6 Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в тон, случае, если не содержат основания для их выдачи
Условие 7 Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку
Условие 8 Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, рассматриваете наравне с записью, подтвержденной документам»
Условие 9 Суммарная запись о периодах работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является подтверждением в отношении периода работы: после 14 декабря 1962г-если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, в какой организации, в какое время и на каких должностях работало застрахованное лицо до поступления в организацию, выдавшую трудовую книжку; до 14 декабря 1962 г. — независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения.
Условие 10 Если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжке не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью.
Условие 11 Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.
Условие 12 В случае если в представленном документе о периодах работы (иной деятельности) и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующе го года, а если не указано число месяца, то таковы считается 15 число соответствующего месяца.
Условие 13 Годы, в течение которых гражданин являлся членов колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. Такое определение содержится в Федеральном Законе № 27 — ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. [1]
Из данного определения страхового стажа можно выделить следующие признаки:
- Во-первых, поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на обязательное пенсионное страхование.
- Во-вторых, если трудовая деятельность не осуществляется по объективным социально значимым причинам (безработица, болезнь, уход за ребенком с 1,5 до 3-х лет и т. д.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен.
- В-третьих, необходимо уточнить понятие трудовой деятельности. Поскольку обязательные пенсионные взносы взимаются с доходов индивидуальных предпринимателей, вознаграждений по гражданско — правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг, по авторским договорам, то эту деятельность законодатель, вероятно, отнес к «трудовой», что прямо не согласуется с теорией трудового права. [2]
Содержание
История [ править | править код ]
В результате осуществления пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия, исчисляемая с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. Реализация реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. Федерального Закона № 27 — ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Работа по организации персонифицированного учета на территории страны проводилась поэтапно и уже практически завершена.
Федеральным Законом «Об обязательном социальном страховании» от 16. 07. 99 г. № 165 — ФЗ в понятие страхового стажа была внесена корректировка. В соответствие со ст. 3 данного закона страховой стаж определен как «суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов». И так как ссылка на трудовую деятельность отсутствует, возникает противоречие между законами. Предполагается приоритет «нового» закона по отношении к «старому», согласно общей теории права. [3]
Принципы персонифицированного учета [ править | править код ]
- Единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ;
- Всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов ПФР и учет сведений о застрахованных лицах;
- Доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
- Использование сведений застрахованных лиц исключительно для целей пенсионного обеспечения;
- Соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;
- Осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии. [4]
Лица, имеющие право на страховую пенсию [ править | править код ]
- Граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- Нетрудоспособные члены семей указанных выше граждан имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»);
- Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. [5]
Виды страхового стажа [ править | править код ]
Общий страховой стаж — это периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Специальный (профессиональный) страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.
Виды деятельности, засчитываемые в страховой стаж [ править | править код ]
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:
- на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
- за пределами территории РФ, — в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР
В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (и приравненные к ним), но не более 5 лет в общей сложности;
- период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Данные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. 11 и 12 ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Другие особенности исчисления страхового стажа отдельных категорий работников установлены ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». [6]