Упрощенка, N 11, 2009 год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"
С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится
Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.
Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.
1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее — Закон N 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.
Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2 Закона N 103-ФЗ).
Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.
Платежный субагент — это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.
Оператор и субагент являются платежными агентами. За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.
Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ
Поставщиками могут быть:
— юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);
— юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
— органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.
Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п.3 ст.3 Закона N 103-ФЗ).
Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.
Юридические вопросы
Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.
По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ).
Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.
Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).
Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком — от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора — с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ).
На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:
— адрес пункта приема платежей;
— наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;
— наименования поставщиков;
— реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;
— размер комиссии, если она удерживается;
— способы подачи претензий;
— телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;
— адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.
Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ
Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.
Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков
Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее — Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):
— заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;
— карту постановки на учет (форма 2-КПУ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).
В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Платежный агент имеет одну зарегистрированную на его имя ККТ, заключил агентские договоры с двумя юридическими лицами по приёму платежей от физических лиц (плата за парковку) с двух рядом находящихся парковок, принадлежащих этим юридическим лицам. Поставщиками услуг являются две организации, которые владеют определенными площадями паркинга и оборудованием (поставщики). Третья организация в соответствии с условиями договора оказывает услуги по техническому обслуживанию оборудования паркинга, осуществляет организацию деятельности паркинга (далее — исполнитель, оператор паркинга). В обязанности оператора паркинга также входит обязанность принятия в пользу поставщиков денежных средств за пользование услугами паркинга. В данной части договора оператор паркинга указан как платежный агент, на которого распространяются положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Может ли платёжный агент принимать платежи по этим договорам через одну ККТ, не разделяя потоки в момент приема оплаты, в том числе через банковские карты?
При составлении ежемесячного отчёта заказчикам может ли платежный агент для разделения потоков денежных средств между заказчиками по согласованию всех сторон делить выручку пропорционально площадям парковок или руководствоваться данными навигационного оборудования?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оператор паркинга, в обязанности которого в соответствии с условиями договора входит прием оплаты за услуги паркинга, организацию деятельности которого он осуществляет, должен применять ККТ (выдавать кассовые чеки и осуществлять передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных).
Несмотря на то что законодательством, регулирующим деятельность платежных агентов, а также законодательством о применении ККТ прямо не установлена обязанность о разделении платежей, поступающих в пользу нескольких поставщиков (собственников помещения паркинга), порядок оформления кассового чека в рассматриваемой ситуации требует указания реквизитов конкретного поставщика. В связи с чем при получении платы за парковку необходимо выдавать кассовый чек, в котором должны быть указаны реквизиты одного поставщика.
Возможность при приеме платы за услуги паркинга разделять ее между двумя поставщиками в пропорции, установленной договором, и отражать в кассовом чеке прием оплаты в двух частях, с указанием реквизитов каждого из поставщиков отдельно, законодательством, устанавливающим порядок применения ККТ, не установлена.
Обоснование позиции:
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее — Закон N 103-ФЗ).
При этом в силу п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (смотрите также определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1446/13). Расчеты с использованием банковских карт относятся к безналичным расчетам*(1).
В ст. 2 Закона N 103-ФЗ даны следующие определения субъектам правоотношений в рамках данного закона:
— поставщик — юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или ИП, получающие денежные средства плательщика, в том числе за выполняемые работы (оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
— плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком (п. 2 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
— платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или ИП, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ);
— оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях Закона N 103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Отсюда можно сделать вывод о том, что платежный агент, действующий в соответствии с Законом N 103-ФЗ, является агентом и в смысле ГК РФ. Однако сфера деятельности агента, действующего от имени принципала, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, является более широкой. Он вправе не только производить расчеты во исполнение обязательств физических лиц по сделкам, совершенным ими с принципалом, но и самостоятельно совершать от имени принципала сделки и иные действия. То есть платежный агент осуществляет специальный вид деятельности, ограниченный только приемом платежей. В данном случае деятельность оператора паркинга связана не только с приемом платежей, но и с совершением им иных действий — организацией деятельности паркинга.
Как указано в Определении ВС РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468, действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги — услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
Лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом (п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2017) (утвержден Президиумом ВС РФ 15.11.2017).
В п. 16 письма ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@*(2), налоговое ведомство учло указанные выводы судов о непризнании платежными агентами (субагентами) лиц, которые помимо принятия от физических лиц оплаты в пользу поставщиков оказывали также услуги таким поставщикам. В частности, налоговым ведомством были учтены выводы, содержащиеся в Определении ВС РФ от 26.05.2017 N 302-АД16-16468 по делу N А58-600/2016 (а также в постановлениях ВС РФ от 01.04.2016 N 308-АД15-14846, от 06.07.2016 N 305-АД16-4418). Как указано в данном письме, налоговые органы в своей работе должны исходить из того, что применение Закона N 103-ФЗ распространяется на случаи, когда именно основной функцией платежного агента является функция по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг).
В рассматриваемой ситуации исполнитель, помимо приема платежей от физических лиц за услуги паркинга и перечисления их собственникам паркинга (поставщикам услуг), осуществляет также организацию деятельности паркинга, техобслуживание соответствующего оборудования. Как нам представляется, основной функцией исполнителя является организация деятельности паркинга, а сбор платежей от физических лиц за услуги паркинга неразрывно связан с основной функцией.
В то же время вопрос применения Закона N 103-ФЗ к рассматриваемым взаимоотношениям влияет лишь на необходимость соблюдения сторонами договора требований указанного нормативного акта. В частности, установленную частями 14 и 15 ст. 4 Закона N 103-ФЗ обязанность платежного агента при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей также обязан использовать специальный банковский счет (ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
При этом положения Закона N 103-ФЗ не содержат требования о необходимости раздельного учета сумм, полученных в пользу поставщиков, с которыми оператор заключил договоры. Для приема платежей оператор по приему платежей (далее — оператор, агент) должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (далее — Договор), по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, условиями договора с поставщиками (в рассматриваемом случае с собственниками площадей паркинга) может быть установлен порядок последующих расчетов с ними, в частности порядок распределения полученных оператором средств от посетителей паркинга.
В силу частей 11.1 и 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее — Закон N 54-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (исходя из положений ч. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).
В частности, оператор обязан при осуществлении расчетов применять контрольно-кассовую технику (далее — ККТ), зарегистрированную в установленном порядке.
При этом оператор признается пользователем ККТ для целей Закона N 54-ФЗ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ), в обязанности которого входит передача в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Кассовый чек является фискальным документом (абз. 27 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
В силу ст. 5 и 6 Закона N 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям Закона N 54-ФЗ, в частности содержать реквизиты, указанные в п. 1 ст. 4.7 данного Закона.
Кроме этого, в соответствии с абзацем двенадцатым п. 4, абзацем шестым п. 5 статьи 4.1 Закона N 54-ФЗ приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (далее — Приказ) утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (Приложение 1) и форматы фискальных документов (Приложение 2), обязательные к использованию.
Так, кассовый чек должен содержать реквизиты, указанные в таблице 19 (п. 24 Приложения 2). При этом из анализа Приказа (пп. "о" п. 3 Приложения 1, таблицы 4, 5, 10, 21, 23 Приложения 2) можно выделить следующие реквизиты, которые должны применяться оператором (независимо от того, распространяются ли на него положения Закона N 103-ФЗ или нет) в рассматриваемой ситуации:
1) реквизит "признак агента", значения которого приведены в таблице 10. В примечании к данной таблице указано, что в кассовом чеке (БСО) соответствующий бит ("2" для платежного агента, или "6" — для агента (не платежного)) реквизита "признак агента" должен указывать, что пользователь осуществляет расчет, являясь соответствующим агентом*(3).
При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом или платежным агентом, этот реквизит в фискальном документе (далее — ФД) в печатной форме принимает значение "АГЕНТ" или "ПЛ.АГЕНТ соответственно;
2) реквизит "признак агента по предмету расчета", значения которого приведены в таблице 21. При осуществлении расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом или платежным агентом, этот реквизит в ФД в печатной форме принимает значение "АГЕНТ" или "ПЛ.АГЕНТ соответственно.
3) реквизит "данные поставщика", значения которого приведены в Таблице 23. В нем указываются данные:
— поставщика платежного агента в соответствии с Законом N 103-ФЗ (в случае, если пользователь признается платежным агентом);
— лица, являющегося принципалом агента в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ, а именно, наименование и телефон поставщика;
4) реквизит "ИНН поставщика" (п. 11 Примечаний к Таблице 20).
Таким образом, в кассовом чеке, выдаваемом агентом, указываются реквизиты конкретного поставщика.
Возможность при приеме платы за парковку разделять ее между двумя поставщиками в пропорции, установленной договором, и отражать в кассовом чеке прием оплаты в двух частях, с указанием реквизитов каждого из поставщиков отдельно, законодательством, устанавливающим порядок применения ККТ, не установлена.
Однако действующее законодательство позволяет дополнять реквизиты кассового чека с учетом особенностей той сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты (п. 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). Это согласуется, например, с ч. 4 ст. 5 Закона N 103-ФЗ, где указано, что кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором.
Отметим, что Приказ не содержит конкретных указаний о применении тех или иных реквизитов в различных ситуациях, в частности при необходимости распределения поступившей от покупателя платы между несколькими поставщиками в соответствии с условиями договора между ними и агентом. Разъяснений уполномоченных органов по вопросу особенностей применения ККТ при осуществлении расчетов в рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. Отметим, что Минфин России по вопросам технической реализации расчетов, о применении реквизитов и форматов кассовых чеков, а также о формировании кассовых чеков в зависимости от различных условий считает целесообразным обращаться в ФНС России (письма Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24306, от 27.01.2017 N 03-01-11/4154, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 12.05.2017 N 03-01-15/28914).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
6 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Особенности осуществления операций с платежными картами установлены Положением ЦБР от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее — Положение N 266-П). Согласно п. 1.9 Положения N 266-П расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации — эквайреры.
*(2) Данным письмом налоговое ведомство направило для использования в работе обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения.
*(3) Кассовый чек (БСО) может содержать реквизиты "признак агента", если ранее в отчете о регистрации и (или) в текущем отчете о перерегистрации был указан реквизит "признак агента", имеющий значение, идентичное значению реквизита "признак агента" кассового чека (п. 18 Примечаний к таблице 19).
В отчете о регистрации и (или) в текущем отчете о перерегистрации указание реквизита "признак агента" означает, что пользователь может осуществлять расчеты, являясь соответствующим агентом (п. 1 Примечаний к таблице 10).
platezhnyy_agent_po_priemu_platezhey_ot_fizicheskih_lic.jpg
Похожие публикации
Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.
Платежные агенты: понятие и виды
Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.
Платежные агенты могут быть двух типов:
Оператор по приему платежей – агент-юрлицо, работающий напрямую с получателем платежей;
Платежный субагент – агент (юрлицо, ИП), работающий по договору с оператором по приему платежей, в рамках заключенного таким оператором договора с поставщиком товаров или услуг.
Нормативно-правовую базу деятельности агентов образует специальный Федеральный закон №103 о платежных агентах (закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, ред. от 18.04.2018). Этот правовой акт определяет, кто такие платежные агенты, а также содержит все требования к организациям и ИП, имеющим этот статус, регламентирует порядок их работы.
Платежный агент по приему платежей: требования
Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:
Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;
Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;
Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;
Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.
Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.
Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.
Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.
Платежный агент: ответственность
Платежный агент по приему платежей от физических лиц может быть привлечен к ответственности при нарушении требований законодательства в части использования специального банковского счета, либо неперечисления на него средств от плательщиков. Согласно п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:
Юрлица – 40-50 тысяч рублей;
Должностные лица и приравненные к ним ИП – 4-5 тысяч рублей.
Кроме того, при отсутствии у платежного оператора регистрации в Росфинмониторинге он может быть привлечен к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушениями установленных требований по регистрации.
Платежный агент: пример
Наибольшее распространение прием платежей через агентов получил в сфере ЖКХ. Управляющие компании и поставщики коммунальных услуг часто прибегают к их помощи для сбора платежей с населения т.к. такая схема позволяет с минимальными затратами сформировать удобную платежную сеть. Поставщик может работать как с одним, так и с несколькими агентами. При этом законодательство предусматривает обязательное уведомление клиентов о том, какие есть уполномоченные платежные агенты: список их размещается на официальном сайте поставщика и портале ]]> ГИС ЖКХ ]]> .
Кроме того, прием платежей по агентской схеме востребован в интернет-торговле, т.к. обеспечивает прием платежей без подключения к платежным системам, в том числе снимает необходимость применения онлайн-касс.
Платежные агенты для интернет-магазина, список которых можно найти на множестве специализированных сайтов, могут быть как представителями определенной платежной системы, например, «ЯндексКасса» на платформе «ЯндексДеньги», либо представлять собой их агрегатор, к примеру, «Робокасса» или «Единая касса». Вне зависимости от вида, принцип работы электронных платежных агентов, а также требования к ним, аналогичны принципам и требованиям для агентов, работающих вне интернета.