Жилищный фонд РФ имеет в своем составе немалое количество различных видов имущества. Региональные субъекты нашей страны, преимущественно, владеют муниципальной жилой площадью, распределяемой между физическими и юридическими лицами.
За правомочностью, правомерностью и рациональностью распределения муниципального жилищного фонда следит специально организованная для этих целей государственная структура, а точнее – отделы жилищного контроля.
В сегодняшнем материале наш ресурс более детально хотел бы ознакомить всех читателей с принципом работы данного госоргана и его основными функциями.
Что собой представляет жилищный контроль?
Что такое отдел жилищного муниципального контроля? Фото № 1
Согласно действующему законодательству РФ, местное самоуправление, владеющее соответствующим жилищным фондом (ЖФ) и отвечающее за рациональность его использования, обязуется следить за всем, что с ним связано.
В соответствии с изменениями в Жилищном Кодексе от 6 октября 2013, любой муниципалитет нашей страны наделен соответствующими полномочиями относительно контроля за использованием ЖФ на его территории. Исполнением данной обязанности должны заниматься полномочные в этом организации, сформированные местным самоуправлением конкретного субъекта РФ.
В широком смысле, под муниципальным жилищным контролем понимается работа отдельных органов муниципалитета, деятельность которых направлена на организацию и проведение мероприятий, связанных с проверкой на правомерность, правомочность и рациональность использования ЖФ муниципального характера.
Нормы, на которые должна ссылаться данная организация, четко регламентированы следующими законодательными актами:
- Жилищный Кодекс РФ;
- Положения постановления Госстроя России от 27.09.2003 года;
- Положения постановления Правительства РФ от 6.05.2011 года;
- Положения постановления Правительства от 21.01.2006 года.
Обязанности отдела жилищного муниципального контроля. Фото № 2
Организуя деятельность соответствующих структур, муниципалитет обязуется контролировать все действия юридических и физических лиц относительно использования с их стороны муниципального ЖФ. При этом отделы жилищного контроля должны работать в полном соответствии с положениями указанных выше законодательных актов.
Структурно, жилищный контроль местного самоуправления представлен специальными центрами, функционирование которых официально началось с 1 января 2013 года. Сотрудники данных центров исполняют следующий перечень функций:
- проверка рациональности и правомерности использования муниципального ЖФ со стороны третьих лиц, которым он предоставлен, как по своей инициативе, так и по просьбе граждан или сторонних организаций;
- решение спорных вопросов, возникших у субъектов правоотношений относительно использования ЖФ муниципалитета;
- обнаружение и пресечение фактов, связанных с нерациональным или неправомерным использованием муниципального ЖФ.
Говоря простым языком, отделы жилищного контроля конкретного муниципалитета следит за тем, чтобы жильцы МКД или их управляющие компании исполняли свои обязанности по содержанию имущества, которые регламентированы для них законодательством.
В частности, контролирующие организации ежегодно проверяют ЖУК на правомерность функционирования и стабильность выполнения их функций. При выявлении нарушений в работе управляющей компании жилищный контроль вправе уведомить об этом соответствующие ведомственные структуры для дальнейшего решения проблемы.
Как работает госорганизация?
Функции отдела жилищного муниципального контроля. Фото № 3
Как было упомянуто ранее, жилищный контроль на территории муниципальных образований РФ представлен специальным центрами, имеющими аналогичное название. Деятельность таких структур осуществляется в соответствии с рассмотренными ранее законами и функциями.
По итогу, деятельность отделов жилищного контроля направлена на поддержание стабильно правильного использования ЖФ муниципалитета.
Работа данной госорганизации проводится в двух основных режимах:
- Первый – проведение проверок и прочих мероприятий относительно использования ЖФ по своей инициативе.
- Второй – проведение аналогичных процедур по просьбе других лиц, обратившихся в орган с соответствующим заявлением.
В первом случае, все предельно просто: отдел жилищного контроля выбирает день и проводит плановую проверку работы одной или нескольких ЖУК, работающих на подконтрольной ему территории. Однако во втором случае принцип организации деятельности слегка иной. Здесь на первый план выходит обращение в организацию со стороны третьих лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.
Работа с обращением граждан. Фото № 4
Чаще всего в муниципальный жилищный контроль обращаются обычные граждане, которые недовольны работой их управляющей компании. Дабы уведомить об этом полномочный госорган любой гражданин может прибегнуть к одному из следующих способов обращения в жилищный контроль:
- личное посещение с целью проведения консультационных бесед и подачи соответствующих заявлений или жалоб;
- обращение в жилищный контроль через Интернет при помощи официального сайта организации по месту жительства или единого портала «ГосУслуг»;
- отправка жалобы или заявления заказным письмом, курьером или представителем по адресу центра.
Вне зависимости от формы обращения граждан сотрудники жилищного контроля обязаны предпринять соответствующие меры. Если же такового не происходит, то заявителю остается жаловаться на саму организацию путем обращения в вышестоящие инстанции: Госжилнадзор, Прокуратура или Суд.
На этом, пожалуй, повествовании об отделах муниципального жилищного контроля на территории РФ можно заканчивать. Надеемся, с предназначением и функциями данной госорганизации вы разобрались. Удачи в организации правоотношений!
Более подробно об осуществлении жилищного муниципального контроля вы можете узнать, посмотрев видео:
6. Обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случае выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Отдел муниципального жилищного контроля является структурным подразделением аппарата администрации города Южно-Сахалинска и подчиняется непосредственно вице-мэру.
Отдел муниципального жилищного контроля является уполномоченными органом для осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Обратиться в Отдел муниципального жилищного контроля
вторник с 14.30 до 17.30
четверг с 14.30 до 17.30
(кроме праздничных нерабочих дней)
Специалисты Отдела муниципального жилищного контроля:
1. Беломаз Эльвира Валентиновна, главный специалист 1 разряда, каб. № 403, тел. 300-785 (доб. 2)
2. Пухов Сергей Анатольевич, главный специалист 1 разряда, каб. № 403, тел. 300-785 (доб. 4)
3. Панкова Светлана Павловна, главный специалист 1 разряда, каб. № 403, тел. 300-785 (доб. 5)
4. Лебедева Татьяна Фаргатовна, ведущий специалист 1 разряда, каб. № 403, тел. 300-785 (доб. 3)
Положение об Отделе жилищного контроля (утвержден Распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 07.10.2014 № 305-р)
Открыть Устав/Положение.
Полномочия, задачи и функции.
Отдел муниципального жилищного контроля осуществляет свои задачи и функции в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно:
— Жилищным кодексом РФ;
— Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»;
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
— Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
— Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
— Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
— Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 204-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
— Законом Сахалинской области от 05.03.2013 № 10-ЗО «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля и порядке взаимодействия органом муниципального жилищного контроля с органами исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор»;
— Постановлением Правительства Сахалинской области от 24.07.2013 № 369 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций контроля в соответствующих сферах деятельности» (документ опубликован не был);
— Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск»;
— Положением об отделе муниципального жилищного контроля, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.07.2013 № 196р.
Отдел муниципального жилищного контроля является структурным подразделением аппарата администрации города Южно-Сахалинска, не обладающим правами юридического лица и создан с целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Южно-Сахалинск".
Основные задачи Отдела:
1. Осуществление контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и муниципальными правовыми актами.
2. Предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства при использовании и содержании муниципального жилищного фонда, которые влияют на безопасность проживания и создают угрозу здоровью или жизни граждан.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1. Осуществление муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" посредством:
1.1. Проведения плановых проверок и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а так же гражданами законодательно установленных обязательных требований в части контроля за:
— техническим состояниям и использованием муниципального жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, независимо от доли городского округа в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту;
— соблюдением правил пользования муниципальными жилыми помещениями нанимателями и членами их семей, использованием жилого помещения по целевому назначению;
— соблюдением правил предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности;
— соблюдением обязательных требований энергетической эффективности и оснащенности муниципальных жилых помещений приборами учета энергетических и водных ресурсов;
— деятельностью управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм по выполнению условий договоров управления многоквартирными домами;
1.2. проведения обследования муниципального жилищного фонда на предмет санитарного и технического состояния мест общего пользования;
1.3. Выдачи предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, относящихся к сфере деятельности муниципального жилищного контроля об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
1.4. Составления актов по результатам обследований муниципального жилого фонда и проведенных проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;
1.5. Формирования, утверждения в установленном порядке и дведения до сведения заинтересованных лиц ежегодного плана проведения плановых проверок путем размещения на сайте администрации города в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.2. Разработки проектов нормативных правовых актов, программ, планов, а так же административных регламентов исполнения муниципальных функций.
2.3. Мониторинга исполнения принятых нормативных правовых актов, программ, планов (для формирования отчетности), а так же анализ (для подготовки письменной информации) полученных в ходе осуществления муницицпального жилищного контроля:
— результатов исполнения обязательных требований, в том числе о мерах, принимаемых для устранения выявленных нарушений;
— технического состояния обследуемого жилищного фонда;
— эффективности муниципального жилищного контроля.
2.4. Приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и представителей организаций, а также рассмотрение их заявлений и обращений, оказание юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, товариществам собственников жилья и гражданам информационной-методической, консультативной, организационной поддержки по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
2.5. Обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.
2.6. Осуществления доступа к информации о деятельности администрации города в установленной сфере деятельности Отдела.
2.7. Организации содержания муниципального жилищного фонда городского округа посредством участия в Комиссии по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
2.8. Организации проведения капитального ремонта жилых помещений в городском округе, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны, посредством участия в Комиссии по проверке качества ремонта и обследованию технического состояния жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны, подлежащих капитальному ремноту за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск".
2.9. Организации оценки муниципального жилищного фонда на предмет пригодности (непригодности) для проживания, согласования (или отказа) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения жилищного фонда городского округа посредством участия в комиссиях:
— Межведоственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда;
— Приемочной комиссии по готовности помещения к эксплатации после перепланировки (переустройства).