Исключение из егрюл недостоверные сведения

Недавно налоговики начали исключать из ЕГРЮЛ организации, в отношении которых в реестр внесены записи о недостоверности сведений. Такое право есть у регистрирующего органа, если запись о недостоверности содержится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев. При этом исключить могут даже реально работающую компанию.

— Сергей Александрович, как известно, с 2016 г. налоговики могут проверять достоверность сведений, включенных в ЕГРЮЛ, и вносить в госреестр записи о недостоверности по результатам таких проверок. А с 01.09.2017 вступила в силу еще и норма, согласно которой организация может быть исключена из ЕГРЮЛ, если запись о недостоверности содержится в нем более 6 месяцев.

Значит ли это, что компанию могут исключить из реестра, если запись о недостоверности внесена именно после 01.09.2017? Или дата внесения записи не важна?

— Основной смысл нововведений в том, что юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, если запись о недостоверности сведений содержится в нем более 6 месяцев. Получается, не важно, когда она появилась в госреестре. Работа по исключению из ЕГРЮЛ юридических лиц с признаками недостоверности началась в марте. И конечно, это может коснуться и тех организаций, запись о недостоверности по которым внесена до 01.09.2017.

С другой стороны, положения Закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ, которым введена эта норма, не оговаривают, распространяется ли она на правоотношения, возникшие до 01.09.2017. А в случае, когда иное прямо не предусмотрено принимаемым нормативным документом, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Так что у компании, которая исключена из ЕГРЮЛ из-за записи о недостоверности, внесенной ранее 01.09.2017, теоретически остается шанс оспорить решение регистрирующего органа на этом основании. Будут ли такие прецеденты иметь место, покажет практика.

Напомню, что исключение из ЕГРЮЛ по инициативе регистрирующего органа — это его право, а не обязанность. То есть необязательно, что действия по исключению компании из ЕГРЮЛ налоговики начнут, как только истекли 6 месяцев с момента внесения в госреестр записи о недостоверности.

— Прежде чем внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности, регистрирующий орган должен направить организации уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

Может ли случиться так, что компания не получала уведомление, а запись о недостоверности в госреестр внесена?

— На практике возможно все что угодно, в том числе и такая ситуация. Хотя, конечно, по общему правилу регистрирующий орган должен направить компании, ее директору и участникам уведомление о необходимости в 30-дневный срок внести верные сведения в ЕГРЮЛ. И запись вносится, только если от этих лиц в регистрирующий орган такие данные не поступили либо если представленная информация не подтверждает достоверность ранее внесенных сведений в госреестр.

Кроме того, напомню, что номинальный директор и формальный учредитель могут сами заявить о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, направив в регистрирующий орган заявление по форме № Р34001. Например, заявление может подать бывший руководитель, если компания своевременно не внесла изменения в ЕГРЮЛ при смене руководства. В таком случае запись о недостоверности вносится в госреестр без направления уведомления. И компания может узнать об этом только при самопроверке данных в ЕГРЮЛ.

— Что делать действующей компании, если в ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности?

— Предварительно можно получить в инспекции разъяснения, почему появилась запись о недостоверности. Если претензии регистрирующего органа обоснованны, пусть даже организация не получала уведомление о недостоверности, то нужно представить достоверные сведения. Например, внести в ЕГРЮЛ данные о новом адресе.

Скажем, офис компании находится в большом административном здании, а в ЕГРЮЛ внесен только номер дома. Тогда нужно указать этаж и номер помещения — все как в договоре аренды. То есть компания должна подать заявление по форме Р14001 с указанием фактически того же юридического адреса (который, по мнению заявителя, является достоверным). Если проверка новых сведений подтвердит их достоверность, то запись из ЕГРЮЛ уберут.

Кроме того, если компания не согласна с внесением записи, то может в течение 3 месяцев обжаловать ее в региональное управление ФНС. Или сразу обратиться в суд. Напомню, что обязательное досудебное обжалование предусмотрено только при оспаривании решений об отказе в государственной регистрации.

— А можно ли обжаловать исключение из реестра из-за записи о недостоверности?

— Надо понимать, что наличие признаков недействующего юридического лица и лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ имеются недостоверные сведения, — это различные правовые основания для исключения организации из ЕГРЮЛ. То есть в соответствии с законодательством из-за недостоверности сведений из ЕГРЮЛ может быть исключена и организация, не обладающая признаками недействующего юридического лица.

Но полагаю, что для обжалования компания должна привести серьезные аргументы в пользу того, почему сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не удалось сделать достоверными в отведенные сроки и почему запись об исключении должна быть признана недействительной. Только тогда имеет смысл обжаловать решение регистрирующего органа.

Отмечу, что информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений, как и при исключении юрлица с признаками недействующего, в обязательном порядке публикуется в «Вестнике государственной регистрации». И гораздо лучше принять меры по недопущению исключения на этом этапе путем направления в регистрирующий орган мотивированного заявления в срок не позднее 3 месяцев после публикации.

— Если запись о недостоверности была внесена в ЕГРЮЛ, но потом удалена регистрирующим органом, смогут ли основной участник ООО и директор принимать участие в создании других компаний или руководстве ими?

— Если в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о руководителе или адресе организации, то ее руководитель и учредитель ООО с долей участия не менее 50% в течение 3 лет не могут стать учредителями и руководителями другой компании. Этот срок исчисляется с момента внесения записи о недостоверности в ЕГРЮЛ. Но если компания устранила причины, по которым запись о недостоверности была внесена в госреестр, негативные последствия для этих физлиц не возникнут.

— Будет ли действовать ограничение на учреждение новых юрлиц и руководство ими, если компанию исключили из ЕГРЮЛ из-за записи о недостоверности?

— Да, ограничение будет действовать. Причем, полагаю, точкой отсчета трехлетнего срока действия ограничений по-прежнему будет являться дата внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, поскольку иного порядка здесь не предусмотрено.

— Как узнать, имеются ли у контрагентов недостоверные сведения в ЕГРЮЛ? И как часто нужно проверять эту информацию, чтобы компанию не обвинили в том, что она не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента?

— Это можно узнать из выписки из ЕГРЮЛ, которую можно получить на сайте ФНС России www.nalog.ru, в частности через сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Частота проверки, на мой взгляд, должна определяться частотой взаимодействия с контрагентом. То есть целесообразно запрашивать выписку, например, при заключении крупной разовой сделки или периодически в период действия договора поставки.

Читайте также:  Какие профессии высокооплачиваемые в россии для мужчин

Отмечу, что с введением в НК РФ ст. 54.1 понятие должной осмотрительности постепенно уходит из правоприменительной практики. Это не значит, что налогоплательщику уже не нужно проявлять осмотрительность при заключении сделок. Но теперь это больше нужно самой организации, чтобы убедиться в надежности контрагента.

Конечно, с точки зрения налогового контроля повышенный риск при заключении сделок с контрагентами, в отношении которых, например, есть данные о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, тоже сохраняется. Хотя такие факты и не могут служить самостоятельным основанием для отказа в принятии налоговых расходов или НДС-вычетов, но они могут быть учтены налоговым органом или судом в совокупности с другими обстоятельствами, свидетельствующими о недобросовестности налогоплательщика.

— В Письме ФНС от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@ разъяснялось, что информация о недостоверности отражается в выписке из ЕГРЮЛ в показателе «Дополнительные сведения» соответствующего раздела. Но в то время запись о недостоверности можно было увидеть только в бумажной выписке.

Будет ли сейчас видна запись о недостоверности, если выписку запросить через сервисы на сайте ФНС?

— На момент выхода этого Письма изменения в ст. 21.1 Закона о госрегистрации еще не вступили в силу, поэтому официально в выписке отдельной строкой эту запись показать было невозможно.

Сейчас запись о недостоверности будет как в бумажной, так и в электронной выписке. После строки с недостоверной информацией в соответствующем разделе, например в том, где отражаются сведения об адресе места нахождения компании, появится строка «Дополнительные сведения», где в качестве причины внесения записи в ЕГРЮЛ указывается: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)».

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных юридического лица (адрес юридического лица). Информация о недостоверности адреса юридического лица была получена из электронной выписки ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, от налогового органа никаких писем и уведомлений не получалось, никакие изменения по заявлению юридического лица не регистрировались в ФНС России. 1. Какие необходимо совершить действия юридическому лицу в данной ситуации? 2. Какие последствия могут наступить для юридического лица в связи с внесением данной записи в ЕГРЮЛ? Предусмотрена ли административная ответственность за непредоставление ФНС России достоверных данных об адресе юридического лица? 3. Каков порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице?

1. С 01.01.2016 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон о госрегистрации) действует в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ. С этой даты значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ: теперь это проверка не только новых сведений (вносимых в ЕГРЮЛ), но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Кроме того, в общих чертах установлены порядок и срок такой проверки, а также полномочия ФНС России. Однако это не означает, что с 01.01.2016 проверка проводится в каждом случае обращения к регистрирующему органу. Напротив, согласно п. 4.1 ст. 9 Закона о госрегистрации по общему правилу (т.е. в большинстве случаев) запрещена проверка сведений, содержащихся в представленных документах. Исключение составляет возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, уже включенных либо только включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации). Перечень таких ситуаций установлен самим регистрирующим органом (п. 4.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 5.9.52 Положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) в п. 2 Приложения N 1 к приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72 "Об утверждении оснований, условий и способов . " (далее — Приказ N ММВ-7-14/72).

Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена лишь для ряда сведений о юридическом лице (пп. "в", "д", "л" п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72), в том числе сведений об адресе юридического лица. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/3980@). Если выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то регистрирующий орган вносит туда же запись о недостоверности сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, смотрите также письмо ФНС России от 02.09.2016 N ЕД-3-14/4045@).

2. Внесение записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц. ФНС вправе отказать в государственной регистрации связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:

— данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами "в" или "л" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) либо она была внесена по заявлению о недостоверности, то есть в порядке п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации без проверки (абзац четвёртый пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);

— данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в таком ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами "в" или "л" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) (абз. пятый пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи у регистрирующего органа будет право исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Закона о госрегистрации. Соответствующие изменения вносятся Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Читайте также:  Привлечение к административной ответственности члена избирательной комиссии

При определенных обстоятельствах наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может повлечь и иные неблагоприятные последствия для организации. Так, согласно абзацу третьему п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. Напомним также, что организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ, смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"). Нельзя исключить и риск привлечения к административной ответственности (смотрите ч.ч. 3, 4, 5 ст. 14.25 КоАП РФ, а также материал: Энциклопедия решений. Административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверных или заведомо ложных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Наконец, запись о недостоверности сведений о юридическом лице обязательно вносится в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. "з.1" п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации). Поскольку информация, содержащаяся в указанном реестре и в ЕГРЮЛ, является общедоступной, такая запись может негативно сказаться на репутации организации.

3. Порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице либо ее аннулирования законодательством не установлен. На наш взгляд, из положений п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации следует, что для исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в регистрирующий орган должны быть представлены соответствующие актуальные сведения. Имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по этому вопросу сводятся по существу к тому, что для исключения записи о недостоверности сведений из ЕГРЮЛ необходимо представление в регистрирующий орган заявления по форме Р14001 с указанием актуальных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе (смотрите информацию на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn43/news/activities_fts/6767234 и информационное сообщение в системе ГАРАНТ). Полагаем, что в приведенной ситуации достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе может быть подтверждена путем направления в регистрирующий орган соответствующей информации с приложением необходимых документов (например договора аренды и т.п.). Если же по результатам рассмотрения регистрирующим органом указанной информации запись о недостоверности сведений не будет исключена из ЕГРЮЛ, внесение регистрирующим органом записи о недостоверности сведений о юридическом лице может быть оспорено в вышестоящем органе либо в суде по правилам главы 24 АПК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Основные правила исключения сведений из ЕГРЮЛ

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон) юридическое лицо должно в течение трех рабочих дней с момента смены лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности, уведомить об этом регистрирующий орган путем направления заявление по форме № Р14001.

Письмом ФНС России от 16.03.2016 г. № ГД-4-14/4301 предусмотрено, что при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица. Правовых оснований для обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р14001 физическим лицом, полномочия которого в качестве единоличного исполнительного органа общества прекращаются или прекращены, не имеется.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации не урегулирован порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в тех случаях, когда это лицо изъявило желание на прекращение взаимоотношений с соответствующим юридическим лицом и фактически не исполняет своих обязанностей, а новый единоличный исполнительный орган не избран.

Неисключение спорных сведений из ЕГРЮЛ, несомненно, нарушает права и законные интересы единоличных исполнительных органов, чьи полномочия прекращены, поскольку для третьих лиц они продолжает оставаться единоличными исполнительными органами. Даже после официального увольнения с должности эти лица могут получать письма внебюджетных фондов, налоговых органов и других учреждений, в том числе о ненадлежащем исполнении обязанностей руководителя.

В настоящее время имеется способ, который, по мнению законодателя, позволяет исключить нарушение прав и интересов единоличных исполнительных органов, изъявивших желание сложить с себя полномочия. В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона регистрирующим органом в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма № Р34001).

В судебной практике появляется все больше судебных актов, которые свидетельствуют о том, что внесенная на основании заявления физического лица запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений исключает нарушение прав и интересов единоличных исполнительных органов, чьи данные содержатся в ЕГРЮЛ после их увольнения или после ликвидации общества.

Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ исключает нарушение прав единоличных исполнительных органов

Так, в деле № А56-22943/2017 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области пришел к выводу, что не исключение сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку для третьих лиц (налоговых органов, банков, бюджетных и внебюджетных фондов, работодателей) заявитель продолжает оставаться генеральным директором общества, в связи с чем удовлетворил требования заявителя и обязал налоговый орган внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении полномочий исполнительного органа общества. Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд не согласился с выводом Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд счел, что действия регистрирующего органа, вынесшего отказ о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий заявителя, соответствуют установленному законом порядку внесения изменений сведений в ЕГРЮЛ, и правовых оснований для признания их незаконными не имеется. В конечном счете Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и вынес постановление, которым отказал в удовлетворении требований заявителя. Арбитражный суд Северо-Западного округа согласился с Тринадцатым арбитражным судом и оставил постановление апелляционного суда без изменений.

В деле № А43-16003/2017 Арбитражный суд Нижегородской области пришел к аналогичным выводам. В данном деле арбитражный управляющий обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе исключения из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о нем как о единоличном исполнительном органе компании. Ситуация в данном деле осложнялась тем, что в отношении компании, в которой заявитель числился в качестве единоличного исполнительного органа, было вынесено определение о прекращении процедуры конкурсного производства. Арбитражный суд Нижегородской области в этом деле также пришел к выводу, что действия регистрирующего органа, вынесшего отказ о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий заявителя, соответствуют установленному законом порядку внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ. Более того, суд пришел к выводу, что так как во время рассмотрения дела налоговым органом на основании заявления по форме № Р 34001 внесена запись о недостоверности сведений о заявителе как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени компании, то все участники гражданского оборота при ознакомлении со сведениями о компании, содержащимися в ЕГРЮЛ, будут проинформированы о недостоверности сведений об исполнительном органе данного юридического лица, а значит, права и интересы заявителя не нарушены.

Читайте также:  Основания недействительности сделки устанавливаются

Вместе с тем, в судебной практике имеются случаи, когда суды приходили к выводу о невозможности внесения записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в связи с тем, что юридическое лицо ликвидировано.

Когда запись о недостоверности сведений невозможна

В деле № А40-253201/17 заявитель обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений. При рассмотрении данного дела судом было установлено, что до направления заявителем формы № Р34001 в налоговый орган в отношении общества, в котором заявитель фигурировала в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени общества, была внесена запись об исключении общества из ЕГРЮЛ. Арбитражный суд города Москвы, а также Девятый арбитражный апелляционный суд в данном деле пришли к выводу, что прекращение правоспособности юридического лица влечет прекращение отношений с участием данного юридического лица, в том числе и корпоративных, в связи с чем содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, прекратившего правоспособность, сведения, предусмотренные подпунктом «л» п. 1 ст. 5 Закона, в любом случае не могут квалифицироваться как соответствующие действительным обстоятельствам. Кроме того, судами было отмечено, что в действиях налогового органа отсутствует бездействие, поскольку имело место уведомление ответчика об отказе вносить сведения в ЕГРЮЛ.

Выводы суда Арбитражного суда города Москвы в деле № А40-253201/17 абсолютно противоположны выводам Арбитражного суда Нижегородской области в деле № А43-16003/2017, поскольку вынесение определения о прекращении конкурсного производства по делу о банкротстве в соответствии с ч. 3 ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ предполагает направление этого определения в регистрирующий орган, который на основании такого заявления вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации общества. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в одном деле налоговый орган посчитал возможным внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а в другом ни налоговый орган, ни суд не признали это возможным.

В судебной практике также имеются случаи, когда суды все же приходили к выводу о том, что даже при внесении записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, права и законные интересы заявителя продолжают нарушаться.

В некоторых случаях при внесении записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ права директора продолжают нарушаться

В деле № А60-37736/2016 заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения налогового органа об отказе в регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно — исключение сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества. В данном деле сложилась ситуация, при которой единственным участником одного общества с ограниченной ответственностью выступало другое общество с ограниченной ответственностью. Общество-участник было ликвидировано на основании признания данного общества банкротом. В такой ситуации фактически отсутствует какая-либо возможность внести изменения в данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, поскольку новый генеральный директор общества не может быть избран, а бывший генеральный директор не является лицом, уполномоченным на подачу заявления по форме № Р14001. Суд, принимая во внимание конкретные обстоятельств дела и то, что общество, а также его единственный участник (общество) в течение длительного времени никаких действий по внесению спорных изменений в ЕГРЮЛ не совершали и обязанность по представлению сведений об избрании нового руководителя общества в регистрирующий орган не предоставляли, учитывая, что нахождение в ЕГРЮЛ сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, нарушает его права и законные интересы, при этом иной возможности защитить свои права у заявителя не имеется, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований у регистрирующего органа для отказа в исключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, в редких случаях, когда у заявителей отсутствует иная возможность внести изменения в ЕГРЮЛ, суд может обязать налоговый орган исключить из ЕГРЮЛ сведения о заявителе как о единоличном исполнительном органе.

Выводы

Проведенный обзор судебной практики показал, что на сегодняшний день отсутствует единый подход налоговых органов и судов к вопросу исключения из ЕГРЮЛ сведений о единоличном исполнительном органе, сложившем свои полномочия. В одном случае суды полагают, что внесение записи о недостоверности сведений позволяет говорить об устранении нарушения прав и интересов прекративших свои полномочия единоличных исполнительных органов, в другом случае суды считают, что внесение такой записи не требуется, поскольку ликвидация общества сама по себе влечет прекращение всех отношений с участием данного юридического лица, в том числе и корпоративных, в связи с чем содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, прекратившего правоспособность, сведения, предусмотренные подпунктом «л» п. 1 ст. 5 Закона, в любом случае не могут квалифицироваться как соответствующие действительным обстоятельствам.

Из проведенного анализа также следует, что самым действенным способом защиты прав и интересов единоличного исполнительного органа, сложившего свои полномочия, является не оспаривание отказа налогового органа о внесении изменений на основании заявления по форме № Р14001, а предусмотренный законом способ обращения в налоговый орган с заявлением о внесении записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако необходимо отметить, что при подаче заявления по форме № Р34001 у заявителя также может сложится ситуация, при которой ни налоговый орган, ни суд не сочтут возможным внесение такой записи в ЕГРЮЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector