Обязательными уровнями образования являются

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Комментарии

Уважаемые коллеги!
Сайт: http://sites.google.com/site/axiomaticsofnature обосновал правила точности идей, запрещающие использование в законодательстве двусмысленных и иных обманных и избыточных слов, препятствующих точному выражению, пониманию и исполнению законов.
Этим правилам не отвечает и данный закон, где неточным представляется уже исходный термин “образование”, требующий замены словом ОБУЧЕНИЕ.
Пример такой замены в главе 2, доказывающий её преимущества, дан ниже.
=========================================================================

Глава 2. Система обучения
Статья 11. Структура системы обучения

1. Система обучения включает в себя:
1) федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования, обучающие стандарты, обучающие программы различного вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие обучение, индивидуальных предпринимателей, обучающих без образования юридического лица, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере обучения, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, обеспечивающие обучение, оценку качества обучения;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, работающие в сфере обучения.
2. Обучение подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное (детей и взрослых, профессиональное) и профессиональное обучение, реализующее возможность обучения на протяжении всей жизни (непрерывное обучение).
3. Общее и профессиональное обучение реализуются по уровням обучения.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего обучения:
1) дошкольное;
2) начальное общее;
3) основное общее;
4) среднее общее.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального обучения:
1) среднее профессиональное;
2) высшее — бакалавриат;
3) высшее — специалитет, магистратура;
4) высшее — подготовка кадров высшей квалификации.
6. Система обучения создает условия для непрерывного обучения, используя преемственность основных обучающих и различных дополнительных обучающих программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких обучающих программ, а также учета прежних данных о квалификации, опыта практической деятельности при получении обучения.

Статья 12. Федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования. Обучающие стандарты

1. Федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования, а также обучающие стандарты обеспечивают:
1) единство обучающего пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных обучающих программ;
3) вариативность содержания обучающих программ соответствующего уровня обучения, возможность формирования обучающих программ различного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества обучения на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных обучающих программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные обучающие стандарты и федеральные государственные требования, а также обучающие стандарты являются основой объективной оценки качества обучения лиц, освоивших обучающие программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения.
3. Федеральные государственные обучающие стандарты являются обязательными при реализации основных обучающих программ в дошкольных обучающих организациях и в аккредитованных организациях, осуществляющих обучающую деятельность.
4. Федеральные государственные обучающие стандарты включают в себя требования:
1) к структуре основных обучающих программ, в том числе к соотношению обязательной части основной обучающей программы и части, формируемой участниками обучающих отношений, и их объему;
2) к условиям реализации основных обучающих программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
3) к результатам освоения основных обучающих программ.
5. Федеральными государственными обучающими стандартами устанавливаются сроки получения общего и профессионального обучения.
6. В целях обеспечения реализации права на обучение людей с ограниченными возможностями здоровья в федеральные государственные обучающие стандарты включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные обучающие стандарты.
7. Федеральные государственные обучающие стандарты общего обучения разрабатываются по уровням обучения, федеральные государственные обучающие стандарты профессионального обучения — также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки соответствующих уровней профессионального обучения.
При формировании федеральных государственных обучающих стандартов профессионального обучения учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………..

Читайте также:  Педагог начальных классов зарплата

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

Читайте также:  Проводки в бухгалтерском учете пени по налогам

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ.

Одной из основных гарантий реализации конституционного права на образование является установление на конституционном уровне обязательного уровня общего образования. В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Аналогичная норма закреплена и в п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», согласно которому «основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными».

В конституционном праве выделяют два вида обязанностей: одни носят императивный, повелительный характер (прямой запрет) другие — косвенный характер. Л.Д. Воеводин отмечает, что так же, как и конституционные права, конституционные обязанности имеют прямое действие, но механизм их реализации и привлечения к ответственности в случае неисполнения, должен быть закреплен в текущем законодательстве.

Традиционное понимание конституционной обязанности как установленной государством меры общественно необходимого поведения обязанного лица и конституционно закрепленных и охраняемых правовой ответственностью требований применительно к обязанности получить общее образование имеет ряд особенностей:

1. Обязанным лицом выступает не субъект конституционного права на образование, обучающийся, а его родители (законные представители). Возложение данной обязанности на родителей означает запрет для родителей препятствовать детям в приобретении образования названного уровня, а также всемерно содействовать его получению. Таким образом, фактически, субъект конституционного права на образование не совпадает с субъектом соответствующей конституционной обязанности.

2. Нестрогая формулировка. Термин «обеспечивают» вместо «обязаны» прямого юридического смысла в плане обязательности совершения определенных действий не содержит. В связи с этим, объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности весьма незначителен, что не способствует снижению уровня детской безграмотности в России и общему повышению образовательного уровня граждан.

3. Ограниченный срок реализации: требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет.

4. Возможность реализовать данную конституционную обязанность в негосударственном общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Подобную ситуацию невозможно спроектировать на выполнение иных конституционных обязанностей в негосударственном секторе. Так, например, нельзя реализовать конституционную обязанность по прохождению военной службе — в «частной армии» или заплатить установленные законом налоги и сборы на расчетный счет негосударственной организации. Вышесказанное позволяет сделать вывод о «делегировании» негосударственному общеобразовательному учреждению государственных функций по организации получения обязательного уровня образования, закрепленного на конституционном уровне, в целях повышения образовательного уровня страны в целом.

В настоящее время обязательный уровень образования установлен в рамках основного общего образования (9 классов). Ряд субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Алтай и др.) на уровне регионального законодательства приняли решение повысить уровень обязательного образования на территории данного субъекта федерации до полного (среднего) общего образования. В связи с подобным решением возникает вопрос: не происходит ли нарушение конституционных норм в части возложения дополнительных обязанностей на родителей обучающихся (или лиц их заменяющих) в отдельно взятом регионе, что создает неравенство прав граждан на территории России.

Читайте также:  Где запросить свою кредитную историю

Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос о правомерности введения субъектом Российской Федерации вышеуказанной нормы и пришел к выводу, что подобные положения не противоречат Конституции РФ только в том случае, если возлагаемой на родителей ответственности за реализацию права детей на получение среднего (полного) общего образования корреспондируют принятые на себя субъектом РФ обязанности по обеспечению таких условий. Свое решение Суд мотивировал тем, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Устанавливая, что родители обязаны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, норма Конституции Республики Алтай, в соответствии с целями социального государства, дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые бы хотели продолжить свое обучение. Республика Алтай принимает на себя обязательства по финансированию и материально-техническому обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних содействие в его реализации и защите. Такое регулирование не нарушает установленное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий, поскольку защита прав и свобод граждан, а также общие вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ работает над проектом федерального закона, позволяющего установить обязательность всех трех ступеней общего образования, для чего предлагается переименовать ступени общего образования. В результате такого преобразования путем введения промежуточной ступени «базовое общее образование» (5-9 классы) и упразднения ступени среднего (полного) общего образования, установленный Конституцией РФ обязательный уровень основного общего образования будет приходиться на последний 11 класс.

За невыполнение указанной конституционной обязанности предусмотрен ряд мер юридической ответственности. Субъектами данной ответственности также выступают родители (законные представители) детей, препятствующие детям в получении общего образования, и/или не обеспечивающих получение ими данного вида образования.

Ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает административную ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а также по защите их прав и интересов в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. За неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего установлена уголовная ответственность в ст. 156 Уголовного кодекса РФ. Однако гораздо более действенным негативным последствием для человека, не получившего обязательный уровень образования является, на наш взгляд, невозможность продолжить образование в высшем учебном заведении.

Тем временем, следует отметить, что объем ответственности за нарушение данной конституционной обязанности несоизмерим с масштабами и степенью проработки механизма привлечение к ответственности за нарушение иных конституционных обязанностей: обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ), а также обязанности гражданина РФ защищать Отечество и нести военную службу (ст. 59 Конституции РФ). Вышесказанное позволяет сделать вывод о неоправданном занижении значения данного вида конституционной ответственности для развития системы образования, для повышения образовательного уровня граждан страны, для укрепления национальной безопасности и целостности России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector