Доступ к приборам учета электроэнергии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 6 мая 2014 года

ПО ВОПРОСУ МЕСТА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРА УЧЕТА

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее — Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта "а" пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.

Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Читайте также:  Когда дают первый отпуск на новой работе

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Проверки расчетных приборов учета осуществляются энергоснабжающей организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета.

Энергоснабжающая организация проводит контрольное снятие показаний с приборов учёта потребителей в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Результаты проверки приборов учета энергоснабжающая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается энергоснабжающей организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

1. Последствия вывода из строя приборов учёта либо отсутствия приборов учёта.

Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Собственник прибора учета несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, а если такой прибор учета входит в состав измерительного комплекса или системы учета — также по поверке измерительных трансформаторов.

Прибор учета, принадлежащий одному лицу, установленный в границах энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) другого лица, должен следовать судьбе указанных энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), если иное не установлено соглашением между собственником прибора учета и собственником указанных энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Передача права собственности на такой прибор учета от его собственника к собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в границах которых он установлен, а также определение расходов, подлежащих компенсации со стороны собственника таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), осуществляются по соглашению между указанными собственниками.

В случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки: исходя из величины максимальной мощности энергопринимающих устройств в соответствующей точке поставки или (если в договоре отсутствуют данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств) – из допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода (кабеля).

В случае если в течение 12 месяцев расчетный прибор учета повторно вышел из строя по причине его неисправности или утраты, то определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется:

Читайте также:  Продажа квартиры взятой в ипотеку

с даты выхода расчетного прибора учета из строя и в течение одного расчетного периода после этого — в порядке, установленном пунктом 166 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» для определения таких объемов в течение первых 2 расчетных периодов в случае непредставления показаний прибора учета в установленные сроки;

в последующие расчетные периоды вплоть до допуска расчетного прибора учета в эксплуатацию — в порядке, установленном пунктом 166 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» для определения таких объемов начиная с 3-го расчетного периода для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки.

2. Недопуск к прибору учёта для целей контрольного снятия его показаний:

На потребителя возложена обязанность по обеспечению периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа к приборам учета представителей гарантирующего поставщика для их проверки и снятия показаний.

По каждому факту недопуска потребителем представителей гарантирующего поставщика к приборам учёта оформляется акт недопуска.

В случае 2-кратного недопуска к расчетному прибору учета , установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета объем потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии начиная с даты, когда произошел факт 2-кратного недопуска, вплоть до даты допуска к расчетному прибору учета объем потребления электрической энергии (мощности) определяется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для определения таких объемов начиная с третьего расчетного периода:

  • по величине максимальной мощности энергопринимающих устройств (при наличии в договоре данных о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств),
  • или (при отсутствии в договоре данных о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств)- по допустимой длительной токовой нагрузке вводного провода (кабеля).

Сколько радости приносит свой первый собственный дом! Когда все строительные работы завершены и вы с благоговением смотрите на свое детище, полагая что осталась лишь небольшая малость – это подключить электричество. Вы жестоко ошибаетесь. Достаточно вам переступить порог энергоснабжающей организации, как весь оптимизм улетучится в одно мгновение. Поскольку сегодня ЭСО не только не хотят идти навстречу потребителю, но и пытаются всячески навязать ему свои условия, зачастую грубо нарушая действующие требования. Энергоснабжающие компании очень часто хотят решить свои проблемы за счет потребителя, заставляя его проложить кабель, воздушную линию электропередачи, выполнить электромонтаж или отремонтировать электрооборудование и многое другое. В этой статье мы расскажем о законности требований энергоснабжающих организаций устанавливать счетчик на улице (фасад здания, опора).

Направив заявку на подключение электроэнергии, потребитель получает техническое условие, после выполнения которого, энергоснабжающая организация подключит электроэнергию, то есть осуществит технологическое присоединение энергопринимающих устройств. Ознакомившись с техническим условием на подключение, можно обнаружить, что ЭСО требует установить электросчетчик на фасаде здания или же на ближайшей опоре воздушной линии электропередач. Такое требование ЭСО аргументирует возможностью беспрепятственного доступа их сотрудников к электросчетчику для осмотра, проверки и снятия показаний. Давайте рассмотрим насколько законно это требование.

При наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений. Понятное дело, что это оказывает негативное влияние на эксплуатационный срок службы, значительно уменьшая его. Кто-то может возразить, что всё можно установить в герметичный силовой щит, но он не способен защитить размещённое в нём электрооборудование от жары, конденсата и мороза. Так же следует знать, что при отрицательных температурах индукционный электросчетчик начитает считать неточно, причём не в пользу потребителя. Погрешность может достигать 10% и более, что является ощутимой дополнительной нагрузкой на кошелёк потребителя. Данные «хотелки» энергоснабжающих организаций незаконны, т.к. грубо нарушают требование ПУЭ п.1.5.27., где указано, что электрический счетчик устанавливаться в сухих помещениях с температурой не ниже 0°С.

При размещении электросчетчика на фасаде здания или на опоре, потребителя лишают возможности нести бремя содержания своего имущества, в соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса РФ, в следствии чего к прибору учета электроэнергии будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации для снятия показаний, но и абсолютно любой желающий поживиться за чужой счёт.

Некоторые хитромудрые специалисты ЭСО заставляют устанавливать прибор учёта электроэнергии на опоре на высоте не менее 3,5 метров, мотивируя это заботой о сохранении от воров, тем самым лишая возможности потребителя контролировать показания электросчётчика.

Представьте себе 70 – летнюю старушку ежемесячно карабкающуюся на опору для снятия показаний потребления электроэнергии. Следует отметить, что такая установка счётчика электроэнергии нарушает требование ПУЭ, п. 1.5.29., где сказано, что прибор учёта должен быть установлен в пределах от 0,8 — 1,7 метра от пола.

Читайте также:  Днк тест на родство брат и сестра

Хотелось бы отметить, что ни на одном фасаде здания горадминистрации, суда, прокуратуры или милиции вы не увидите электрического счетчика. В чем же причина, ведь закон один для всех: и для органов власти, и для частных лиц?

Теперь, когда вы уже знаете, что требования энергоснабжающих организаций незаконны, давайте разберемся, что делать в этой ситуации. Потребитель не должен оплачивать «хотелки» ЭСО и идти у него на поводу. Если вы не препятствуете доступу для осмотра и проверки электросчетчика, а также снятия показаний, у энергоснабжающей организации нет оснований обязывать устанавливать прибор учета на улице.

При заключении договора с энергоснабжающей организацией устанавливается «Граница балансовой принадлежности», которая определяется «Актом разграничения балансовой принадлежности», то есть определяется точка где устанавливают прибор учета электроэнергии. И эта точка может оказаться на улице только с вашего согласия! Поэтому, при составлении акта, требуйте разграничить балансовую принадлежность внутри помещения в ВРУ. Обязательно внимательно читайте документы, подготовленные энергоснабжающей организацией, поскольку после их подписания, в соответствии со статьёй 421 п. 2 Гражданского кодекса РФ, все «хотелки» ЭСО станут законными. Если вы сами не разбираетесь в вопросах энергоснабжения, вы имеете полное право пригласить независимого эксперта для рассмотрения документации!

Помните, что энергоснабжающая организация – это коммерческая структура, основной задачей которой является продажа электроэнергии, и она не вправе заставлять потребителя нарушать действующие требования, законы и правила. С «хотелками» энергоснабжающих компаний можно и нужно бороться, так как в условиях отсутствия конкуренции они нагло диктуют свои условия и решают за счет потребителей собственные проблемы. Не забывайте, что ваше основное оружие – знание действующих законов и правил!

ПУЭ-6
1.5.27
Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С.
Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами.
Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С.

1.5.29
Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 — 1,7 м.
Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Гражданский кодекс РФ
Статья 210. Бремя содержания имущества
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector