Право собственности на лесной участок

Статья 20. Право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.

Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире.

Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

>
Лесные сервитуты
Содержание
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарии к ст. 8 ЛК РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Содержание

Участки на лесных землях

Ситуация, когда земельный участок (ЗУ) находится на лесной земле, не редкая. Участок может быть любым — для садоводства, ЛПХ, ИЖС, КФХ или для сельхозпроизводства.

Наделы и постройки, зарегистрированные в ЕРГН, были под прицелом лесных ведомств. Они предъявляли к владельцам претензии. Их замечания касались собственности на землю, поскольку эти ведомства относили наделы или их часть к лесной территории, зарегистрированной в лесном реестре.

И не только считали. Лесные ведомства опровергали:

  • право собственности на землю
  • правомерность предоставления ЗУ в собственность граждан

выполненного органами муниципальной власти.

Земельные участки изымались у владельцев через суды. Земля возвращалась в лесной фонд государства, то есть в собственность Российской Федерации. Успешных для лесных ведомств результатов было немало.

Использование лесных земель регулируется Лесным кодексом РФ. Лейтмотив в порядке эксплуатации лесных земель:

  • защита
  • воспроизводство
  • использование в соответствии с назначением

зачастую исключает возможность застройки.

На ЗУ на лесных землях построить что-либо было практически невозможно. Застройка была сопряжена:

  • с получением разрешений лесного ведомства субъекта
  • с разработкой проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование или аренду
  • со сложной процедурой утверждения проектов освоения лесов

Возведение частного дома на такой земле провоцировало неприятные последствия. Строение приобретало статус самовольной постройки на лесных землях, даже если на него в ЕГРН было зарегистрировано право собственности. Постройки должны были сноситься по решению судов.

Читайте также:  Наказание за парковку на тротуаре

Сложившаяся ситуация имела малоприглядный характер:

  • земли Рослесхоза оказались в границах садоводческих товариществ и населённых пунктов
  • возникла масса проблем:
  • и дачники, и люди, проживающие в посёлках вблизи лесов, не могли ничего построить на «лесных» сотках, а если и строили, то строения были вне закона:
  • Росреестр не мог зарегистрировать право собственности
  • не всем гражданам и организациям, владеющим участками с постройками на лесных землях, было известно о том, что:
    • ЗУ находится в границах лесничества или лесопарка
    • построенные здания и дома:
      • считаются незаконными строениями
      • свидетельствуют о неумышленном нарушении Лесного кодекса РФ
      • владельцы участков, являющиеся собственниками земли в представлении ЕГРН, превращались в нарушителей закона в представлении лесного реестра, точнее, в заложников сложившихся 2-х раздельных систем государственного учёта земель и лесов
      • Реальное положение вещей:

        1. с лесными и муниципальными землями
        2. с земельными участками, предоставленными властями гражданам и юридическим лицам для различных целей

        свидетельствовало о явных правовых неувязках во взаимодействии муниципалитетов и лесных ведомств.

        Проблема спровоцировала полное или частичное наложении планов лесных земель и планов земель регионов, муниципалитетов, граждан и компаний. Собственники ЗУ узнавали об этом не сразу.

        • о землях лесного фонда
        • о границах лесных земель
        • о наложении границ лесных и частных участков

        в открытом для граждан доступе не было.

        Ситуация получила официальное название — «двойной кадастровый учёт». Он стал следствием дублирования сведений об одном и том же участке разными органами регистрации независимыми друг от друга способами:

        1. в ЕГРН (ранее ЕГРП):
          • фиксировал сведения о недвижимости
          • присваивал участку уникальный кадастровый номер, являющийся подтверждением факта существования недвижимости, а значит и имущественных прав на земельный участок (и постройки при их наличии)
          • в ГЛР (государственный лесной реестр):
            • регистрировал сведения о лесных участках, ранее находившихся во владении с/х организаций, без должных требований:
              • к местоположению границ ЗУ
              • к содержанию межевого плана

              Существенными причинами противоречий этих реестров стала неразбериха в законодательстве.

              До 2008 года в ЕГРН не было материалов о межевании земель лесного фонда на территории регионов. Лесные земли не ставились на государственный кадастровый учет. Их границы не имели координат. Они не отображались на публичной кадастровой карте

              В ГКН не было сведений о площади каждого обособленного лесного участка. Их нельзя было определить в составе площадей земель лесфонда.

              Сведения о предоставлении участков лесного фонда:

              • в аренду
              • во временное пользование

              не вносились в ГКН до 01.01.2015 г.

              В реестр предоставлялся единый правоудостоверяющий документ. Это было свидетельство о государственной собственности, полученное в 1992-1997 годах. Учёт земли вёлся в упрощённом порядке (без точного межевания).

              Образовались ситуации пересечений лесных участков:

              • между собой
              • с другими землями

              Границы лесных участков регистрировались в ЕГРН неточно:

              • по картографическим материалам
              • по данным лесоустройства
              • без своевременного обновления
              • без привязки к системе координат, установленной для ГКН
              • без учёта существующих сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости

              Сопоставление сведений ЕГРН об участках, находящихся в собственности граждан и компаний, с данными о ЗУ в реестре лесного фонда оказалось затруднительным или невозможным.

              Собственники участков, попавших под бремя регистрационных дублей, пытались отстоять свои права в многочисленных судебных разбирательствах. Судебные решения, как уже было отмечено, далеко не всегда доказывали их правоту.

              «Лесная амнистия» — гарантия защиты прав собственников участков

              Проблемы с участками на лесных землях решил ФЗ № 280 от 29 июля 2017 года. Этот закон получил обиходное название «лесной амнистии».

              Небольшой казус получился с таким названием, ведь закон, в прямом значении амнистии, никого не амнистирует. Значимость его заключена в защите прав собственников земельных участков и законных интересов и имущественных прав Российской Федерации, являющейся собственником земель лесного фонда.

              Тем не менее, будем иногда использовать в тексте статьи терминологию «лесная амнистия», поскольку она более краткая в сравнении с полным наименованием закона 280-ФЗ и проще воспринимается при чтении и на слух.

              • дополнил отдельные статьи Лесного кодекса РФ
              • установил срок до 1 января 2023 года:
              • для устранения противоречий между сведениями ГЛР и ЕГРН
              • для приведения в соответствие сведений ГЛР и ЕГРН:
                1. о границах территорий:
                • ОКН (объектов культурного наследия)
                • особо охраняемых природных зон
              • об ограничениях использования лесных участков:
                • в границах территорий ОКН
                • в границах территорий особо охраняемых природных зон
                • Способы достижения цели «лесной амнистии»

                  Цель «лесной амнистии» — защита прав собственников земли. Достигается она через решение основных проблем:

                  1. устранение противоречивых сведений ЕГРН об участках, границы которых пересекаются с землями лесфонда
                  2. исключение из ЕГРН дублирующих сведений о лесных участках
                  3. применения принципиально новых положений, ранее законодательно не предусмотренных, направленных на защиту лесов — для исключения впредь возможности внесения в государственные реестры противоречивых сведений
                  Читайте также:  Декларация по налогу на имущество сроки

                  Приоритет сведений ЕГРН перед сведениями ГЛР

                  Одно из положений «лесной амнистии» — главенстство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:

                  • лесного реестра
                  • лесного плана субъекта федерации
                  • иных документов

                  Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.

                  Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.

                  Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.

                  Исключения

                  Положение закона о приоритетности сведений ЕГРН не лишено исключений. Так, верховенство сведений ЕРГН перед данными ГЛР не распространяется на следующие типы земельных участков (пункт 1 статьи 10 закона 280-ФЗ):

                  • ЗУ в границах особо охраняемых природных территорий:
                  • заповедники
                  • заказники
                  • территорий объектов культурного наследия (ОКН)
                • ЗУ с категорией «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения»:
                  • если на таких ЗУ отсутствуют объекты недвижимости с зарегистрированнными правами
                  • участки с/х назначения, оборот которых регулируется ФЗ 101 от 24.07.2002), при наличии фактов:
                    • неиспользования ЗУпо целевому назначению
                    • использования ЗУ с нарушением законодательства РФ
                    • Закон полностью вынесен из сферы действия по землям в особо охраняемых природных территориях и стоит на страже лесов.

                      • ЗУ оказался в национальном парке или в заказнике
                      • выявилось пересечение границ ЗУ и лесных земель

                      собственнику ЗУ придётся обратиться в суд. Ему нужно доказать, что образование собственности на участок в лесном массиве было юридически достоверным и правильным.

                      Временные «точки отсечения»

                      Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:

                      • 8 августа 2008 года:
                      1. люди получали участки на лесных землях законно
                      2. собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
                      • 1 января 2016 года:

                      начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:

                      1. лесных массивов
                      2. лесных земель на особо охраняемых природных территориях

                      выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.

                      Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.

                      Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.

                      Сохранение права собственности на участки, возникшее до 08.08.2008

                      Речь идёт не о любых участках, а только о тех, права собственности на которые возникли до 8 августа 2008 года, а сами участки были предоставлены для таких целей, как:

                      • садоводство
                      • огородничество
                      • личное подсобное хозяйство
                      • дачное хозяйство
                      • индивидуальное жилищное строительство

                      Таким участкам можно присвоить более удобную для собственника категорию земель:

                      • «земли сельскохозяйственного назначения»
                      • «земли населённых пунктов»

                      соответствующую виду использования участка.

                      Вывести участок из состава земель лесфонда можно даже в случаях, когда:

                      1. в ГЛР о ЗУ указано, что надел находится в границах лесных земель
                      2. в выписке ЕГРН указано, что категория ЗУ — «земли лесфонда»

                      Присвоение участку новой категории земель определяется только сроком возникновения права на земельный участок (сроком первичного землеотвода), который должен быть ранее 8 августа 2008 года, и не зависит от целого ряда фактов:

                      • от наличия на участке построек
                      • от наличия зарегистрированных прав на постройки
                      • от категории ЗУ «земли лесного фонда», указанную:
                      • или в кадастровом паспорте
                      • или в правоустанавливающем документе
                      • или в ином документе
                    • от того, что современный владелец участка купил его или унаследовал много позднее, чем 8 августа 2008 года — главное, что первый собственник надела стал его владельцем до указанной даты
                    • Примечание

                      По «лесной амнистии» кадастровый учёт земельного участка:

                      • для садоводства
                      • для огородничество
                      • для ведения личного подсобного хозяйства

                      не требует согласования той части границ ЗУ, что расположена в лесу.

                      Законом 280-ФЗ для перечисленных участков установлен финальный срок согласования границ — 1 января 2023 года (пункт 9 статьи 10 закона).

                      До истечения этого срока исключается необходимость в согласовании местоположения части границы ЗУ на землях лесничества или лесопарка, при одновременном соблюдения следующих условий:

                      • земельный участок был предоставлен для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года
                      • смежным земельным участком является лесной участок
                      • собственник участка занимается уточнением положения границ ЗУ, смежного с лесным участком
                      • площадь ЗУ превышает более чем на 10% ту площадь, что указана в правоустанавливающих или в правоудостоверяющих документах
                      Читайте также:  Если в судебном приказе допущена ошибка

                      органы власти субъекта РФ в области лесных отношений вправе возразить против согласования местоположения границ ЗУ (пункт 10 статьи 10 закона 280-ФЗ).

                      Собственность на участки с возведенными на них объектами недвижимости с правом на постройки, возникшим до 1 января 2016 года

                      Гарантия «лесной амнистии» в оформлении собственности на участки и земли под возведёнными на них объектами обеспечивается только при одновременном выполнении следующих условий:

                      1. объекты не предназначены для нужд лесопользования
                      2. права собственности на построенные объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016 г.
                      • на здание
                      • на дом
                      • на иную постройку

                      зарегистрирована до 1 января 2016 года, владелец недвижимости имеет право поставить на учёт и земельный участок под объектом. Регистрация проводится вне зависимости от того, что границы ЗУ пересекаются с лесным или лесопарковым наделом (пункт 2 статьи 60 закона 280-ФЗ).

                      Для подтверждения права собственности на земельный участок владелец дома должен:

                      • обратиться с заявлением в орган, который предоставил ЗУ
                      • провести межевание
                      • внести в ЕГРН сведения:
                      • об участке
                      • о границах ЗУ:
                        1. материалы межевого плана:
                        2. чертёж
                        3. описание участка на кадастровом плане территории)

                        При подготовке межевого плана кадастровый инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

                        Далее Росреестр произведёт:

                        1. исключение ЗУ из состава лесных площадей:
                        1. если участок числился в лесном реестре в качестве части лесной территории, а в ЕГРН — как участок ИЖС, ЛПХ, участок с/х назначения и т.д.)
                      • поставит ЗУ на кадастровый учёт
                      • произведёт владельца постройки в полноценного собственника земельного надела
                      • зарегистрирует право собственности в ЕГРН
                      • Проблем с регистрацией участка и его границ в ЕГРН не будет в случае, когда при уточнении местоположения границ ЗУ было выявлено пересечение границ ЗУ с границами:

                        • лесного участка
                        • лесничества
                        • лесопарка

                        Нужно только ещё раз сделать акцент на том, что обязательными и одновременно соблюдаемыми условиями будут:

                        1. право на участок было оформлено до 1 января 2016 года
                        2. право на участок было возникло до даты внесения в ЕГРН сведений о границах участка

                        Так установлено пунктом 1 статьи 60 закона 280-ФЗ.

                        Сохранение права собственности на участки, «съехавшие» в лесопарковую зону

                        Законом рассматривается случай, когда в результате межевания или уточнения их границ получается, что на плане участок «съехал» — полностью иди частично оказался в лесопарковой зоне.

                        До «лесной амнистии», подобные ситуации превращались в неразрешимые проблемы.

                        После вступления закона 280-ФЗ в силу способ их разрешения играет в пользу владельца участка:

                        земельный надел исключается из состава земель лесного фонда, если ВРИ участка противоречит лесопарковому режиму.

                        Так установлено пунктом 7 статьи 60 4 закона 280-ФЗ.

                        5. Возврат по суду права собственности на утраченные участки и здания (возможность уже не действительна)

                        По ФЗ 280, устанавливался судебный порядок признания прав на объекты недвижимости, собственность на которые была утрачена по причине относения участков к лесной территории.

                        До принятия закона, по решениям судов, принятым по искам органов лесного хозяйства, повсеместно проводился снос жилых домов с выселением из них жильцов, вынужденно освобождались от построек садовые, огородные и дачные участки с полным аннулированием прав на них. Граждане лишались и без какой-либо компенсации своего законного права собственности, ранее подтверждённого государством.

                        Введение нормы закона о возврате собственности на утраченные участки и здания стало признанием государства своей неправоты и предложением об устранении случившейся несправедливости через обращения пострадавших владельцев недвижимости в суд для обжалования судебного решения и восстановления права собственности. Правда, срок подачи иска был ограничен — в течение года со дня вступления закона в силу, то есть закончился 29 июля 2018 года.

                        Во всяком случае, такая возможность была и, наверное, многие сумели воспользоваться ею.

                        Выводы

                        Федеральный закон 280-ФЗ — ёмкий по смыслу вводимых положений. Многие его новеллы заслуживают отдельного рассмотрения. Это статьи, касающиеся:

                        • вариантов согласования схем участков
                        • механизмов решения проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде, обязывающих власти:
                        • заниматься этими территориями
                        • присваивать территориям статуса полноценных населённых пунктов
                        • заниматься:
                          1. развитием инфраструктуры
                          2. обеспечением нормальных условий жизни населения

                          Можно и далее продолжить огромный перечень тех насущных задач, которые нашли отражение в «лесной амнистии». Нужно ещё раз отметить, что она:

                          1. обеспечивает государственную защиту собственности граждан
                          2. не позволяет нарушить имущественные права
                          3. сохраняет соответствующие земельные участки за их владельцами
                          4. не подрывает доверие общества к государственным реестрам

                          Добавить комментарий

                          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                          Adblock
                          detector