Статья 20. Право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке
Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.
Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.
Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.
> Лесные сервитуты |
Содержание Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ) |
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Комментарии к ст. 8 ЛК РФ
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.
Содержание
Участки на лесных землях
Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым — для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.
Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.
И не только считали. Лесные ведомства опровергали:
- право собственности на землю
- правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан
выполненного органами муниципальной власти.
Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.
Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:
- защита
- воспроизводство
- использование в соответствии с назначением
зачастую исключает возможность застройки.
На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:
- с получением разрешений лесного ведомства субъекта
- с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
- со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов
Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.
Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:
- земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
- возникла масса проблем:
- и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
- Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
Реальное положение вещей:
- с лесными и муниципальными землями
- с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей
свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.
Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.
- о землях лесного фонда
- о границах лесных земель
- о наложении границ лесных и частных участков
в открытом для граждан доступе не было.
Ситуация получила официальное название — «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:
- в ЕГРН (ранее ЕГРП):
- фиксировал сведения о недвижимости
- присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
- в ГЛР (государственный лесной реестр):
- регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
- к местоположению границ ЗУ
- к содержанию межевого плана
Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.
До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте
В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.
Сведения о предоставлении участков лесного фонда:
- в аренду
- во временное пользование
не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.
В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).
Образовались ситуации пересечений лесных участков:
- между собой
- с другими землями
Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:
- по картографическим материалам
- по данным лесоустройства
- без своевременного обновления
- без привязки к системе координат, установленной для ГКН
- без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости
Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.
Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.
«Лесная амнистия» — гарантия защиты прав собственников участков
Проблемы с участками на лесных землях решил ФЗ № 280 от 29 июля 2017 года. Этот закон получил обиходное название «лесной амнистии».
Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.
Тем не менее, будем иногда использовать в тексте статьи терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.
- дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
- установил срок до 1 января 2023 года:
- для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
- для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
- о границах территорий:
- ОКН (объектов культурного наследия)
- особо охраняемых природных зон
Способы достижения цели «лесной амнистии»
Цель «лесной амнистии» — защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:
- устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
- исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
- применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов — для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений
Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР
Одно из положений «лесной амнистии» — главенстство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:
- лесного реестра
- лесного плана субъекта федерации
- иных документов
Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.
Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.
Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.
Исключения
Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):
- ЗУ в границах особо охраняемых природных территорий:
- заповедники
- заказники
- территорий объектов культурного наследия (ОКН)
Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.
- ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
- выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель
собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.
Временные «точки отсечения»
Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:
- 8 августа 2008 года:
- люди получали участки на лесных землях законно
- собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
- 1 января 2016 года:
начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:
- лесных массивов
- лесных земель на особо охраняемых природных территориях
выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.
Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.
Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.
Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008
Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:
- садоводство
- огородничество
- личное подсобное хозяйство
- дачное хозяйство
- индивидуальное жилищное строительство
Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:
- «земли сельскохозяйственного назначения»
- «земли населённых пунктов»
соответствующую виду использования участка.
Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:
- в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
- в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ — «земли лесфонда»
Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:
- от наличия на участке построек
- от наличия зарегистрированных прав на постройки
- от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
- или в кадастровом паспорте
- или в правоустанавливающем документе
- или в ином документе
Примечание
По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:
- для садоводства
- для огородничество
- для ведения личного подсобного хозяйства
не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.
Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ — 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).
До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:
- земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
- смежным земельным участком является лесной участок
- собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
- площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах
органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).
Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года
Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:
- объекты не предназначены для нужд лесопользования
- права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.
- на здание
- на дом
- на иную постройку
зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).
Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:
- обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
- провести межевание
- внести в ЕГРН сведения:
- об участке
- о границах ЗУ:
- материалы межевого плана:
- чертёж
- описание участка на кадастровом плане территории)
При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».
Далее Росреестр произведёт:
- исключение ЗУ из состава лесных площадей:
- если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН — как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:
- лесного участка
- лесничества
- лесопарка
Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:
- право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
- право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка
Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.
Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону
Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» — полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.
До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.
После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:
земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.
Так установлено пунктом 7 статьи 60 4 закона 280-ФЗ.
5. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)
По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.
До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.
Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен — в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.
Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.
Выводы
Федеральный закон 280-ФЗ — ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:
- вариантов согласования схем участков
- механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
- заниматься этими территориями
- присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
- заниматься:
- развитием инфраструктуры
- обеспечением нормальных условий жизни населения
Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:
- обеспечивает государственную защиту собственности граждан
- не позволяет нарушить имущественные права
- сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
- не подрывает доверие общества к государственным реестрам