Запрос предложений по 44 фз пошаговая

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

Выявляем основания для проведения запроса предложений

Заглянем в ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ: запрос предложений в электронной форме начинается с публикации в ЕИС извещения, а победителем процедуры становится участник, который предложит заказчику наилучшие условия по конкретной закупке.

В ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ указывается ряд случаев, при которых можно осуществлять такую закупочную процедуру:

  • если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • если организации-заказчику необходимо закупить товары, работы, услуги (ТРУ), которые были предметом контракта, расторгнутого согласно ч. 9, ч. 15 ст. 95 44-ФЗ;
  • если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
  • если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
  • если организации нужно приобрести ТРУ по факту признания несостоявшимися ряда других электронных процедур на основании ч. 4 ст. 55.1 (конкурс) и ч. 4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
  • при обеспечении госзаказа жилых помещений непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Читайте также:  Достижение предельного возраста пребывания на военной службе

Готовим документацию

Если организация-заказчик проводит запрос предложений в электронной форме, документация должна быть размещена в ЕИС совместно с извещением и проектом контракта. Срок размещения строго регламентируется в ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ. например, в запросе предложений в электронной форме сроки размещения извещения не должны превышать 5 рабочих дней до даты проведения.

За 5 рабочих дней до проведения закупки размещаются не только извещение, но и документация запроса предложений, в форме электронного аукциона закупочную документацию, для сравнения, нужно опубликовать за 7 дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., и не позднее чем за 15 дней, если НМЦК — свыше 3 млн руб.

А вот так выглядит образец документации «запрос предложений в электронной форме»:

В извещении на закупку, среди прочего, необходимо указать сведения в соответствии с ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии запроса предложений в электронной форме;
  • требования, которым должны соответствовать потенциальные поставщики, и список документов и регистров, которые они должны предоставить в составе заявки;
  • сроки процедуры — дата и время окончания подачи заявок и дата окончания периода их рассмотрения и оценки.

Направляем приглашения

Отличительной чертой электронного запроса предложений является возможность заказчика разослать приглашения об участии в процедуре поставщикам, которые потенциально способны выполнить предмет госзаказа с учетом всех требований закупочной документации (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).

Такие потенциальные участники запроса предложений в электронной форме должны соответствовать следующему условию — иметь в течение предшествующих процедуре 18 месяцев заключенные контракты по такому же предмету заказа. При этом такие контракты не должны быть расторгнуты по причине нарушения исполнителем своих обязательств и договорных условий.

Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт. При этом их заявки не должны быть отклонены закупочной комиссией госзаказчика. Направить приглашение таким участникам можно не позже 5 рабочих дней до момента, когда будет проведен запрос предложений в электронной форме (образец заявки участника можно также скачать на нашем сайте).

Рассматриваем полученные заявки

Далее рассмотрим, как проходит процедура рассмотрения и оценки заявок от потенциальных исполнителей заказа. Согласно нормативам 44-ФЗ, все заявки должны быть направлены заказчику оператором электронной площадки в срок не позже 1 рабочего дня после окончания подачи заявок на участие в госзакупке (ч. 15 ст. 83.1).

После получения всех заявок начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии рассматривают заявки и проводят анализ и оценку на соответствие запросов от участников закупки требованиям и условиям закупочной документации.

Члены комиссии вправе отстранить участника, отклонив его заявку, только на основании положений ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ, если:

  • потенциальный поставщик не соответствует требованиям, указанным в извещении и в документах закупки;
  • участвующий в госзакупке в составе документации предоставил недостоверные сведения;
  • содержание заявки не соответствует нормативам, установленным действующим законодательством, согласно ст. 14 44-ФЗ.

Примером несоответствия заявки положениям ст. 14 44-ФЗ могут быть закупаемые лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, приобретаемые с целью удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Такие участники отстраняются согласно п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015 (исключение — п. 5 ПП РФ № 1289).

Все отстраненные комиссией заявки не подлежат дальнейшему изучению и анализу.

Члены комиссии не вправе отстранять участников за отсутствие документов, указанных в п. 5 ч. 9 ст. 83.1 (исключение — запреты по нормам ст. 14 44-ФЗ).

Также не допускается отстранение участника, если в составе его заявки не предоставлена документация, подтверждающая право потенциального поставщика на преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов, согласно п. 4 ч. 9 ст. 83.1, статьи 28, 29 44-ФЗ. Об этом говорится в ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ.

После получения и рассмотрения заявок члены комиссии проводят их дальнейшую оценку в соответствии с критериями электронной процедуры, которые были указаны в извещении и закупочной документации (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ)

Составляем протоколы проведения и выписку

Итак, открытый запрос предложений в электронном виде проведен, все заявки получены и рассмотрены комиссией. Далее необходимо составить протокол проведения процедуры (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ).

В протокол проведения запроса предложений в электронной форме включаются следующие сведения:

  • все данные и основания отклонения заявок, а следовательно, отстранения участников процедуры;
  • сведения о заявке, в которой указаны наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • все условия исполнения контракта в том случае, если на участие в электронном запросе предложений подали только одну заявку.

Неотъемлемым приложением протокола является таблица, аккумулирующая оценочную информацию обо всех участниках госзакупки.

Далее необходимо подготовить и разместить в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписку вносятся данные об отстраненных участниках с указанием причин для их отклонения, а также условия исполнения контракта из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Участник, подавший единственный запрос, в выписке не указывается.

Срок ее размещения — не позже момента окончания рассмотрения и анализа поданных заявок (ч. 20 ст. 83.1). При этом сам протокол проведения надлежит опубликовать вместе с итоговым протоколом в соответствии с ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ.

Рассматриваем окончательные предложения участников

Комиссия рассматривает окончательные предложения на участие в электронной процедуре только на следующий рабочий день после их отправления (ч. 23 ст. 83.1). Если окончательное представление потенциального поставщика хуже, чем первоначальные условия, приведенные в его запросе, то оно отклоняется. В таких случаях и в случае, когда участник не направил окончательное, первоначальное условие и признается окончательным для такого участника.

Победителем запроса предложений в электронной форме признается тот участник, чье окончательное предложение является наилучшим, в соответствии с критериями и требованиями закупки, приведенными в закупочной документации и извещении (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

В том случае, когда несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, победитель определяется по сроку подачи запроса — тот потенциальный поставщик, чья заявка поступила раньше, и является в данной ситуации победителем.

Читайте также:  Мораторий на выкуп земель сельскохозяйственного назначения

Составляем итоговый протокол

После подведения всех результатов необходимо составить итоговый протокол (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В таком протоколе указываются следующие данные:

  • условия, приведенные в окончательных условиях всех участников;
  • решение, принятое по факту рассмотрения и оценки окончательных запросов;
  • порядковые номера, распределенные комиссией после анализа окончательных предложений;
  • итоги изучения таких регистров, направленных участниками процедуры.

Размещаем протоколы

Согласно нормативам, приведенным в ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ, в Единой информационной системе в день составления и утверждения результирующего протокола размещаются сразу оба регистра: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Не так давно в арсенале заказчиков появилась новая закупочная процедура под названием «запрос предложений», которая за довольно короткий срок завоевала особую популярность и начала активно использоваться в осуществлении государственных и коммерческих закупок. О том, что именно собой представляет запрос предложений по 44-ФЗ, и в чем заключаются нюансы данной процедуры, сегодня и пойдет речь.

Этап Сроки Ссылка на 44-ФЗ Публикация извещения и сопутствующей документации в ЕИС Не позднее чем за 5 дней до начала процедуры Часть 3 и 6 статья 83 Отправка приглашений потенциальным участникам Одновременно с публикацией извещения в ЕИС Часть 3 статья 83 Прекращение приема заявок В день официального вскрытия конвертов и открытия доступа Часть 7.1 статья 83 Отправка участниками окончательных предложений Не позднее следующего рабочего дня после дня проведения запроса Часть 12 статья 83 Публикация выписки из протокола проведения запроса в ЕИС В день официального вскрытия конвертов и открытия доступа Часть 13 статья 83 Вскрытие конвертов и открытие доступа к окончательным предложениям Наследующий рабочий день после дня завершения проведения запроса Часть 15 статья 83 Публикация итогового протокола в ЕИС В день утверждения протокола Часть 16 статья 83 Заключение контракта с победившим поставщиком Не раньше чем через 7, но не позже чем через 20 дней после дней со дня публикации итогового протокола в ЕИС Часть 17 статья 83 Уведомление другой стороны о наличии судебных актов или обстоятельств, препятствующих заключению контракта В течение одного дня Часть 21 статья 83 Уведомление другой стороны в случае отмены препятствующих заключению контракта обстоятельств или судебных решений Не позже дня, следующего за днем прекращения действия препятствующих факторов Часть 21 статья 83

Извещение о проведении запроса предложений

В соответствии с действующим российским законодательством, а именно частью 3 статьи 83 Закона №44-ФЗ, официальное извещение о проведении запроса предложений должно размещаться в ЕИС не позже, чем за 5 дней до начала проведения процедуры.

В данном документе должны содержаться следующие данные:

  • наименование, адрес, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты), уполномоченное должностное лицо Заказчика;
  • лаконичное изложение условий договора;
  • идентификационный код/номер закупки;
  • актуальное ограничение участия в процедуре;
  • применяемый метод определения поставщика;
  • сумма и порядок внесения средств в качестве обеспечения (при наличии оснований);
  • требования к участникам процедуры;
  • исчерпывающий перечень необходимой документации;
  • указание языка, на котором предоставлена вся документация о проведении процедуры;
  • дата, время и место вскрытия конвертов с поступившими заявками, а также открытия доступа к электронным предложениям;
  • методы и условия получения необходимой документации о проведении процедуры;
  • плата за предоставление документации;
  • место, сроки и порядок подачи заявок на участие;
  • преимущества для специализированных учреждений: субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов, социально-ориентированных некоммерческих компаний и организаций уголовно-исполнительной системы.
Читайте также:  Как бороться с беспределом

Важно: С момента публикации извещения в ЕИС отменять проведение процедуры или вносить какие-либо корректировки в документ Заказчик не вправе. Запрос предложений – единственная процедура по 44-ФЗ, которую после публикации извещения в информационной системе отменить нельзя.

Документация

Согласно действующему законодательству вместе с размещением извещения в ЕИС Заказчик обязан там же опубликовать сопутствующую документацию, в которой должна быть указана информация из извещения, а также:

  • название и описание объекта планируемой закупки, условий будущего контракта и обоснование его максимальной стоимости;
  • требования к форме и составу заявок на участие, инструкция по их составлению;
  • информация о возможности изменения Заказчиком оговоренных условий при заключении договора или в ходе его исполнения;
  • регламент проведения процедуры;
  • порядок и сроки отзыва ранее поданных заявок на участие в процедуре;
  • критерии оценки поступивших заявок;
  • информация о контрактной службе, управляющем и лицах, ответственных за подписание контракта;
  • сроки подписания контракта;
  • сведения о возможности единоличного отказа от исполнения контракта.

Внимание: К документам о проведении запроса предложений в информационной системе в обязательном порядке прилагается официальный проект контракта.

Как оцениваются заявки: критерии

Информация о критериях оценки поступивших заявок на участие в запросе предложений, а также о величинах значимости указанных критериев, указываются в документации о проведении процедуры (пункт 7 часть 6 статья 83 Закона 44-ФЗ). В то же время Заказчик имеет право не использовать предусмотренные частью 1 статьи 32 критерии изучения и оценки заявок и их величины значимости (часть 2 статья 32 44-ФЗ).

При этом часть 4 статьи 32 того же закона гласит о том, что число используемых при определении поставщика критериев (кроме случаев проведения аукциона) должно быть не менее двух, один из которых – стоимость контракта.

Если Заказчик использует предусмотренные законодательством критерии оценки заявок, то и сам порядок оценки должен соответствовать нормативно-законодательным актам, а оценка заявок – производиться по установленным Правительством формулам.

Если же Заказчиком используются критерии, отличающиеся от установленных на законодательном уровне, то и порядок оценки должен быть определен Заказчиком самостоятельно.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта

Как уже было сказано, Заказчик имеет право установить требование об обеспечении подаваемой заявки только в том случае, когда повторный конкурс или аукцион были официально признаны несостоявшимися. В остальных случаях установление такого требования не правомерно.

Также следует обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство заказчиков не указывают в документации порядок возврата денежных средств, используемых в качестве обеспечения заявки. Статьи 44 и 83 Закона 44-ФЗ также не регламентируют порядок возврата ранее внесенных средств, поэтому руководствоваться в этой ситуации опять приходится общим подходом. В связи с этим сумма, внесенная в счет обеспечения заявки, должна быть возвращена в пятидневный срок с момента:

  • отзыва заявки участником процедуры;
  • утверждение комиссией протокола проведения процедуры;
  • подписания контракта с победившим участником.

Обеспечение исполнения контракта Заказчик должен потребовать лишь в случае проведения процедуры запроса предложений:

  • при единоличном отказе Заказчика от исполнения условий договора;
  • в случае признания повторного конкурса или аукциона несостоявшимися.

В каком случае запрос предложений может быть признан не состоявшимся?

Часть 8 статья 83 44-ФЗ определяет лишь два случая, при которых запрос предложений может быть признан несостоявшимся, а именно:

  • на участие в процедуре была подана лишь одна заявка;
  • на участие в процедуре не было подано ни одной заявки.

В первом случае проблема решается заключением договора с единственным поставщиком, но только в том случае, если поданная заявка отвечает всем установленным Заказчиком требованиям.

Во втором случае Заказчику предстоит внести соответствующие изменения в план-график и план закупок, после чего повторить проведение закупки. Исключение составляет только случай заключения контракта между органом исполнительной власти и зарубежной организацией на лечение гражданина России за пределами страны.

Как сделать запрос на коммерческое предложение: образец

Скачать образец запроса на коммерческое предложение можно по адресу https://yadi.sk/i/bXHto10S3Krs6d.

Ответ на запрос: пример

Ознакомиться с ответом на запрос коммерческого предложения можно по ссылке: https://yadi.sk/i/XjdSyTsS3Krs7Q.

Что нужно знать про запрос предложений по 223-ФЗ

Учреждения, работающие по 223-ФЗ осуществляют собственные закупки в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами страны, в том числе с:

  • Конституцией РФ;
  • ГК РФ;
  • 135-ФЗ;
  • 223-ФЗ.
  • Положением о закупке.

Важно: Положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к планируемой закупке, в том числе: порядок подготовки и проведения процедуры, условия применения, порядок заключения и исполнения контрактов.

Иными словами, в обязанности каждого Заказчика входит самостоятельная разработка и утверждение собственного Положения о закупке, в котором необходимо прописать все важные сведения и требования к проведению процедуры.

Как показывает практика, наиболее часто Заказчики берут за основу обязательные требования к проведению процедуры в рамках 44-ФЗ и дорабатывают документ с учетом собственных потребностей.

Так как требования к процедуре у каждого Заказчика свои – то участникам запроса предложений следует быть предельно внимательными при подготовке заявок. В первую очередь следует ознакомиться с документацией, и только потом изучить Положение о закупке настоящего Заказчика. В противном случае шансы допустить серьезную ошибку при подготовке заявки на участие крайне велики.

Важно: Переторжка может проводиться лишь в том случае, если в документации о текущем запросе предложений указана возможность проведения процедуры уторговывания цены.

Как показывает практика, в рамках Закона 223-ФЗ данная форма закупок используется Заказчиками не в целях наиболее эффективного расходования финансовых средств и развития здоровой конкуренции (как указано в действующем законодательстве), а для сохранения собственных проверенных поставщиков.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

«>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector